СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку: "Неопределенная форма глагола"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конмпект урока по русскому зыку : "Неопределенная форма глагола"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку: "Неопределенная форма глагола"»

Урок 128
Неопределенная форма глагола

Тип урока

Освоение нового материала

Педагогические задачи

Создать условия для ознакомления с признаками неопределенной формы глагола; совершенствовать умение находить в тексте глаголы в неопределенной форме; способствовать развитию навыка выделять суффиксы -ть, -ти глаголов
в неопределенной форме; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные результаты

Познакомятся с признаками неопределенной формы глагола; научатся находить глаголы в тексте; определять время глаголов; указывать глаголы в неопределенной форме; выделять суффиксы -ть, -ти глаголов в неопределенной форме; выполнять разбор слова по составу

Метапредметные УУД

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; понимать заданный вопрос,
в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений

Личностные
результаты

Осознавать и принимать базовые ценности: «благородство», «дружба», «понимание», «сочувствие»; оценивать жиз-ненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России; осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять
задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке


Организационная структура урока


Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности учащегося

1

2

3

4

II. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь, задание 91).

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– Прочитайте загадки. Вставьте пропущенные
буквы.

– Укажите над глаголами время.

– Подчеркните в словах 3-го предложения изученные орфограммы.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают
о выполненной дома работе.

Читают загадки, объясняют написание пропущенных букв, указывают время глаголов.

По морю идет (наст. вр.), до берега дойдет
(буд. вр.), тут и пропадет (буд. вр.). (Волна.)

Голубой шатер весь мир накрыл (прош. вр.).

(Небо.)

Живет (наст. вр.) – лежит (наст. вр.), умрет
(буд. вр.) – п
обежит (буд. вр.). (Снег.)

Рос (прош. вр.) шар бел, дунул (прош. вр.) ветер – шар улетел (прош. вр.). (Одуванчик.)

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Слушать
в соответствии с целевой установкой. Принимать
и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу
полученного
задания

Минутка чистописания.

Проводит минутку чистописания.

– Запишите буквосочетания.

– Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы. Разберите предложение по частям речи.

Выполняют чистописание.

У (предл.) моих (мест.) ног (сущ.) тянулась (гл.) узкая (прил.) долина (сущ.).

Работа над словами с непро-

Организует работу над словом с непроверяемым написанием.

Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.

Продолжение табл.

1

2

3

4

веряемым
написанием

– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.

(См. РМ, Приложение 2.)


III. Сообщение темы
урока.

Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Сегодня на уроке продолжим путешествие
по волшебной стране Глаголии. На какие вопросы отвечают слова – жители данной страны?
Что они обозначают?

– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные
слова.

– Сегодня на уроке будем учиться образовывать
неопределенную форму глагола

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока: ответить на поставленные вопросы и научиться определять глагол
в устной и письменной речи

Принимать

и сохранять учебную цель
и задачу

IV. Объяснение нового
материала.

Организует работу по теме урока. Объясняет
новый материал, отвечает на вопросы учеников.

Выводят языковые закономерности, лежащие
в основе изучаемого понятия или правила.

Анализируют формулировку правила (понятия),

Осуществлять анализ
объектов

Продолжение табл.

1

2

3

4

Наблюдение над языковым материалом.

– Прочитайте пословицы на экране, вставьте
пропущенные буквы. Объясните правописание орфограмм.

Не всякий, кто ч..тает, во чтении силу знает.

Не на пользу книги ч..тать, когда только в..ршки с них хв..тать.

– Дайте характеристику глаголам первой посло-
вицы.

– Что вы знаете о глаголе? Назовите грамматические признаки глагола.

– Что вы можете сказать о глаголах из пословиц?

– Во второй пословице употреблены глаголы неопределенной формы. Что бы вы хотели узнать
о них?

данную в учебнике. Проводят наблюдения на ма-териале связных текстов.

Рассказывают о грамматических признаках глаголов первой пословицы: отвечают на вопрос «что делает?», глаголы настоящего времени, несовершенного вида, 3-го лица, единственного числа.

