Тема: Что такое корень слова?
Цели: уточнить представления о признаках родственных слов; формировать умение выделять корень в словах.
Ход урока
I. Организационный момент
«Поприветствуем гостей,
Не забудем про друзей:
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
На столах у вас в порядке
Ручки, книжки и тетрадки?
Приготовили все в срок,
Начинаем наш урок!»
-Сели все ровно.
Мин.чистописания(слайд 1)
На доске:
Вб, бв;
Дайте характеристику звуков б, в.
II. Самоопределение к деятельности
- Прочитайте слова. Рыбак, рыба, рыбачить.
Как называются такие слова? (Это однокоренные слова.)
— Что у них общего? Как называется общая часть родственных слов? (Корень.)
— Как пишутся корни в однокоренных словах?
— Подберите однокоренные слова с таким же корнем.
— Сформулируйте тему урока, поставьте вопрос, на который мы должны
ответить? (Что такое корень слова?) -Проверим, правы ли мы. Откроем учебники на
с.74 и прочитаем тему урока вывод о корне слова
Вывод: В корне заключён смысл слова. Это главная часть слова. От неё «растут» другие слова.
III. Работа по теме урока
-У меня к вам такой вопрос(слайд 2)
Ответ на проблемный вопрос – родня ли гусеница гусёнку?
Докажите своё мнение, опираясь на лексическое значение слова.
Работа по учебнику
Упр. 130 (с. 74).
— Прочитайте текст.
— Найдите в тексте однокоренные слона. Докажите, что они однокоренные. (Осиновый, осинник, осинки, осины, подосиновики.)
— Чем похожи эти слова? (Имеют общую часть и значение.)
— Как называется общая часть? (Корень.)
— Объясните лексическое значение каждого слова.
— Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка.)
IV.Физкультминутка
Проджолжаем работать над темой урока.
V. Закрепление изученного материала
-Прочитайте стихотворение, выпишите однокоренные слова (индивидуальная работа);
Работа по учебнику
Упр. 131 (с. 74).
— Прочитайте предложения.
— Найдите однокоренные слова. Докажите, что они однокоренные. (Лес, лесок, лесные, лесник, лесистые.)
— Чем похожи эти слова? (Имеют общую часть и значение.)
— Объясните лексическое значение каждого слова.
— Какая часть содержит лексическое значение всех однокоренных слов? (Корень.)
— Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка.)
— Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте.
. Рефлексия
— Оцените свою работу на уроке. (слайд 3)
VI. Подведение итогов урока
— Что такое корень слова? (Корень – это общая часть родственных слов).
— Назовите признаки однокоренных слов. (слайд 4)
— Приведите примеры однокоренных слов.
Домашнее задание
-Откройте дневники, запишите домашнее задание.
(слайд 5)
стр. 75 №132.
-В этом задании нужно найти однокоренные слова, записать их в группы и выделить корень.