Русский язык 1 класс
Тема: Предлоги
Цели:
- познакомить учащихся с предлогами, их ролью в предложении, учить грамотно писать предлоги, находить их в предложении, составлять словосочетания и предложения.
- развивать познавательные интересы, обогащать словарный запас.
- воспитывать любовь к русскому языку.
Оборудование:
Рисунок на ватмане «Предлоги»
Таблица «Предлоги»
3. Карточки «Предлоги»
Ребусы «Какие предлоги спрятаны»
Части речи
Литература:
А.В. Поляков «Русский язык» учебник 1 класс.
В.В. Валина «Учимся играя».
Е.Е. Семенова «Занимательная грамматика» Омега. Москва 1995 г.
В.В. Репкин «Школьный учебный словарь русского языка». «Астрель» М. 2005 г.
Организационный момент.
– Я тетрадочку возьму,
В уголочек положу, А теперь ее открою, Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь –
За работу я возьмусь.
Ученики записывают в тетради дату с проговариванием орфограмм.
Чистописание.
п р г, прг
предлог – предлоги
– Какие орфограммы вы увидели в слове предлог?
– Как можно проверить парную согласную (г)?
– Что означает слово (предлог)?
Толкование слова по словарю Ожегова.
Предлог:
Внешний повод для чего-либо.
Найти предлог для ссоры.
предлог – повод, причина.
В грамматике: неизменная часть речи, с помощью которой выражаются связи слов с другими словами в предложении.
Фонетический разбор.
Предлог – (придлог) – 7 б., 7 зв., 2 сл., 5 согл., 2 гл.
п-(п)- согл., глух., парн., ТВ.
р-(р)- согл., звонк., непарн., мягк.
д-(д)- согл., звонк., парн., ТВ.
л-(л)- согл., звонк., непарн., ТВ.
г-(г)- согл., глух., парн., тверд.
Сообщение темы урока.
а) – Тема урока «Предлоги».
б) – Чтение стихотворения.
– Чудесный выдался денек,
А я учу предлоги…
Я должен твердо знать урок:
У нас учитель строгий.
И я шепчу, закрыв глаза,
Скрестив под стулом ноги:
«Что значит – «по»?
«Что значит – «за»?
И «за» и «по» – предлоги…»
А хорошо бы ЗА порог
И мчаться ПО дороге!...
Какой бы выдумать предлог,
Чтоб не учить предлоги.
(А. Шибаев).
Знакомство с предлогами.
На, в, от, по, из, к, у, за, о, под, над, с – предлоги.
Работа по теме урока.
а) Ответы на вопросы:
– Что мы уже знаем о предлогах?
(это слова).
– Какие это слова?
(неизменяемые слова, маленькие слова).
– Чем они являются?
(частью речи).
б) Работа над смысловым оттенком предлогов. (появляются таблички с условными обозначениями).
в) Беседа о предлогах.
– Конечно имена существительные и другие части речи сами могут вступать в отношения с другими словами. Однако и без предлогов не обойтись. Как без них обозначить отношение места (уехать в город, идти с работы), совместимости (делить с другом), цели (израсходовать на починку) и т.д. Имена согласились использовать предлоги в качестве своих помощников. Предлоги, которые сотрудничают с именами давно, так много приобрели значений, что им уже тяжело с этой ношей.
Например, предлогу На приходится 33 значения и 33 оттенка, предлогу С – 31 значение и 16 оттенков, а вот молодой предлог (вдоль) имеет всего одно значение.
По происхождению предлог – слово греческое и в переводе означает «перед словом». Всего насчитывается около двухсот предлогов. Они занимают четвертое место по частности употребления. Предлоги – это служебные частицы речи, это «словечки отношений».
Работа над рисунком на ватмане.
– Что вы видите на рисунке? Назовите.
– Составьте предложение по рисунку.
– Прислушайтесь, как произносятся слова на, под, за. Вместе с каким словом он произносятся?
Физкультминутка.
Работа по нахождению предлогов в предложении.
– Прочитайте загадки. Отгадайте. Найдите предлоги.
И на горке, и под горкой, под березой и под елкой, хороводами и в ряд в шляпах молодцы стоят. С грузом бежит, без груза лежит. У родителей и деток вся одежда из монеток. (Отгадки: грибы, велосипед, рыба).
