СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по Росписи Гжель.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект предназначен для проведения урока изобразительного искусства в 5 классе на данную тему в разделе декоративно-прикладное искусство.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по Росписи Гжель.»

Конспект урока по изобразительному искусству 5 класс.

Учитель: Абрамова Марина Александровна

Номер урока: 13

Тема урока: «Искусство Гжели: осваиваем приёмы росписи»

Цель урока: - Дать учащимся представление о гжельской керамике, разнообразии её форм, особенности росписи;

- Способствовать развитию эстетического восприятия, формировать умения декоративного творчества, навыки коллективной работы;

- Воспитывать интерес к народному творчеству, любовь к родине, её истории и культуре.

Задачи урока:

личностные:

- создавать условия для   раскрытия интеллектуальных возможностей детей;

- развивать фантазию и воображение, способствовать к созданию художественного образа, эстетической оценки произведений гжельских мастеров и работ учащихся;

 -работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

метапредметные: 

- анализировать собственную художественную деятельность, воспитывать наблюдательность, способность видеть прекрасное в искусстве народных промыслов и жизни;

- учиться высказывать и отстаивать своё мнение, планировать время, работу, и оценивать её результаты.

предметные:

- сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели.

-осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров.

-осваивать приемы гжельского кистевого мазка - «мазка с тенями».

-cоздавать композицию росписи в процессе практической творческой работы.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор, иллюстрации росписи, набор бумажных тарелочек, гуашь, альбом, кисти разные по толщине, тряпочка, вода, палитра.

Ход урока:

1.Организационный момент:

Приветствие и проверка готовности к уроку.

-Сегодня мы продолжаем разговор о русских народных промыслах, о том, что создавали мастера России, чьи традиции мы бережно храним.

2.Актуализация знаний. Введение в тему урока:

-С какими народными промыслами мы с вами уже знакомились на предыдущих уроках изобразительного искусства? (Городецкая, Жостовская и Хохломская росписи; Дымковские, Каргопольские и Филимоновские игрушки…)

Мы с вами говорили, что все изделия сделанные мастерами в этих направлениях необыкновенно красивые и напитаны своей удивительной историей. Каждая вещь действительно является уникальной и неповторимой.

- Сегодня мы с вами познакомимся с новым видом росписи в декоративно-прикладном искусстве. Для начала, я вам загадаю загадку, а вы попробуйте её отгадать:

Снежно-белая посуда,
Расскажи-ка ты откуда?
Видно, с севера пришла
И цветами расцвела
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.
(Гжель)

-Тема нашего урока …?

-Чему мы должны сегодня научиться?

- Вам понятна тема и цели?

-Какие задачи нужно решить художнику-волшебнику для создания художественного образа? (важно это, нужно, зачем?)

3.Вводная беседа:

ГЖЕЛЬ (гжельская керамика) - изделия керамических промыслов Московской области, центром которых была бывшая Гжельская волость. В настоящее время изделия производят в тридцати селах и деревнях в 60 км от Москвы (ныне Раменский район). Издавна люди заметили превосходное качество глины, выходившей на поверхность в районе реки Гжелки, от которой собственно и получил свое название эти места. Народные мастера Гжельского куста изначально создавали керамику, а в дальнейшем ими была найдена глина, и они начали создавать фарфор.

-Посмотрите на доску (оформлена иллюстративным материалом). Здесь вы видите изделия украшенные гжельской росписью.

- Какие цвета применил мастер в создании этих удивительных вещей?

-Особенность гжельской росписи состоит в том, что она выполняется в холодной цветовой гамме. Здесь мы видим на белом фоне узоры всех оттенков синего, от почти фиолетового и тёмно-синего до нежно голубого.

-Что же изготавливают гжельские мастера? Глиняные чайники, квасники, блюда, чашки, подсвечники, часы, фигурки людей, животных. Изделия обжигают в специальной печи при определенной температуре, расписывают только вручную и покрывают белоснежной глазурью. Каждое изделие уникально и неповторимо.

4.Изучение нового материала:

Сегодня слово Гжель вызывает представление о белом фарфоре с голубой росписью, но не всегда Гжель была сине-белой. Известно, что 200 лет назад, когда промысел только начинался, мастера создавали изделия из красной глины. Их украшала многоцветная роспись по белому фону – майоликаМайолика - вид керамики из обожжённой глины с крупнопористой поверхностью с использованием расписной глазури. Её делают и сейчас.

-Гжельская роспись делиться на 3 вида:

1. Растительный орнамент - это травка, злаки, ягоды, веточки, листья, букеты цветов. Это Пожалуй, самый излюбленный узор – гжельская роза.

2. Геометрический. Прежде всего, это шашечки – вдоль бортика, также гжельские сетки (в виде ели, «капельки», «жемчужинки», «усики»). 

3. Сюжеты. Это природа и времена года. Это сценки городской жизни, деревенский пейзаж.