Рассказывают о грамматических признаках глаголов второй пословицы: отвечают на вопрос «что сделать?», глаголы несовершенного вида; время, лицо/род и число определить нельзя.


Работа по учебнику (упражнение 148)

– Прочитайте словосочетания. Спишите.

– Сравните глаголы в словосочетаниях первой
и второй группы. У каких глаголов можно определить время? Укажите их время.

– Назовите и подчеркните глаголы, у которых вы не смогли определить время. Задайте вопрос
к каждому из этих глаголов

Выполняют задание.

(Что делаю?) читаю (наст. вр.) сказку, (что
делал?) играл (прош. вр.) в шахматы, (что сделаем?) повторим (буд. вр.) правило, (что делали?) слушали (прош. вр.) радио.

(Что делать?) читать сказку, (что делать?) играть в шахматы, (что сделать?) повторить правило, (что делать?) слушать радио

V. Первичное закрепление знаний. 

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует выполнение заданий.

(См. РМ, Приложение 3.)

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. При-меняют новые знания на новом языковом мате-
риале. Выполняют аналитические упражнения.

Осознанно
и произвольно строить
речевое вы-
сказывание

Продолжение табл.

1

2

3

4



(См. РМ, Приложение 5.)

Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

(См. РМ, Приложение 4.)

в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре

Работа по учебнику (упражнение 149)

– Прочитайте. Объясните смысл пословиц.

– Спишите. Подчеркните глаголы. Можно ли определить их время и число? Задайте вопрос к каждому глаголу.

– Вспомните, как называется форма глагола, которая отвечает на вопрос «что делать?» или «что
сделать?».

– Неопределенная форма глагола – это начальная, неизменяемая форма глагола. Она не указывает ни на время, ни на число глагола. Глаголы в не-определенной форме отвечают на вопрос «что делать?» или «что сделать?». Чаще всего они имеют суффикс -ть или -ти.

Списывают пословицы. Подчеркивают глаголы, задают к ним вопросы.

Жизнь (что сделать?) прожить – не поле (что сделать?) перейти. Лучше один раз (что сделать?) увидеть, чем сто раз (что сделать?)
услышать. Легко друзей (что сделать?) найти, да трудно (что сделать?) сохранить.

Выполняют звуко-буквенный разбор слова
«прожить»

VI. Дальнейшая работа
по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

Организует дискуссию, выслушивает мнения,
подводит итог.

(См. РМ, Приложение 6.)

Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями.

Понимать
на слух ответы одноклас-сников. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения.

Работа по учебнику (упражнение 150).

– Прочитайте стихотворение З. Александровой.

– Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните глаголы в неопределенной форме. Выделите в них суффиксы -ть, -ти.

Списывают. Выделяют суффиксы -ть, -ти у глаголов в неопределенной форме.

Ударил гром двенадцать раз

И замер в стороне.

Продолжение табл.

1

2

3

4



Природа отдала приказ

весне.

Приказ – черемухе

Крапиве не злой,

Дождю дорожки

Серебряной метлой.

А солнцу из-за туч

И веселее

Выполняют разбор слова по составу.

Выполняют морфологический разбор слова.

Приказ – сущ., что?, нач. ф. – приказ, неодушевленное, нарицательное, м. р., 2-е скл., ед. ч., В. п., дополнение.

Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение
и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые сред-ства для решения различных комму-
никативных
задач

Работа в тетради (задание 94)

Организует работу в рабочей тетради.

– Прочитайте. Впишите пропущенные глаголы.

– Прочитайте фразеологизмы. Объясните их смысл.

– Составьте и запишите предложение или текст, употребив в нем любой из данных фразеологизмов

Выполняют задание в рабочей тетради.

Объясняют значение фразеологических оборотов.

Сидеть сложа руки – ничего не делать.

Работать спустя рукава – плохо работать.

Бить баклуши – бездельничать.

Держать язык за зубами – молчать.

Покраснеть до ушей – очень сильно покраснеть.

Бежать во все лопатки – очень быстро бежать.

Продолжение табл.

1

2

3

4



Вставать с первыми петухами – вставать очень рано.

Знать как свои пять пальцев – хорошо разбираться в каком-то вопросе.

