СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание частицы НЕ с глаголами."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание частицы НЕ с глаголами."»

Конспект

урока по русскому языку в 3 «А» классе, проведенного учителем начальных классов МКОУ «Бут-Казмалярская СОШ»

Салмановой Светланой Шамсудиновной

Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами.

Цели урока:

Образовательные:

  1. расширить знания детей о служебных частях речи

  2. углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, положительный и отрицательный смысл глаголов)

  3. познакомить с ролью частицы не и её раздельным написанием с глаголами

Воспитательные:

  1. воспитание культуры учебного труда

  2. создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе

  3. воспитание бережного отношения к окружающим людям, к книге

  4. развитие работоспособности и профилактика утомления

  5. развитие интереса к изучению русского языка

Развивающие:

  1. развивать умение употреблять и правильно писать не с глаголами

  2. развивать навыки точного употребления глаголов в речи

  3. побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся

  4. развивать умение анализировать и делать самостоятельные выводы

  5. развивать внимание и память учащихся

  6. развивать умение слушать товарищей

  7. развивать умение оценивать себя и своих одноклассников

Оборудование:

  1. Таблица с глаголами-исключениями.

  2. В.Волина “Весёлая грамматика”.

  3. Пословицы.

  4. Лист ватмана, фломастеры.

  5. С.И.Ожегов “Толковый словарь русского языка”.

Ход урока:

Организационный момент.

Ребята, готовы вы к уроку?

На вас надеюсь я , друзья!

Мы хороший дружный класс,

Все получится у нас!

Улыбнемся друг другу и пожелаем удачи и отличной работы.


Мобилизующий этап.


1. Коллективное исправление ошибок и объяснение правил правописания.

Учитель - Вам интересно, почему я держусь за голову? Сейчас поймёте сами! Вот записка, переданная мне одним учеником (конечно не из нашего класса). После её прочтения, голова у меня и заболела. Посмотрите что в ней написано.

Кот пушок - бальшой праказник.
Он себе устроил празник.
Утром кот зобрался в банку,
Сел у бабке всю смитанку.

Учитель - Вам необходимо отыскать все допущенные ошибки, объяснить орфограммы, подобрать где надо проверочные слова.

Дети находят орфограммы, исправляют ошибки и объясняют правила правописания.

Минута чистописания.

Исследуйте слова 1 предложения. Какая буква повторяется чаще других. Установите закономерность и продолжите ряд.

Ооа Ооб Оов

Актуализация знаний учащихся.

Повторим части речи:

Учитель - С орфограммами справились, а теперь найдите в тексте часть речи, которая бывает одушевлённой и неодушевлённой.
( Учащиеся находят в тексте имена существительные).

Учитель – Как называется эта часть речи?

Учитель – О какой части речи говорят, что она не называет предметы, а только указывает на них? Есть ли эта часть речи в тексте?

Учитель – А знаете ли вы часть речи, которая служит для связи слов в предложении?
Приведите пример из текста.

Учитель – Как называется часть речи, которая указывает на признак предмета?

Учитель – Найдите в этом тексте часть речи, которая изменяется по временам?
Дети называют глаголы: устроил, забрался , съел, определяют их время. Что указывает на время глаголов?

Учитель – Расскажите мне всё, что знаете о глаголах

Формулирование темы и целей урока.

Частица не и глагол.

Учитель- Ученик не сделал бы столько ошибок, если бы он… (Отвечайте мне только глаголами.

Ответы детей учитель записывает на доске в первый столбик.

учил                не       учил
думал             не        думал
слушал             не     слушал
трудился          не     трудился
работал            не      работал

Учитель – Почему же ученик допустил столько ошибок? (На доске появляется второй столбик). Как же написать глаголы с не? Определите тему сегодняшнего урока. Какие цели поставите перед собой?

Учитель – Сравните по смыслу глаголы первого и второго столбиков. (Глаголы второго столбика отрицают действие).

Учитель – Что указывает на отрицание действий? (Маленькое слово не). Чем является не? Где мы можем найти ответ на этот вопрос? Какие источники нам помогут?

Работа по учебнику с. 114.

Учитель – Это маленькое слово называется частица.

Гимнастика для глаз.

Упражнение «Сова».

 Глазами нарисовать 5 кругов по часовой стрелке и 5 кругов против часовой стрелки. 


Учитель – Как думаете частица НЕ – это служебная или самостоятельная часть речи?

Учитель – Что вы знаете о служебных частях речи?

Дети – Служебные части речи не называют ни предметов, ни признаков, ни действий.
             Они не являются членами предложения.
             К ним нельзя поставить вопрос.