-Как вы думаете, имеет ли значение цвет, который мы используем для росписи? (ответы обучающихся)

 Белый цвет - цвет начала, символ абсолютной тишины, абсолютного ничто -предвестника рождения нового. Сохранившееся в русском языке выражение «весь Белый Свет» раскрывает суть мифа о сотворении мира из белого света, белого, в котором содержится все богатство многоцветия мира. Каждый год мы, как и древние люди, можем воочию увидеть возврат мира к своему началу — это происходит, когда зима в одно мгновение преображает землю, укрывая ее белым снегом, стирая грани предметов и пространства.

- А ещё какой цвет?

Синий цвет Древняя символика цвета рождалась в ритуале, молитве, где все было взаимосвязано, прежде всего цвет (одежда, раскраска тела) и движение (танец, пантомима). Древние представления лучше всего сохранились в отношении синего цвета, который у древних был символом Мировой (божественной) Вертикали, соединяющей высоту неба и глубину моря-океана, символом неземного мира, символом замедления жизнедеятельности. Отсюда понятия: голубые (т. е. неземные) мечты, голубая (т. е. божественная) кровь, синяя птица (неземная мечта) и т. д.

-В основе всей гжельской росписи лежит – завиток. Это основные элементы гжельской росписи.
Внимательно рассмотрите форму мазка. Тоновой переход от тёмно-синего к светлому, получается за счёт того, что мастер набирает краску лишь на одну сторону кисти. И мастер мазками рисует какой-либо узор.

Обратите внимание, что самым излюбленным узором в гжельской росписи является – роза. Но бывает, что самой розы нет, а есть только лепестки.

- Сегодня на уроке, я предлагаю вам, попробовать себя в роли художников гжельской росписи.

5.Физкультминутка.


Давайте дадим отдых нашим глазам и потом будем работать дальше.

Крепко зажмурьте глаза, откройте. Снова закройте и попробуйте представить, что у вас на кончике носа карандаш. Нарисуйте этим карандашом, не открывая глаз, завиток из гжельской росписи.


6.Практическая работа.

-Ну, вот отдохнули. А теперь за работу.  У меня есть набор бумажных тарелочек, но только они белые и непривлекательные.

-Поможете мне расписать их?

- Сегодня мы с вами выполним фрагмент гжельской росписи. Попробуем изобразить гжельскую розу с листьями.

-Сначала карандашом слегка наметим контуры цветка и листьев. Затем толстой кистью широким мазком намечаем рисовать лепестки нашей розы. А дальше мы работаем уже тонкой кистью, этап за этапом.

- Не забывайте, что работаем только концом кисти.
(звучит тихая спокойная мелодия для рабочей атмосферы)
Учащиеся расписывают блюдце.

Во время выполнения практической работы хожу по рядам, провожу индивидуальную работу. Контролирую правильность повторения приёмов работы. На часто повторяющиеся ошибки, обращаю внимание всего класса. Оказываю помощь учащимся, испытывающим затруднение.

7.Рефлексия. Подведение итогов урока.

-Все молодцы, хорошо потрудились. А самое главное, вы попробовали себя в роли мастеров гжельской росписи.

-Я попрошу вас все работы повесить на доску, что бы мы сделали выставку и смогли оценить все рисунки. Садитесь удобно, посмотрите на свои работы. (Выставка работ обучающихся)

-Чем замечательны ваши блюдца?

-О чем вы думали, когда расписывали их?

-Понравилось ли вам работать?

-Где вы испытывали затруднение при работе?

-Чем эта роспись отличается от остальных? (Используется всего одна краска.)

-В чём секрет гжельского рисунка? (Секрет гжельского синего мазка в его тональности. В нем постепенный переход от темного к светлому.)

-Как вы думаете, добились ли мы на уроке поставленных целей? (Изучили еще один промысел, научились владеть кистевой росписью?)

- Скажите, чтобы оценить работу друг друга, что нам необходимо знать? (Критерии)

Давайте же определимся, что для нас наиболее важно было в этой работе:

-Соблюдения приемов росписи

-Выдержка цветовой гаммы в работе

-Целостность композиции

-Давайте попробуем оценить работы друг друга. (Комментируют картины друг друга)

-Я надеюсь, что для вас наш урок был интересным и полезным!

-На мой взгляд, ваши блюдца получились чудесные, дивные, волшебные и прекрасные!

-Вы можете использовать их как подарок своим родным и близким.

-На этом наш урок завершен. Всем огромное спасибо. И пусть этот урок не заканчивается звонком. Пусть он останется надолго в вашей памяти и заставит вас понимать, замечать и ценить прекрасное.

(Уборка рабочих мест)

Домашнее задание: «Художник Гжельской росписи», это высокая награда, попробуйте доказать, что вы настоящие мастера, которые умеют фантазировать. Нарисуйте поздравительную новогоднюю открытку используя элементы этой росписи.

























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!