1 СТАДИЯ. ВЫЗОВ Здравствуйте, уважаемые путешественники по стране Лингвинии. Мы с вами посетили уже много островов страны, сегодня нас ждут коренные жители ещё одного удивительного островка. Итак, в путь! Разминка. Выход на тему урока. Прием «Четвертый лишний» Предложены ряды слов: пятый, пятерка, пятак, пятерня. Тройка, троица, третий, трояк. Задание: сначала обобщить слова каждого ряда, затем найти «лишние». (Предполагаемые ответы могут быть самыми неожиданными) При выявлении лишнего слова могут возникнуть разные мнения (например, лишнее по стилистической принадлежности, однозначности - многозначности и т.п.) -Определить принадлежность этих слов к какой-либо части речи.(В этой ситуации кадеты чаще всего считают эти слова именами прилагательными, но находится несколько несогласных.) Это выход на проблему. Эти «лишние» в рядах слова – коренные жители одного из островов Лингвинии. -Давайте подумаем, какие вопросы нам необходимо задать жителям-словам, чтобы узнать их получше. Кадеты предлагают вопросы (т.к. они уже знакомы с системой частей речи): - На какие вопросы отвечают эти слова? - Что обозначают? - Как изменяются? - Чем являются в предложении? - Вы уже догадались, о какой части речи сегодня нам предстоит узнать много нового. Какова тема нашего урока ? Чему должны научиться?( Имя числительное как часть речи) Прием «Верные - неверные утверждения» -Прежде, чем мы познакомимся с числительными, попробуйте угадать, какие они, слова этой части речи. У вас на столах лежит таблички, цифры– номера вопросов. Я предлагаю вам несколько утверждений, которые начинаются со слов «Правда ли, что..». Если вы отвечаете «да», то ставьте «+», если нет, то «-». Ответы записывайте во вторую колонку. Утверждения: 1…имена числительные отвечают только на вопросы «сколько?», «который?»; 2….имен числительных в языке очень немного; 3…имена числительные изменяются по падежам; 4…все числительные можно записать цифрами; 5…эта часть речи может быть только определением; 6. …числительные имеют общие признаки с существительными; 7. …они имеют общие признаки с прилагательными; 8. …можно прожить день, не встретив ни одного числительного; 9. …числительное не может состоять из 3 слов; 10. …слово «полтора» - это числительное. Мы вернемся к нашим предположениям в конце урока и проверим, в чём мы были правы, а где наше мнение изменилось. 2 СТАДИЯ. ОСМЫСЛЕНИЕ Прием «Денотатный граф» - Помогать знакомиться с именами числительными нам будет помогать денотатный граф (у каждой группы лист с начерченным овалом, далее заполнять всё, чертить будут сами кадеты). У вас на партах листы с «головой» нашего графа. Впишите главное понятие сегодняшнего урока. (Имя числительное) - Подберите и запишите на отдельном листе глаголы, которые нам помогут познакомиться с числительными. (обозначает, состоит, делится, изменяется, является, сочетается, включает) - Сейчас нашим помощником станет учебник. Чтобы завершить строительство денотатного графа, поработайте со статьей о числительном. Ключевые слова отмечайте карандашом! Анализ языкового материала. Прием «Пометки на полях» Работа в группах. Достройте денотатного графа. Свяжите выбранные глаголы с самыми важными, ключевыми понятиями текста. Динамическая пауза Представление продукта работы (графический рисунок ) Кадеты оценивают проекты по листам взаимооценки. Отмечаем только самое положительное: - Чьи графы оказались наиболее содержательными? - Наиболее логично построенными? - Чьё представление графа стало самым ярким в речевом оформлении? Внесите коррективы в свои денотатные графы. Пример денотатного графа по теме «Имя числительное» Имя числительное числительное обозначает является делится отвечает изменяется Описание содержания денотатного графа Ключевое понятие: ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ Глаголы-связки и признаки. Обозначает – число, количество, порядок предметов при счёте. Отвечает – на вопросы «сколько?, который?» Делится – на 2 разряда: количественные и порядковые. Изменяется – по падежам (количественные), по родам, числам, падежам (порядковые). Является – любым членом предложения. Сочетается – с существительными, местоимениями, глаголами. Употребляется – в устной и письменной речи (документы). Продолжите предложение «Числительное – это…» Обобщите в одном предложении всё, что вы знаете об этой части речи. (Числительное – часть речи, обозначающая количество предметов или порядок их при счете, изменяющаяся по падежам, может быть любым членом предложения). Работа со словарем. Найдите определение данного слова в словаре и дополните свое предложение. Работа в печатных тетрадях Письменная работа, вырабатывающая умение находить числительные в тексте. - Почему «лишние» слова, найденные нами в начале урока, числительные? ( обозначают порядок при счёте) 3 СТАДИЯ . РЕФЛЕКСИЯ Обращение к таблице «Верные - неверные утверждения» Чтобы выяснить, не ошибались ли мы в своих предположениях, вновь обратимся к таблице, которую вы заполняли в начале урока. В третьей колонке поставьте «+» или «-». - По каким утверждениям ваше мнение совпало? - Где вы изменили свое мнение? Почему? А теперь представьте, что в стране Лигвинии исчезли числительные. Напишите сочинение - миниатюру на тему: «Мир без числительных». |