СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку на тему: "Предлог" (1 класс, русский язык)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка является уроком изучения нового материала. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему: "Предлог" (1 класс, русский язык)»

Русский язык 1 класс


Тема: Предлоги


Цели:

- познакомить учащихся с предлогами, их ролью в предложении, учить грамотно писать предлоги, находить их в предложении, составлять словосочетания и предложения.

- развивать познавательные интересы, обогащать словарный запас.

- воспитывать любовь к русскому языку.


Оборудование:

  1. Рисунок на ватмане «Предлоги»

  2. Таблица «Предлоги»

  3. 3. Карточки «Предлоги»

  4. Ребусы «Какие предлоги спрятаны»

  5. Части речи

Литература:

  1. А.В. Поляков «Русский язык» учебник 1 класс.

  2. В.В. Валина «Учимся играя».

  3. Е.Е. Семенова «Занимательная грамматика» Омега. Москва 1995 г.

  4. В.В. Репкин «Школьный учебный словарь русского языка». «Астрель» М. 2005 г.



  1. Организационный момент.

– Я тетрадочку возьму,

В уголочек положу, А теперь ее открою, Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь –

За работу я возьмусь.

Ученики записывают в тетради дату с проговариванием орфограмм.


  1. Чистописание.

п р г, прг

предлог – предлоги

– Какие орфограммы вы увидели в слове предлог?

– Как можно проверить парную согласную (г)?


  1. – Что означает слово (предлог)?

Толкование слова по словарю Ожегова.


Предлог:

  1. Внешний повод для чего-либо.

Найти предлог для ссоры.

предлог – повод, причина.

  1. В грамматике: неизменная часть речи, с помощью которой выражаются связи слов с другими словами в предложении.


  1. Фонетический разбор.

Предлог – (придлог) – 7 б., 7 зв., 2 сл., 5 согл., 2 гл.


п-(п)- согл., глух., парн., ТВ.

р-(р)- согл., звонк., непарн., мягк.

д-(д)- согл., звонк., парн., ТВ.

л-(л)- согл., звонк., непарн., ТВ.

г-(г)- согл., глух., парн., тверд.


  1. Сообщение темы урока.

а) – Тема урока «Предлоги».

б) – Чтение стихотворения.

– Чудесный выдался денек,

А я учу предлоги…

Я должен твердо знать урок:

У нас учитель строгий.

И я шепчу, закрыв глаза,

Скрестив под стулом ноги:

«Что значит – «по»?

«Что значит – «за»?

И «за» и «по» – предлоги…»

А хорошо бы ЗА порог

И мчаться ПО дороге!...

Какой бы выдумать предлог,

Чтоб не учить предлоги.

(А. Шибаев).


  1. Знакомство с предлогами.

На, в, от, по, из, к, у, за, о, под, над, с – предлоги.


  1. Работа по теме урока.


а) Ответы на вопросы:

– Что мы уже знаем о предлогах?

(это слова).

– Какие это слова?

(неизменяемые слова, маленькие слова).

– Чем они являются?

(частью речи).


б) Работа над смысловым оттенком предлогов. (появляются таблички с условными обозначениями).


в) Беседа о предлогах.

– Конечно имена существительные и другие части речи сами могут вступать в отношения с другими словами. Однако и без предлогов не обойтись. Как без них обозначить отношение места (уехать в город, идти с работы), совместимости (делить с другом), цели (израсходовать на починку) и т.д. Имена согласились использовать предлоги в качестве своих помощников. Предлоги, которые сотрудничают с именами давно, так много приобрели значений, что им уже тяжело с этой ношей.

Например, предлогу На приходится 33 значения и 33 оттенка, предлогу С – 31 значение и 16 оттенков, а вот молодой предлог (вдоль) имеет всего одно значение.

По происхождению предлог – слово греческое и в переводе означает «перед словом». Всего насчитывается около двухсот предлогов. Они занимают четвертое место по частности употребления. Предлоги – это служебные частицы речи, это «словечки отношений».


  1. Работа над рисунком на ватмане.

– Что вы видите на рисунке? Назовите.

– Составьте предложение по рисунку.

– Прислушайтесь, как произносятся слова на, под, за. Вместе с каким словом он произносятся?


  1. Физкультминутка.


  1. Работа по нахождению предлогов в предложении.



– Прочитайте загадки. Отгадайте. Найдите предлоги.