– Назовите предлоги.
– Как они пишутся?
– Для чего они служат?
Какие предлоги пропали?
Можно ли обойтись без них?
… полянке, … тропинки
Пробиваются травинки.
… бугорка ручей бежит,
А … елкой снег лежит.
Вставьте подходящие по смыслу предлоги.
Лето – время лесных малышей. … гнезд вылетают птицы. … зверей растет смена. Медвежата послушно следуют … матерью. Лисята играют … норы. Бельчонок совершает … сосны свой первый прыжок. … сумерках выходят … охоту ежата.
Работа по учебнику. Упражнение 119.
Работа по нахождению предлога в предложении.
– Как узнать предлог в предложении?
В лесу было тихо.
В сосновом лесу было тихо.
– Сравни предложения.
– Какое слово стоит между предлогом и существительным во втором предложении?
Вывод. Между предлогом и существительным можно вставить слово.
Отгадывание ребусов.
Если знаешь предлоги – разгадаешь.
Вывод.
– О чем мы сегодня говорили?
– Какая была тема урока?
– Что вы поняли?
Советы учащимся.
Для чего нам дан предлог?
Чтоб понять и взять все в толк.
Нужно нам найти предлог
Чтоб услышать про предлог.
В предложении на службе,
С падежом всегда он в дружбе,
На него показывает
И слова все связывает.
Произносится как слитно,
Но пишется отдельно.
Без предлога нам нельзя,
Знайте это все – Друзья!
Итог урока.
МБОУ «Начальная школа – детский сад» г. Чебоксары
«… И дорогому Букварю я говорю: «Благодарю!»
Праздничный урок
по обучению грамоте,
проведенный в 1А классе
МБОУ «Начальная школа –
Детский сад» г.Чебоксары
Учителем Афанасьевой Н.Н.
Февраль 2018г.
Сценарий праздничного урока«… И дорогому Букварю я говорю: «Благодарю!»
Музыкальный зал празднично украшен цветами, шарами, буквами.
На сцене 4 ученика, а остальные ученики ждут за сценой.
1.В поезд можете садиться,
Этот поезд быстро мчится.
От границы до границы,
По степям до синих гор –
На зеленый симофор.
2.В школу он спешит сейчас
К нам на праздник в первый класс.
Опоздать нельзя на праздник-
Это каждый знает.
Мчится поезд «Первоклассник»
Скорость набирает.
3.Прибавляет по пути
К трем четыре ,два к пяти.
Чуть пеналами гремит,
Чуть губами шевелит,
Изучая Алфавит.
4.Так садись в счастливый поезд,
И помчимся от А до Я.
Нынче в нашей школе праздник!
Славный праздник Букваря!.
После чтения этих строк, учащиеся выходят на сцену под музыку
5.Внимание! Внимание!
Здравствуйте, уважаемые зрители,
Детишки, педагоги и родители!
Праздник начинается,
Сюда все приглашаются!
Сегодня день торжественный у нас.
6.Он, знаю, никогда не повторится,
Хоть много предстоит еще учиться,
Но самый главный – первый класс!
7.Хороша сегодня школа,
С радостью туда идем.
Мы на праздник наш веселый
Всех друзей зовем!
Ученики исполняют песню «Чему учат в школе»
8.Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Совсем недавно, первого сентября, мы впервые переступили порог школы, открыли первую книгу «Букварь». Слова букварь, азбука, алфавит близкие по значению слова. Слово азбука- русское. Раньше букву « А» называли Аз, «Б2- Буки, из названий этих букв и образовано слово Азбука.
9. Слово Алфавит – греческое. Так называют буквы, расположенные по порядку. Буква- слово- готское. Оно образовано от названия дерева Бук, дощечки из которого использовались для письма. Поэтому книга для первоклассника называется Букварем.
10. Сегодня к нам пришел Букварь!
Входит Букварь. Одет нарядно: накидка, украшенная буквами, на голове-…..
Букварь: Что Вы обо мне говорите без меня? Вы знаете меня, ребята? Да, я – Букварь. Я пришел к вам 1 сентября и останусь с вами на всю жизнь. Я буду напоминать вам о первом школьном дне, о первом звонке, о самой первой ступеньке к вершине знаний.
