СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку «Падежные окончания имен существительных 1 склонения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: закреплять умение распознавать падежи существительных 1 склонения; учить наблюдать и делать выводы об изменениях имен существительных 1 склонения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку «Падежные окончания имен существительных 1 склонения»»


Конспект урока по русскому языку

«Падежные окончания имен существительных 1 склонения»

Дата: 28.01.2019.

Предмет: русский язык.

Тема: «Падежные окончания имен существительных 1 склонения».

Класс: 4А.

Тип урока: закрепление.

Система обучения: Перспектива.

Цель: закреплять умение распознавать падежи существительных 1 склонения; учить наблюдать и делать выводы об изменениях имен существительных 1 склонения.

Планируемые результаты:

  1. Личностные:

- положительное отношение к познавательной деятельности;

- совершенствование имеющихся знаний;

- способность к самооценке.

  1. Предметные:

- расширение и обобщение знаний об имени существительном как части речи;

- закрепление умения склонять имена существительные и умения правописания падежных окончаний имен существительных 1 склонения;

- умение приводить собственные примеры по теме.

  1. Метапредметные:

Коммуникативные:

- высказывание своей точки зрения;

- слушание и понимание других.

Регулятивные:

- самостоятельное формулирование цели и темы урока;

- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

Познавательные:

- умение анализировать, сравнивать;

- поиск и выделение необходимой информации;

- самостоятельное создание способов решения проблем.

Оборудование: мультимедийная презентация, учебник.

Структура урока:

  1. Организационный момент (1 мин)

  2. Минутка чистописания (2 мин)

  3. Актуализация знаний (4 мин)

  4. Постановка цели и задач урока (1 мин)

  5. Первичное закрепление (12 мин)

  6. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (16 мин)

  7. Итог урока (2 мин)

  8. Рефлексия, домашнее задание (2 мин)


Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент

- Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

Отдых наш кончается,

Работа начинается.

- Здравствуйте. Я рада вас сегодня видеть, и желаю плодотворной работы в течение всего урока. Присаживайтесь.

- Сегодня на уроке вы сможете получить положительные отметки. Но выставлены они будут только при соблюдении некоторых правил: если в течение урока вы будете аккуратно писать в тетради; соблюдать правила поведения, не нарушать дисциплину; активно работать и правильно выполнять все задания.

Слушают учителя, настраиваются на работу.





Минутка чистописания

- Начнем нашу работу с минутки чистописания. Откройте тетради и напишите показы очень аккуратно, старательно, не торопясь, чтобы каждый элемент букв был прописан четко и красиво.

- Спины держим ровно, ноги вместе, голову низко не наклоняем.

- Если закончили, покажите свою готовность.

- А теперь отступите строчку и запишите число – Двадцать восьмое января и классная работа.

Пишут показы в тетрадях.

Актуализация знаний

- Прежде, чем мы узнаем тему нашего урока, посмотрите, пожалуйста, на слова и скажите, что между ними общего.

Луна, береза, папа, машина, дедушка.

(имена существительные в именительном падеже 1 склонения, одинаковое окончание)

- Какое окончание у этих слов? (а)

- Какие еще бывают окончания у имен существительных в 1 склонении? (я)

- Приведите примеры. (дядя, земля)

- Сделайте вывод: какие имена существительные относятся к 1 склонению? (имена существительные мужского и женского рода с окончаниями –а и –я)

- А теперь посмотрите на следующее словосочетание и определите склонение у имени существительного: пришел к подруге. (1 склонение)

- Как узнали? (поставили имя существительное в форму именительного падежа, единственного числа)

- Какое слово получилось? (подруга)

- Какое окончание нужно выделить? (а)

Наблюдают, анализируют, сравнивают, делают выводы, приводят собственные примеры.
Отвечают на вопросы учителя, поднимая руку.








Постановка цели и задач урока

- Сколько существует склонений имен существительных в русском языке? (3)

- Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами поговорим и какую тему закрепим? (о 1 склонении имен существительных)

- Какие цели поставим перед собой? (повторить и закрепить все знания о 1 склонении имен существительных)

Отвечают на вопросы учителя; формулируют тему урока, ставят цели.

Первичное закрепление

- Чтобы закрепить ваши знания о 1 склонении имен существительных, выполним следующее задание по цепочке. Один выходит к доске, записывает предложение, остальные работают в тетрадях.

1 ученик – 1 предложение.

- После того, как вы записали предложение, вам необходимо найти имя существительное 1 склонения, определить падеж и выделить окончание.

- Кто скажет, как нужно определять падеж? (найти слово, к которому относится имя существительное и от него задать вопрос)

Школа (им.п) объявила праздник леса. На следующий день ребята (им.п) собрались у крыльца школы (род.п). Каждый принес грабли, лопату (вин.п) и ведро. Подъехала машина (им.п), которая привезла саженцы. Я подошел к маленькой ёлочке (дат. п) у дороги (род.п) и посадил рядом еще одну. Мы были очень рады, что помогли природе (дат.п).

- После урока я соберу у вас тетради и выставлю отметку за эту работу.

- А теперь проведем задание на внимательность. Я буду читать ряд слов, вам нужно из них выбрать только имена существительные 1 склонения и записать их через запятую.

- Кто желает выйти к доске?