Выйти сухим из воды – без потерь и ущерба
выйти из сложной, неприятной ситуации


VII. Итог урока. Рефлексия

Организует оценку результатов выполнения
заданий на уроке, подведение итогов урока уча-
щимися.

– Что особенно заинтересовало вас во время
урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Назовите признаки неопределенной формы
глагола.

– На что не указывает инфинитив? Что он обозначает?


– Какие суффиксы имеет инфинитив?





– Чем является в предложении?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените свою работу на уроке

Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов. Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятия, по применению
правил. Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.



– Инфинитив не указывает ни на время, ни
на число, ни на лицо; только называет действие предмета.

– Инфинитив имеет суффиксы -ть, -ти, которые не входят в основу, буквосочетание -чь входит
в состав корня; есть глагольные суффиксы -а-, -и-, -е-, -ова-, -ну-, которые входят в основу инфини-тива.

– Инфинитив может быть любым членом предложения, но чаще всего он бывает подлежащим и сказуемым

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Окончание табл.

1

2

3

4

Домашнее

задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения,
дает сопутствующие комментарии.

– Выполнить задание 93 в рабочей тетради,
упражнение 151 в учебнике

Внимательно слушают, задают уточняющие
вопросы

Принимать учебную задачу, планировать ее выполнение


Приложение 1

Организация начала урока

Педагог проверяет собранность к уроку, наличие общей установки на урок. Приветствует обучающихся.

– Проверим готовность к уроку.

Вот звонок нам дал сигнал –

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Обучающиеся сообщают о готовности к уроку. Определение самоорганизации («Настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»).

– Начнём урок с постижения народной мудрости – на доске пословицы, почитайте их.

– Объясните значение данных пословиц.

Учащиеся объясняют значение пословиц.

Не всякий, кто ч..тает, во чтении силу знает.

Не на пользу книги ч..тать, когда только в..ршки с них хв..тать.


Приложение 2

Работа над словами с непроверяемым написанием

ЛУЧШЕ – более хороший.

– Подберите однокоренные слова, антонимы к слову «лучше».

Учащиеся подбирают однокоренные слова, антонимы к словарному слову. Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным словом. Составляют предложения.

Однокоренные слова: лучший, улучшить.

Антоним: хуже.

Пословицы и поговорки:

С песней легко, с баяном еще лучше.

Соломенный мир лучше железной драки.

Сон лучше всякого лекарства.

Старый друг лучше новых двух.

Счастье лучше богатства.

Совет хорошо, а дело лучше.

Лучше синица в руке, чем журавль в небе.

Предложения:

Сегодня больному значительно лучше.

Лучше надо читать.


Приложение 3

Первичное закрепление знаний

– Послушайте рассказ «Сказка об Инфинитиве» В. Агафонова.

– Что вы знали о глаголе неопределённой формы?

– Что нового узнали?

– Кто нашёл все грамматические признаки глаголов неопределённой формы?

– Пользуясь кластером, расскажите о глаголах неопределённой формы.

ИНФИНИТИВ

отвечают на вопросы

имеют вид

суффиксы -ть-, -ти-

могут заканчиваться на -чь

нет окончаний

нет числа

нет лица

не имеют формы времени


Приложение 4

Заранее подготовленные ученики читают сказку.

«В одной книге девочка Оля попадает в гости к Инфинитиву. На двери зала, где он живёт, висит табличка: “Великий отшельник Инфинитив”.

Оля постучала и чуть-чуть приоткрыла дверь. 

– Часы! – услышала она голос.

– Что?

– Часы! Я сказал: снимите часы! В моё жилище запрещено входить в часах. Я не хочу иметь ничего общего со временем.

Оля сняла часы и положила их под камень у входа. Сгорая от любопытства, она распахнула дверь и вошла. Перед ней стояла странная фигура, закутанная в чёрный плащ, в чёрной маске, в зелёной шляпе, совершенно неопределённой формы. Фигура была похожа не то на разбойника с большой дороги, не то на скрывающегося от своих врагов принца.

– Почему вы живёте здесь один?