И на горке, и под горкой, под березой и под елкой, хороводами и в ряд в шляпах молодцы стоят. С грузом бежит, без груза лежит. У родителей и деток вся одежда из монеток. (Отгадки: грибы, велосипед, рыба).


– Назовите предлоги.

– Как они пишутся?

– Для чего они служат?


  1. Какие предлоги пропали?

Можно ли обойтись без них?


… полянке, … тропинки

Пробиваются травинки.

… бугорка ручей бежит,

А … елкой снег лежит.


  1. Вставьте подходящие по смыслу предлоги.


Лето – время лесных малышей. … гнезд вылетают птицы. … зверей растет смена. Медвежата послушно следуют … матерью. Лисята играют … норы. Бельчонок совершает … сосны свой первый прыжок. … сумерках выходят … охоту ежата.


  1. Работа по учебнику. Упражнение 119.


  1. Работа по нахождению предлога в предложении.

– Как узнать предлог в предложении?

В лесу было тихо.

В сосновом лесу было тихо.

– Сравни предложения.

– Какое слово стоит между предлогом и существительным во втором предложении?



Вывод. Между предлогом и существительным можно вставить слово.


  1. Отгадывание ребусов.

Если знаешь предлоги – разгадаешь.


  1. Вывод.

– О чем мы сегодня говорили?

– Какая была тема урока?

– Что вы поняли?


  1. Советы учащимся.


Для чего нам дан предлог?

Чтоб понять и взять все в толк.

Нужно нам найти предлог

Чтоб услышать про предлог.

В предложении на службе,

С падежом всегда он в дружбе,

На него показывает

И слова все связывает.

Произносится как слитно,

Но пишется отдельно.

Без предлога нам нельзя,

Знайте это все – Друзья!


  1. Итог урока.



























МБОУ «Начальная школа – детский сад» г. Чебоксары











«… И дорогому Букварю я говорю: «Благодарю!»




Праздничный урок

по обучению грамоте,

проведенный в 1А классе

МБОУ «Начальная школа –

Детский сад» г.Чебоксары

Учителем Афанасьевой Н.Н.































Февраль 2018г.

Сценарий праздничного урока«… И дорогому Букварю я говорю: «Благодарю!»



Музыкальный зал празднично украшен цветами, шарами, буквами.

На сцене 4 ученика, а остальные ученики ждут за сценой.


1.В поезд можете садиться,

Этот поезд быстро мчится.

От границы до границы,

По степям до синих гор –

На зеленый симофор.


2.В школу он спешит сейчас

К нам на праздник в первый класс.

Опоздать нельзя на праздник-

Это каждый знает.

Мчится поезд «Первоклассник»

Скорость набирает.


3.Прибавляет по пути

К трем четыре ,два к пяти.

Чуть пеналами гремит,

Чуть губами шевелит,

Изучая Алфавит.


4.Так садись в счастливый поезд,

И помчимся от А до Я.

Нынче в нашей школе праздник!

Славный праздник Букваря!.


После чтения этих строк, учащиеся выходят на сцену под музыку

5.Внимание! Внимание!

Здравствуйте, уважаемые зрители,

Детишки, педагоги и родители!

Праздник начинается,

Сюда все приглашаются!

Сегодня день торжественный у нас.

6.Он, знаю, никогда не повторится,

Хоть много предстоит еще учиться,

Но самый главный – первый класс!


7.Хороша сегодня школа,

С радостью туда идем.

Мы на праздник наш веселый

Всех друзей зовем!


Ученики исполняют песню «Чему учат в школе»


8.Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Совсем недавно, первого сентября, мы впервые переступили порог школы, открыли первую книгу «Букварь». Слова букварь, азбука, алфавит близкие по значению слова. Слово азбука- русское. Раньше букву « А» называли Аз, «Б2- Буки, из названий этих букв и образовано слово Азбука.


9. Слово Алфавит – греческое. Так называют буквы, расположенные по порядку. Буква- слово- готское. Оно образовано от названия дерева Бук, дощечки из которого использовались для письма. Поэтому книга для первоклассника называется Букварем.


10. Сегодня к нам пришел Букварь!


Входит Букварь. Одет нарядно: накидка, украшенная буквами, на голове-…..


Букварь: Что Вы обо мне говорите без меня? Вы знаете меня, ребята? Да, я – Букварь. Я пришел к вам 1 сентября и останусь с вами на всю жизнь. Я буду напоминать вам о первом школьном дне, о первом звонке, о самой первой ступеньке к вершине знаний.