Я – Букварь, учу читать.
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо-
И сможешь ты тогда
Любую книжку прочитать
Без всякого труда.
А в книгах есть про все, про все,
Про реки и моря,
И что у неба нет конца,
И круглая земля,
Про космонавтов, к облакам
Летавших много раз,
Про дождь, и молнии, и гром,
Про свет, тепло и газ.
А сегодня я пришел к вам, чтобы посмотреть, хорошо ли вы меня изучили, много ли нового узнали.
11. Дорогой, Букварь, будь сегодня самым желанным гостем на нашем празднике!
12.Все начинается со школьного звонка,
Мечта, наука, дружба – что хотите!
Все это будет поздно или рано,
Все впереди, ребята, а пока
Все за руки крепко возьмитесь!
Хотите все на свете знать?
Хотите честно и с добром,
Берегите школу, как свой дом!
13.Впереди длинна дорога,
Сразу не пройти никак,
Но у школьного порога
Делаем мы первый шаг.
14.Мы смешными малышами
Прибежали в этот класс.
Книги нам с карандашами
Подарили в первый раз.
15.Самый трудный первый класс.
16Потому что в первый раз!
Исполняется песня «Первоклассник»
17.Мы помним тот звонок веселый,
Что прозвенел нам в первый раз.
Когда пришли с цветами в школу,
В свой самый лучший первый класс.
18.Как встретил у дверей учитель –
Наш верный друг на много дней,
И шумная семья большая,
Подружек новых и друзей.
18.Садясь за парту осторожно,
Чтоб школьной формы не измять,
Мы буквари свои раскрыли,
Открыли чистую тетрадь.
Исполняется песня «Светит солнышко»
19.Мне теперь не до игрушек –
Я учусь по букварю!
Соберу свои игрушки
И Сереже подарю!
20.Деревянную посуду
Я пока дарить не буду,
Заяц нужен мне самой –
Ничего, что он хромой.
21.А медведь изломан слишком,
Куклу жалко отдавать –
Он отдаст ее мальчишкам,
Или бросит под кровать.
22.Паровоз отдать Сережке?
Он плохой, без колеса.
И потом – мне надо тоже
Поиграть хоть полчаса.
23.Мне теперь не до игрушек –
Я учусь по букварю…
Но я кажется Сережке
Ничего не подарю.
24.Выручайте,палочки,
Палочки – выручалочки!
Становитесь по порядку
В свою первую тетрадку.
За строку не вылезать,
Спинку прямо всем держать.
Что же вы не слушаетесь?
Что ж вы плохо учитесь?
Что стоите как попало?
Мне опять за вас попало.
Но не знает мой учитель,
И не знает даже мама,
Как вас трудно научить
Чтобы вы стояли прямо.
25.Инсценировка:
- Петь, здорово!
- Здравствуй, Вова!
- Как уроки?
- Не готовы.
Понимаешь, вредный кот
Заниматься не дает.
Только сел было за стол,
Слышу «Мяу!» - «Что пришел?
Уходи! – кричу коту.-
Мне и так невмоготу.
Видишь, занят я наукой,
Так что брысь и не мяукай»
Он тогда залез на стул,
Притворился, что уснул.
Как же ловко сделал вид,
Ну совсем как будто спит.
Но меня ведь не обманешь,
Он умен, и я умен –
Раз его за хвост.
- А он?
- Он мне руку исцарапал,
Скатерть со стола стянул,
Все тетрадки мне заляпал
И в окошко улизнул.
Я кота простить готов,
Я жалею их, котов.
Исполняется песня «Шалунишки».
26.Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз.
А учитель учит нас.
27.Ель, топор, лопата, руки –
В каждом слове слышим звуки!
28.Звуки эти разные –
Гласные, согласные.
29.Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу – звать и аукать,
И в колыбели сестренку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать!
30.А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Но не хочется им петь.
31.Ссс…Змеиный слышен звук.
32.Шшш…Шуршит опавший лист.
33.Жжж…Шмели в саду жужжат.
34.Ррр…Моторы тарахтят.
35.Дружат гласная с согласной,
Составляют вместе слог.