– Во-первых, у меня не бывает окончания, хоть многие суффикс -ТЬ принимают за окончание. Ещё у меня есть один секрет: я не умею считать. Да-да, я занимаю такое важное положение на острове, но не могу отличить, где один, где много. Есть и другие причины, и очень серьёзные!

– Расскажите, пожалуйста, это так интересно!

– Но это тайна! Государственная тайна! Но тебе я могу намекнуть, вернее, напеть. Это не простая песенка, это песенка-загадка:

Начальной формой быть приятно,

Начало лучше, чем конец.

Инфинитив – звучит занятно,

Я вам назвался, наконец.

Ко мне летят лишь два вопроса,

В них смысл жизни для меня.

А если про другое спросят,

Молчу – меня не обвинят.

Вид у меня бывает разный…

А про лицо я дам ответ:

Его не видели ни разу,

Его, по-видимому, нет.

Всегда по горло делом занят.

Нет времени – так где же взять?

Тому, кто этого не знает,

Инфинитива не понять…

Оля уже не первый раз была в Волшебной стране, и поэтому ей не трудно было отыскать очень важный грамматический смысл, спрятанный за строчками этой песенки. Она поблагодарила Инфинитив за песенку, а потом спросила:

– Только я так и не поняла: вам негде взять время или вы не хотите иметь с ним ничего общего?

– И то и другое. Во всяком случае, я от него не завишу, мне не нужны ни часы, ни календари. Зато я всегда имею вид.

– Да, вид у вас совершенно замечательный, даже когда он несовершенный.

– Ну а что за история с вашим суффиксом -ТЬ?

– Мягкий знак в моём суффиксе очень капризен и непрочен – ведь он такой мягкий. Иногда я заменяю его буквой И, тогда получается суффикс -ТИ. Звучит тоже совсем неплохо: нести, везти, плести… Правда, сознаюсь тебе, глаголов так много, некоторым из них не хватило этих моих суффиксов. Но они не обиделись. А собрались в дружную компанию. Печь, течь, стеречь… Про них даже сочинили целое правило».


Приложение 5

Работа в группах

Педагог проводит работу в группах.

Карточка 1

Выпишите глаголы в неопределённой форме, выделите ту часть в слове, которая указывает на неопределённую форму.

Как поступить, если хочется драться,

Плакать, кричать, и щипать, и бодаться?

Хочется очень толкать и брыкаться,

Прыгать, скакать и юлой извиваться…


Карточка 2

Выпишите глаголы в неопределённой форме, выделите ту часть в слове, которая указывает на неопределённую форму.

Ударил гром двенадцать раз

И замер в стороне.

Природа отдала приказ

Салютовать весне.

Приказ – черёмухе цвести, 

Крапиве быть не злой,

Дождю дорожки подмести

Серебряной метлой.

Чтоб каждый кустик был певуч,

Всем птицам звонче петь,

А солнцу выйти из-за туч

И веселее греть!


Карточка 3

Вставьте вместо точек данные в скобках глаголы, употребив их в неопределённой форме, чтобы получились пословицы.

Кто хочет много …, тот должен мало … (знал, спал). Лучше хорошо …, чем хорошо … (поступал, говорил). Умение … дороже золота (работал).


Карточка 4

Замените каждое словосочетание глаголом в неопределённой
форме.

Лить слёзы – ... (плакать).

Глотать воду – ... (пить).

Витать в облаках – ... (мечтать).

Говорить неправду – ... (лгать).

Бить баклуши – ... (бездельничать).

Повесить нос – ... (грустить).

Держать язык за зубами – ... (молчать).


Приложение 6

Работа с ребусами

– Прочитайте ребусы. Что объединяет слова-отгадки?

Учащиеся отгадывают ребусы.

Сверкать, желать, горевать.

– Это глаголы в неопределенной форме.

– Каждый глагол имеет особую форму, которая называется начальной или неопределенной формой (инфинитивом). Неопределенная форма (инфинитив) выделяется среди глагольных форм тем, что она:

1) представляет глагол в словаре;

2) имеет свои формообразовательные суффиксы: -ть, -ти, -чь;

3) из всех грамматических признаков сохраняет лишь вид (совершенный – несовершенный), возвратность – невозвратность.

Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы «Что делать?», «Что сделать?».