Я – Букварь, учу читать.

Меня никак нельзя не знать.

Меня изучишь хорошо-

И сможешь ты тогда

Любую книжку прочитать

Без всякого труда.

А в книгах есть про все, про все,

Про реки и моря,

И что у неба нет конца,

И круглая земля,

Про космонавтов, к облакам

Летавших много раз,

Про дождь, и молнии, и гром,

Про свет, тепло и газ.

А сегодня я пришел к вам, чтобы посмотреть, хорошо ли вы меня изучили, много ли нового узнали.


11. Дорогой, Букварь, будь сегодня самым желанным гостем на нашем празднике!


12.Все начинается со школьного звонка,

Мечта, наука, дружба – что хотите!

Все это будет поздно или рано,

Все впереди, ребята, а пока

Все за руки крепко возьмитесь!

Хотите все на свете знать?

Хотите честно и с добром,

Берегите школу, как свой дом!


13.Впереди длинна дорога,

Сразу не пройти никак,

Но у школьного порога

Делаем мы первый шаг.


14.Мы смешными малышами

Прибежали в этот класс.

Книги нам с карандашами

Подарили в первый раз.


15.Самый трудный первый класс.


16Потому что в первый раз!


Исполняется песня «Первоклассник»


17.Мы помним тот звонок веселый,

Что прозвенел нам в первый раз.

Когда пришли с цветами в школу,

В свой самый лучший первый класс.


18.Как встретил у дверей учитель –

Наш верный друг на много дней,

И шумная семья большая,

Подружек новых и друзей.


18.Садясь за парту осторожно,

Чтоб школьной формы не измять,

Мы буквари свои раскрыли,

Открыли чистую тетрадь.


Исполняется песня «Светит солнышко»


19.Мне теперь не до игрушек –

Я учусь по букварю!

Соберу свои игрушки

И Сереже подарю!


20.Деревянную посуду

Я пока дарить не буду,

Заяц нужен мне самой –

Ничего, что он хромой.


21.А медведь изломан слишком,

Куклу жалко отдавать –

Он отдаст ее мальчишкам,

Или бросит под кровать.


22.Паровоз отдать Сережке?

Он плохой, без колеса.

И потом – мне надо тоже

Поиграть хоть полчаса.


23.Мне теперь не до игрушек –

Я учусь по букварю…

Но я кажется Сережке

Ничего не подарю.


24.Выручайте,палочки,

Палочки – выручалочки!

Становитесь по порядку

В свою первую тетрадку.

За строку не вылезать,

Спинку прямо всем держать.

Что же вы не слушаетесь?

Что ж вы плохо учитесь?

Что стоите как попало?

Мне опять за вас попало.

Но не знает мой учитель,

И не знает даже мама,

Как вас трудно научить

Чтобы вы стояли прямо.


25.Инсценировка:

- Петь, здорово!

- Здравствуй, Вова!

- Как уроки?

- Не готовы.

Понимаешь, вредный кот

Заниматься не дает.

Только сел было за стол,

Слышу «Мяу!» - «Что пришел?

Уходи! – кричу коту.-

Мне и так невмоготу.

Видишь, занят я наукой,

Так что брысь и не мяукай»

Он тогда залез на стул,

Притворился, что уснул.

Как же ловко сделал вид,

Ну совсем как будто спит.

Но меня ведь не обманешь,

Он умен, и я умен –

Раз его за хвост.

- А он?

- Он мне руку исцарапал,

Скатерть со стола стянул,

Все тетрадки мне заляпал

И в окошко улизнул.

Я кота простить готов,

Я жалею их, котов.


Исполняется песня «Шалунишки».


26.Ежедневно по утрам

Заниматься надо нам.

Мы с доски не сводим глаз.

А учитель учит нас.


27.Ель, топор, лопата, руки –

В каждом слове слышим звуки!


28.Звуки эти разные –

Гласные, согласные.


29.Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

В темном лесу – звать и аукать,

И в колыбели сестренку баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать!


30.А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Но не хочется им петь.


31.Ссс…Змеиный слышен звук.


32.Шшш…Шуршит опавший лист.


33.Жжж…Шмели в саду жужжат.


34.Ррр…Моторы тарахтят.


35.Дружат гласная с согласной,

Составляют вместе слог.

