СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку. Главные члены предложения 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

В конспекте представлены приемы технологии критического мышления.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку. Главные члены предложения 3 класс»


Урок русского языка по программе "Начальная школа XXI века"(3 класс)

Тема: "Главные члены предложения"(урок-закрепление)

Цель: учить находить в предложении главные члены предложения или грамматическую основу по алгоритму.

Задачи:

-активизировать знания учащихся о предложении;

-расширить информацию о роли в предложении главных членов;

-уточнить, какие члены предложения называются главными;

-закрепить умение находить в предложении главные члены;

Планируемые результаты:

предметные:

обучающиеся научатся различать и находить главные члены предложения – подлежащее и сказуемое;


метапредметные (УУД):

личностные:

формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком;


познавательные:

пользоваться знаками, символами, приведенными в учебной форме; находить ответ на заданный вопрос; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков.

аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; сравнивать, делать выводы;


регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; вносить необходимые коррективы в свои действия;


коммуникативные:

выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной и парной деятельности под руководством учителя).

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки с заданиями, дидактический материал для самостоятельной работы и для парной работы, учебник « Русский язык»-3 класс, авторы С.В. Иванов, А.О. Евдокимова






  1. Орг. момент

Присаживайтесь. Подарите улыбку друг другу

Учитель:

Вот и солнечно с утра,
И в душе у нас весна!
Мы начнём урок с улыбок,
Выполним всё без ошибок.

Дети:

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.


II. Психологический настрой детей на урок.

  1.  - Один мудрец однажды сказал: « Не для школы, а для жизни мы учимся!»

-Чему мы учимся на уроках русского языка?

*грамотно писать

*обогащаем свою речь

*учимся применять свои знания на практике

*знакомимся с тем, как устроен наш язык

- Для чего мы этому учимся?


Грамотность – показатель культуры человека. Значит, мы на уроках русского языка учимся быть грамотными, а значит культурными.

- «Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».

- Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в справедливости этих слов великого французского философа Ж.- Ж. Руссо.


  1. Ребята, чтобы нам легко работалось на уроке, давайте дадим себе установку. Повторяйте за мной:

Я хороший,

Я всё знаю,

Я всё умею,

Я буду стараться,

У меня всё получится.

 - Сегодня на уроке нам предстоит продолжить знакомство с устройством русского языка и применить свои знания на практике.


III. Актуализация знаний с последующей мотивацией.

1. Слайд №1

- Откройте тетради и запишите число.

- А там, где будет тема урока, пока поставьте точку. Мы вернемся к этой строчке позже. А почему?

Дети: Мы должны сами определить тему.

Дети записывают число.


2.Слайд №2

- В тетрадях написаны слова , это слова , написание которых нужно запомнить, дома вы пишите эти слова , подчеркиваете орфограммы, находите толкование в словаре и подбираете синонимы, завтра мы проверим это задание



  1. Слайд №3 Тест-игра «Угадай правильный ответ».

Учитель: Я читаю предложение, вы если соглашаетесь с данным утверждением, то ставите рядом +, если не согласны, то ставите -.


«-» 1) Речь бывает устная, печатная, письменная.

«+» 2) В конце предложения ставится точка,! или?

«+» 3) Предложение состоит из слов и выражает законченную мысль.

«-» 4) Предложение, в котором содержится вопрос, называется повествовательным.

«+» 5) Главные члены предложения иначе называются грамматической основой.

«+» 6) Синтаксис изучает словосочетания, предложения, их виды, значение

« - 7) Основная мысль текста – это то, о ком или о чем говорится в тексте




Слайд № 4. Самопроверка: 1 -, 2 +, 3 +, 4 -, 5 +. 6.+, 7 -. (с доски)

- А теперь оцените свою работу (оценка ставится ручкой на полях).


IV. Постановка проблемы.

- Как вы думаете, всегда ли можно из заданных слов составить предложения?


Слайд № 5

- Составьте предложения. Запишите в тетрадь. Докажите.

  1. Легко, съехала, с, горы, на, лыжах.

  2. Мальчики, снежки, в .

  3. Кошка, нос, моет, снегом.

- Вспоминаем правила успешной работы в парах.

1. Уметь договариваться с соседом по парте.

2. Работать тихо, не мешать остальным.

3. Помогать друг другу.


Ответы детей: Мы записали только одно предложение: Кошка снегом моет нос, потому что в нём выражена законченная мысль. В 1 группе слов непонятно о ком говорится, значит, мысль незакончена. Во 2 группе слов непонятно, что делали мальчики, значит, мысль незакончена. Слайд №6


Проблемный вопрос:

-  Можно ли добавить в эти группы слова, чтобы получились предложения? Какими словами дополним?

  • Девочка  легко  съехала с горы на   лыжах.

