Конспект урока по русскому языку 1 класс
Тема урока: Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».
Цели:
Образовательные:
- создать условия для осознания учащимися значения слов в речи, отвечающих на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»;
Развивающие:
- содействовать развитию речевых навыков, мыслительной деятельности учащихся, логического мышления, памяти, внимания, обогащению словарного запаса детей;
Воспитывающие:
- способствовать воспитанию интереса к русскому языку.
Ход урока:
Организационный момент.
– Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок?
Постарайтесь все понять?
Учитесь тайны открывать!
Ответы полные давайте! И на уроке не зевайте!
II. Актуализация опорных знаний
Минутка чистописания
Запись на доске.
Ворона, сорока, воробей, дорога, мороз, хороший.
Чем похожи данные слова? (Это словарные слова, написание которых надо запомнить, во всех словах есть –оро–)
оро оро роо роо оор оор
Посмотрите на порядок написания букв, пропишите до конца строчку. Запишите данные слова.
Подчеркните, слова, которые обозначают одушевленные предметы зеленым карандашом, а слова, которые обозначают неодушевленные предметы – синим карандашом.
III. Постановка учебной задачи
- Все ли слова вы подчеркнули?
- Почему слово ХОРОШИЙ не подчёркнуто? Почему мы его пропустили?
- Какие есть предположения?
- Чем же слово ХОРОШИЙ отличается от остальных записанных слов?
- Так чем же сегодня будем заниматься на уроке? Попробуйте предположить тему урока. (Учащиеся высказываются)
Учитель формулирует тему урока «Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?».
IV. «Открытие» детьми нового знания
I. Наблюдение за словами, которые обозначают признаки предметов.
1.Ознакомление со словами, отвечающими на вопрос какой?
- Отгадайте загадку:
Круглый-круглый,
Сладкий-сладкий,
С полосатой кожей гладкой.
А разрежешь – посмотри:
Красный-красный он внутри. (Арбуз.)
- Действительно, посмотрите на картинку:
Вот какой у нас арбуз –
Замечательный на вкус!
Даже нос и щёки –
Все в арбузном соке…
- Ребята, на какой вопрос отвечает слово арбуз? (на вопрос что?)
- Что обозначает слово арбуз? (обозначает предмет)
- Давайте вернёмся к загадке и вспомним, какие слова помогли догадаться, что это арбуз.
- С какой стороны характеризует арбуз слово круглый? (указывает форму)
- А слово сладкий? (указывает вкус)
- Слова полосатый, красный? (указывают цвет)
Так вот, у каждого предмета есть признаки, по которым и различаются предметы между собой. Назовите ещё раз признаки арбуза (круглый, сладкий, полосатый, красный.)
- Поставьте вопрос к тем словам, которые вы только что назвали (какой?)
V.Первичное закрепление.
- Ребята, давайте закрепим то, что мы узнали. Обратимся к нашему учебнику, упр. 2 на с. 35. Прочитайте задание.
- Найдите Вову, Антона, Гришу.
- Догадайтесь, как зовут мальчика, который рассказал о себе так. Рома прочитай.
- Вам удалось по описанию внешности определить, кто это? (Антон)
- Какой признак стал для вас определяющим? (короткие волосы)
- Что ещё даётся в описании мальчика? (рост и глаза)
- Что добавим к нашему сигналу в разделе «Как составить описание внешности?» (рост)
- Найдите слово и прочитайте, какой рост у Антона?
- Какие волосы у мальчика?
- Какие у него глаза?
- Что я сейчас повторила несколько раз? (вопрос «какой?»)
- Да, ребята, слова, которые отвечают на вопрос «какой?» и «какие?»
. Как вы думаете, ребята, это все слова, которые помогают нам описать внешность?
- Где мы можем найти ответ?
- Давайте найдём ответ на этот вопрос в учебнике.
Чтение сведений по языку с. 36
Опорный сигнал дополняется вопросами «какая?», «какое?»
а) Выборочное списывание.
У. Вернёмся к описанию внешности Антона, перечитайте его ещё раз самостоятельно.
- Найдём в этом описании слова, которые отвечают на вопрос «какие?» и запишем их в тетрадь.
- Прочитайте первое слово, запишите его в тетрадь с красной строки, с большой буквы, диктуйте по слогам, чётко проговаривайте так как написано. И т.д.
VI. Физминутка.
Сколько раз ударю в бубен,
Столько раз дрова нарубим.
Приседаем столько раз,
Сколько мячиков у нас.
Сколько покажу кружочков,
Столько сделаем прыжочков
VII. Закрепление.
«Подбери и запиши подходящие слова»
-Посмотрите, у меня корзина. Что в корзине? Фрукты.
- Какой вопрос зададим, чтобы назвать общий признак фруктов? (какие?)
- Какие слова мы называли, обозначающие предмет? Я вам показываю фрукт, вы записываете его название и признаки
Банан какой? Желтый, вкусный
Виноград какой? Чёрный, мелкий
Дыня какая? Ароматная, спелая
Груша какая? Зелёная, сочная
VIII. Игра «Кто это?»
Я буду называть слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?, а вы попробуйте определить слово-предмет.
- бурый, мохнатый, косолапый
- серый, хищный, злой
- косой, быстрый, трусливый
- рыжая, хитрая, ловкая
-Что помогло определить предмет?
-Какое открытие мы сделали?
IX Итог урока.
У. С чем познакомились на уроке?
- Что мы можем указать в описании внешности?
- Какие слова помогут нам в описании внешности?
Рефлексия
- Какое у вас настроение после работы на уроке?
- Выберите облачко, которое соответствует вашему настроению (веселое, грустное, злое).