Ма и ша, а вместе Маша,

К нам явились на урок.


36.Если слоги встанут рядом –

Получаются слова.

Ты и ква, а вместе тыква,

Со и ва, всего сова.


37.Ми-ла мы-ла ру-ки мы-лом,

Ма-ша ка-шу ва-рит нам.

Чтоб скорей и легче было,

Все читайте по слогам.


38.Соединили мы два слова –

И предложение готово.

Дождь идет.

Гремит гроза.

Улетела стрекоза.


39.Мы знаем буквы, знаем слоги…


40.Умеем говорить, считать…


41.И постепенно, понемногу…


Все: Мы научились все читать!


42.Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста, прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну прочитай еще страницу!»

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять и прочитать.


43.Все мы сегодня говорим:


Все: « Спасибо Букварю!».


44. Вед.:Мы, Букварь, покажем тебе, чему мы научились за это время!


45.Букварь:Ну я посмотрю и порадуюсь вместе с вами.


46.Вед.: Сегодня к нам в гости пришли все 33 буквы русского алфавита.

-Гласные!

-Здесь!

-Буквы, которые не обозначают звуков!

-Здесь!

-Согласные!

-Здесь!


- Буквы значки. как бойцы на парад.

В четком порядке построены в ряд

Каждый в условленном месте стоит,

И называется все…

Все :Алфавит!


Ученики читают стихотворение С. Маршака «Про все на свете» называют букву и одевают

На голову корону формой этой буквы.


47. А: Аист с нами прожил лето,

А зимой гостил он где-то.

Б:Бегемот разинул рот,

Булки просит бегемот.

В:Воробей влетел в окно,

Воровать у нас пшено.

Г:Гриб растет среди дорожки,

Голова на тонкой ножке.

Д:Дятел жил в дупле пустом,

Дуб долбил, как долотом.

ЕиЕ:Ель на ежика похожа,

Еж в иголках, елка тоже.

Ж:Жук упал и встать не может,

Ждет он, кто ему поможет.

З:Звезды видели мы днем,

За рекою над кремлем.

И:Иней лег на ветви ели,

Иглы за ночь побелели.

К:Кот ловил мышей и крыс,

Кролик лист капустный грыз.

Л:Лодки по морю плывут,

Люди веслами гребут.

М:Мед в лесу медведь нашел,

Мало меду, много пчел.

Н:Носорог бодает рогом,

Не шутите с носорогом.

О:Ослик был сегодня зол,

Он узнал, что он осел.

П:Панцир носит черепаха,

Прячет голову от страха.

Р:Роет землю старый крот,

Разрыхляет огород.

С:Спит спокойно старый слон,

Стоя спать умеет он.

Т:Таракан жикет за печкой,

То-то теплое местечко.

У:Ученик учил уроки,

У него в чернилах щеки.

Ф:Флот плывет к родной земле,

Флаг на каждом корабле.

Х:Ходит по лесу хорек,

Хищный маленький зверек.

Ц:Цапля важная, носатая,

Целый день стоит как статуя.

Ч:Часовщик прищурив глаз,

Чинит часики для нас.

Ш:Школьник,школьник,ты силач,

Шар земной несешь, как мяч.

Щ:Щеткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

Э:Эта кнопка и шнурок-

Электрический звонок.

Ю:Юнга- будущий матрос,

Южных рыбок нам привез.

Я:Ягод нет кислее клюквы,

Все:Я на память знаю буквы.


49.Тридцать три родных сестрицы,

Писаных красавицы.

На одной живут странице

И повсюду славятся.


49.Так восславим буквы эти,

Пусть они прходят к детям,

И пусть будет знаменит

Наш славянский алфавит.


50.Букв вначале мы не знали,

Мамы сказки нам читали.

А теперь читаем сами,

Подружились буквы с нами.


Детям вручаются Грамоты о прочтении данным учеником Букваря.


51.Без азбуки, без азбуки

Мне скучно было жить.

Теперь я буквы разные

Могу в слова сложить.

Как здорово, что грамота

На белом свете есть!

И у меня есть грамота,

Могу ее прочесть.


52.Беру букварь в последний раз,

Несу ее в просторный класс.

И дорогому Букварю

Я говорю: «Благодарю!»

Ты книга первая моя,

Теперь читать умею я.

На свете много книжек есть,

Все книги я могу прочесть.


Исполняется песня «Взрослые и дети»