Один ученик - все слова через запятую на отметку.

- Приготовились, сели ровно. Слушайте внимательно.

Сторона, бок, поверхность. (Ж.р)

Осадок, гуща, мгла. (Ж.р)

Печаль, тоска, горе. (Ж.р)

Ограда, забор, изгородь. (Ж.р)

Веселье, радость, потеха. (Ж.р)

Юноша, мальчик, парень. (М.р)

Ошибка, недочет, оплошность. (Ж.р)

Миг, секунда, мгновение. (Ж.р)

Встреча, прием, свидание. (Ж.р)

Отвага, храбрость, бесстрашие. (Ж.р)

- Определите род выписанных существительных и выделите окончание.

- Назовите слова мужского рода. (юноша)

- Докажите, что все слова, которые вы выписали, стоят в 1 склонении. (это имена существительные в единственном числе, в именительном падеже, женского и мужского рода, которые имеют окончание а)

- А теперь на доске появятся слова, которые стоят в разных падежах и разных склонениях. Ваша задача – выписать в тетрадь через запятую только те, которые относятся к 1 склонению, и поставить их в именительный падеж, единственное число и выделить окончания.

К Дереву, у стола, на футболке, у дяди, с ягодами, по телефону, в вазу, с подругой, после звонка, с папой.

Один ученик - все слова через запятую на отметку.

Футболка, дядя, ягода, ваза, подруга, папа.

- Что нужно сделать, чтобы узнать склонение имен существительных? (поставить имя существительное в форму именительного падежа, единственного числа, посмотреть на окончание)

- Какие окончания имеют имена существительные 1 склонения? (а и я)

Выполняют задания в тетрадях и у доски, определяя падеж у имен существительных 1 склонения, выделяют окончания.

Записывают в тетрадь слова, которые относятся только к 1 склонению.

Отвечают на вопросы учителя, поднимая руку, делают выводы.















Физминутка

Видеофизминутка

Повторяют движения.

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

- Продолжаем работать. Чтобы закрепить ваши знания о падежных окончаниях имен существительных первого склонения, выполним следующее упражнение.

- К доске выходят 3 человека, которые будут работать на отметку. Записывайте слова: мама, яблоня, секунда.

- Ваша задача изменить каждое слово по падежам, выделить окончание.

- Все остальные работают в тетради самостоятельно. Кто справится быстрее всех, я поставлю отметку.

И.п. кто? мама И.п. что? яблоня И.п. что? секунда

Р.п. нет кого? мамы Р.п. нет чего? яблони Р.п. нет чего? секунды

Д.п. даю кому? маме Д.п. даю чему? яблоне Д.п. даю чему? секунде

В.п. вижу кого? маму В.п. вижу что? яблоню В.п. вижу что? секунду

Т.п. доволен кем? Мамой Т.п. доволен чем? яблоней Т.п. доволен чем? секундой

П.п. думаю о ком? о маме П.п. думаю о чем? о яблоне П.п. думаю о чем? о секунде

- Проверьте, пожалуйста, свою работу с написанным на доске. Поднимите руку, у кого так же.

- Замечательно! Я знала, что у вас получится.

- Какой вывод можно сделать по данной работе? (в родительном падеже имен существительных 1 склонения бывают окончания Ы И, в дательном – Е, в винительном – У Ю, в творительном – ОЙ ЕЙ, в предложном – Е.

- Продолжим работать на карточках в парах. Вам необходимо соединить стрелками имя существительное с тем падежом, в котором оно написано и выделить их окончания.

И.п. о крыше И.п. лужайке

Р.п. крыша Р.п. о лужайке

Д.п. крышу Д.п. лужайка

В.п. крыши В.п. лужайку

Т.п. крыше Т.п. лужайки

П.п. крышей П.п. лужайкой

- Проверяем по цепочке. Называйте падеж, имя существительное, которое к нему относится и окончание.

Работают в тетради и у доски, изменяя имена существительные по падежам; проверяют свою работу, наблюдают, делают выводы.

Работают в парах на карточках, соединяя падеж и то имя существительное, которое к нему относится.

Итог урока

- Наш урок подходит к концу, подведем итоги.

- Сколько склонений имен существительных бывает в русском языке? (3)

- Какая была тема нашего урока? (падежные окончания имен существительных 1 склонения)

- Чем мы сегодня занимались?? (изменяли по падежам имена существительные 1 склонения, выделяли окончания и наблюдали за их изменениями, искали в тексте имена существительные 1 склонения в разных падежах)

- Кто помнит, какую цель мы ставили в начале урока? ((повторить и закрепить все знания о 1 склонении имен существительных)

- Если мы достигли этой цели и справились со всеми трудностями, хлопните в ладоши.

Отвечают на вопросы учителя, поднимая руку.

Рефлексия

- Какое настроение у вас было в течение урока? Почему оно было таким?

- Поднимите вверх большой палец, если вам было интересно на уроке, и вы справились со всеми заданиями.

- Покажите опущенный вниз палец, если у вас возникли трудности.

- Записываем домашнее задание

- Спасибо за урок. Подойдите ко мне с дневниками…

- Вы получаете за урок отметку 5, потому что работали активнее всех, помогали мне и быстро справлялись со всеми упражнениями.

Оценивают свою работу на уроке и настроение.