  • Мальчики  играют в снежки.

Слайд № 7





- Почему  без вставленных слов не получались предложения?

Давайте выскажем свое мнение, свое предположение

Слайд № 8

Вывод: Среди членов предложения есть такие, без которых нельзя выразить мысль, а значит, нельзя построить предложение. Их назвали главными членами предложения.


Проблемный вопрос:

-  Сколько их? Чем они отличаются?

- Слова, которые вы добавили , называются главными. Без них, как вы сейчас убедились, предложение не получится.

- Оцените на полях свою работу на данном этапе урока.


- Можем мы сформулировать тему  и цели урока? Слайд № 9, 10


V. Постановка цели урока:

-Правильно, на уроке уточним, какие члены предложения главные; расширим информацию о главных членах предложения;

составим алгоритм нахождения главных членов;

будем упражняться в нахождении главных членов предложения.


Физминутка.


VII. Организация самостоятельной исследовательской деятельности.


(Учебник. Стр. 62)


- Так без каких слов не может существовать предложение?

- Какое второе название есть у главных членов? (Грамматическая основа.)

- Что относится к главным членам предложения? (Подлежащее и сказуемое)

- Что такое подлежащее? (Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении. Оно отвечает на вопрос кто? или что?)

- Как подчеркивается? (Одной чертой)

- Что такое сказуемое? ( Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем. Оно отвечает на вопросы: что делает? что сделает?)

- Как подчеркивается? (Двумя чертами)

- Что главнее: подлежащее или сказуемое? (Они оба главные, оба играют важную роль в предложении.) Слайд № 11

Слайд № 12

ЭТО ИНТЕРЕСНО!!! Термины «подлежащее» и «сказуемое» по отношению к главным членам предложения ввел писатель и ученый Михаил Васильевич Ломоносов. Подлежащее – значит лежащее в основе предложения, сказуемое называют так потому, что оно содержит в себе всякую информацию о подлежащем. Оно то, «что сказано о подлежащем».




Составление алгоритма. Стр. 63

- Как вы будете определять главные члены? Давайте составим алгоритм.


- Как находить подлежащее и сказуемое, то есть грамматическую основу предложения

Слайд № 13.


. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Попрактикуемся в определении главных членов предложения. (Парная работа у доски)


Игра-эстафета «Парный выход». Слайд № 14

На доске в два столбика записаны предложения. Каждая пара игроков подходит к доске, находит и подчёркивает в предложениях подлежащее и сказуемое. Победителями считаются пары игроков, не допустившие ошибок.

 

1. На пруду раскрылись золотые кувшинки.

2. Поле покрыли голубые васильки.

3. Дремлет чуткий камыш.

4. Белый пар по лугам растилается.

5. Солнце заглянуло в  окно.

6. В город пришла весна.

1. Вылетают из гнёзд птицы.

2. Полетят из ульев в разведку первые пчёлки.

3. С горы бежит ручеёк.

4. На опушке леса зацвела душистая черёмуха.

5. С юга возвращаются журавли.

6. В городских парках весело играют дети.




Какие предложения вам показались трудными? Слайд № 15,16


При одном подлежащем может быть 2 сказуемых и наоборот


- Ребята, мы с вами повторили всё, что мы знаем о предложении. А теперь давайте с вами от теории перейдём к практическим заданиям.


IX. ФИЗМИНУТКА "Найди сказуемое"

Заяц (прыгает) Медведь (топает) Птицы (летают)

Рыбы (плавают) Скороход (бежит) Лягушка (скачет)





Ромашка Блумма

Шесть лепестков — шесть типов вопросов


Простой вопрос.

Назови главные члены предложения?


Уточняющий вопрос.

Уточним: Что ты можешь сказать о количестве главных членов в предложении?


Интерпретационный (объясняющий) вопрос.

Почему без главных членов не получится предложение?


Творческий вопрос.

Что случилось бы, если в нашем языке не стало главных членов?


Оценочный вопрос.

Почему умным и грамотным быть лучше? Почему знание русского языка ценится высоко?


Практический вопрос.

Как найти главные члены в предложении?



XIV. Рефлексия.


- Что мы хотели выяснить на уроке?

Что нам удалось узнать?

Мы ответили на поставленный вопрос?

Что было самым важным на уроке?

Кто хочет кого-нибудь похвалить?

  -А теперь, пожалуйста, и заполните табличку «Плюс- минус»


- Помните в начале урока, я говорила: «Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».

- Поднимите руку те, кто сегодня на уроке убедился в справедливости этих слов великого французского философа Ж.- Ж. Руссо.

- Мы сделали еще один шаг на пути изучения русского языка. Наша общая победа сложилась из маленьких побед каждого из вас.


  -А теперь, пожалуйста, и заполните табличку «Плюс- минус»