Правописание не с глаголами.

Учитель – Как пишется частица НЕ с глаголами?

1.Учитель – А знаете почему? Слушайте сказку:

Сила любви.

Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный глагол. Печальной была эта любовь. Он говорил: “Люблю”, а она ему “Не люблю”. Он признавался “Верю”, а она ему: “НЕ верю”.
Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако глагол был постоянным в своих чувствах.
Вот однажды НЕ и говорит ему: “Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь”.
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям, учебникам, книгам, по всему белому свету.

2.. Работа с пословицами.

Учитель – Заглянул Глагол в библиотеку, нашёл пословицы, а прочитать не может.
Начало от одной пословицы, а окончание от другой. Помогите!
Составьте пословицы, объясните их смысл.

Кто (не) работает,                     (не) сидеть на печи.

Есть калачи -                   торопись делом.

(Не) спеши языком,                тот (не) ест.

Учитель – Запишите понравившуюся пословицу, раскрывая скобки.

Учитель – Прочитайте глаголы с частицей НЕ.

Учитель – Как написали эти слова, почему?

Физкультминутка. Игра «Девочки- мальчики»

Если глагол с частицей не- приседают мальчики, если без частицы не- приседают девочки.

Не завтракал, помогать, не дежурил, найдешь, уважать, не работает, не ужинал. знаю, рисует, не морозил.

Письмо по памяти. Вспомнить и записать глаголы с частицей не , которые были использованы. Что это за слова?

Закрепление изученного материала.

Учитель – Зашёл Глагол и к нам в школу, решил прочитать “Правила поведения в школе”. А теперь я предлагаю поработать в группах .

1 группа.

Дети на большом листе ватмана фломастерами разных цветов записывают составленные предложения.

НЕ опаздывать в школу.
НЕ разговаривать на уроке.
НЕ мешать своему соседу по парте.
НЕ рисовать на партах.
НЕ дергать девочек за косички.
НЕ жевать после звонка.

2 группа. Выбери из слов для справок и вставь нужные слова., чтобы получились фразеологизмы.

_____________ (не) доходят.

____________ воли (не) давай.

__________ (не) ударял.

___________носа (не) подточит

Слова для справок: палец о палец, руки, рукам, комар

3 группа

. (Не) сердись, (не) скучай,

(не) дерись, (не) спеши!

Не с глаголами ________________ пиши!


Учитель – Ребята, что же опять увидел благородный Глагол?

Дети – Отрицательная частица НЕ с глаголами пишется отдельно.

VI. Глаголы –исключения.

Учитель – Печальный Глагол возвратился к своей любимой. Она как обычно,
отскочила от него с криком: “Негодую! Ненавижу!” и вдруг замерла
от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола.

Учитель – Прочитайте эти глаголы (На доске таблица с глаголами- исключениями).

Неволить,
недомогать,
ненавидеть,
негодовать,
недоумевать.

Учитель – Объясните значение слова негодовать.

Дети - Негодовать - значит возмущаться, быть недовольным.

Учитель - Подберите к глаголу недоумевать слова близкие по значению:

Дети - растеряться,

не понимать,

теряться в догадках,

ума не приложить.

 

Учитель - Каким действием человек иногда показывает своё недоумение?

Дети – Чешет затылок,

пожимает плечами,

округляет глаза.

Учитель – Попробуйте догадаться, почему в этих словах частица НЕ пишется слитно с глаголами?

Дети – Без частицы НЕ эти глаголы не употребляются.

Учитель – Запишите эти глаголы – исключения, их надо запомнить.

Дети записывают глаголы- исключения в тетради.

А с этими глаголами мы будем знакомиться на следующем уроке.


VII. Заключение.

Учитель – Ребята, каждый урок мы пытаемся добраться до планеты “Открытий”, узнать   что-то новое для себя. Кому-то везёт и он открывает для себя это новое, кому-то нет.

Кому повезло сегодня? Кто попал на планету “Открытий” и узнал новое? Дополните предложения:


  1. Сегодня я узнал…

  2. Было интересно…

  3. Было трудно…

  4. Я понял, что…

  5. Теперь я могу…

  6. Я научился…

  7. У меня получилось…

  8. Я смог

- Напишите пожелания друг другу, учителю, родителям на бумажных листиках, используя глаголы с частицей не, наклейте эти пожелания на наше «Дерево желаний».





Домашнее задание.1) Составить несколько предложений на тему “Поведение детей дома, когда нет взрослых”, используя глаголы с частицей не.

2) Запишите 5-6 предложений частицей не из басен И.А. Крылова.