Ма и ша, а вместе Маша,
К нам явились на урок.
36.Если слоги встанут рядом –
Получаются слова.
Ты и ква, а вместе тыква,
Со и ва, всего сова.
37.Ми-ла мы-ла ру-ки мы-лом,
Ма-ша ка-шу ва-рит нам.
Чтоб скорей и легче было,
Все читайте по слогам.
38.Соединили мы два слова –
И предложение готово.
Дождь идет.
Гремит гроза.
Улетела стрекоза.
39.Мы знаем буквы, знаем слоги…
40.Умеем говорить, считать…
41.И постепенно, понемногу…
Все: Мы научились все читать!
42.Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну прочитай еще страницу!»
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять и прочитать.
43.Все мы сегодня говорим:
Все: « Спасибо Букварю!».
44. Вед.:Мы, Букварь, покажем тебе, чему мы научились за это время!
45.Букварь:Ну я посмотрю и порадуюсь вместе с вами.
46.Вед.: Сегодня к нам в гости пришли все 33 буквы русского алфавита.
-Гласные!
-Здесь!
-Буквы, которые не обозначают звуков!
-Здесь!
-Согласные!
-Здесь!
- Буквы значки. как бойцы на парад.
В четком порядке построены в ряд
Каждый в условленном месте стоит,
И называется все…
Все :Алфавит!
Ученики читают стихотворение С. Маршака «Про все на свете» называют букву и одевают
На голову корону формой этой буквы.
47. А: Аист с нами прожил лето,
А зимой гостил он где-то.
Б:Бегемот разинул рот,
Булки просит бегемот.
В:Воробей влетел в окно,
Воровать у нас пшено.
Г:Гриб растет среди дорожки,
Голова на тонкой ножке.
Д:Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом.
ЕиЕ:Ель на ежика похожа,
Еж в иголках, елка тоже.
Ж:Жук упал и встать не может,
Ждет он, кто ему поможет.
З:Звезды видели мы днем,
За рекою над кремлем.
И:Иней лег на ветви ели,
Иглы за ночь побелели.
К:Кот ловил мышей и крыс,
Кролик лист капустный грыз.
Л:Лодки по морю плывут,
Люди веслами гребут.
М:Мед в лесу медведь нашел,
Мало меду, много пчел.
Н:Носорог бодает рогом,
Не шутите с носорогом.
О:Ослик был сегодня зол,
Он узнал, что он осел.
П:Панцир носит черепаха,
Прячет голову от страха.
Р:Роет землю старый крот,
Разрыхляет огород.
С:Спит спокойно старый слон,
Стоя спать умеет он.
Т:Таракан жикет за печкой,
То-то теплое местечко.
У:Ученик учил уроки,
У него в чернилах щеки.
Ф:Флот плывет к родной земле,
Флаг на каждом корабле.
Х:Ходит по лесу хорек,
Хищный маленький зверек.
Ц:Цапля важная, носатая,
Целый день стоит как статуя.
Ч:Часовщик прищурив глаз,
Чинит часики для нас.
Ш:Школьник,школьник,ты силач,
Шар земной несешь, как мяч.
Щ:Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
Э:Эта кнопка и шнурок-
Электрический звонок.
Ю:Юнга- будущий матрос,
Южных рыбок нам привез.
Я:Ягод нет кислее клюквы,
Все:Я на память знаю буквы.
49.Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы.
На одной живут странице
И повсюду славятся.
49.Так восславим буквы эти,
Пусть они прходят к детям,
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит.
50.Букв вначале мы не знали,
Мамы сказки нам читали.
А теперь читаем сами,
Подружились буквы с нами.
Детям вручаются Грамоты о прочтении данным учеником Букваря.
51.Без азбуки, без азбуки
Мне скучно было жить.
Теперь я буквы разные
Могу в слова сложить.
Как здорово, что грамота
На белом свете есть!
И у меня есть грамота,
Могу ее прочесть.
52.Беру букварь в последний раз,
Несу ее в просторный класс.
И дорогому Букварю
Я говорю: «Благодарю!»
Ты книга первая моя,
Теперь читать умею я.
На свете много книжек есть,
Все книги я могу прочесть.
Исполняется песня «Взрослые и дети»