Актуализация знаний | - Прежде, чем мы узнаем тему нашего урока, посмотрите, пожалуйста, на слова и скажите, что между ними общего. Луна, береза, папа, машина, дедушка. (имена существительные в именительном падеже 1 склонения, одинаковое окончание) - Какое окончание у этих слов? (а) - Какие еще бывают окончания у имен существительных в 1 склонении? (я) - Приведите примеры. (дядя, земля) - Сделайте вывод: какие имена существительные относятся к 1 склонению? (имена существительные мужского и женского рода с окончаниями –а и –я) - А теперь посмотрите на следующее словосочетание и определите склонение у имени существительного: пришел к подруге. (1 склонение) - Как узнали? (поставили имя существительное в форму именительного падежа, единственного числа) - Какое слово получилось? (подруга) - Какое окончание нужно выделить? (а) | Наблюдают, анализируют, сравнивают, делают выводы, приводят собственные примеры. Отвечают на вопросы учителя, поднимая руку. |
Первичное закрепление | - Чтобы закрепить ваши знания о 1 склонении имен существительных, выполним следующее задание по цепочке. Один выходит к доске, записывает предложение, остальные работают в тетрадях. 1 ученик – 1 предложение. - После того, как вы записали предложение, вам необходимо найти имя существительное 1 склонения, определить падеж и выделить окончание. - Кто скажет, как нужно определять падеж? (найти слово, к которому относится имя существительное и от него задать вопрос) Школа (им.п) объявила праздник леса. На следующий день ребята (им.п) собрались у крыльца школы (род.п). Каждый принес грабли, лопату (вин.п) и ведро. Подъехала машина (им.п), которая привезла саженцы. Я подошел к маленькой ёлочке (дат. п) у дороги (род.п) и посадил рядом еще одну. Мы были очень рады, что помогли природе (дат.п). - После урока я соберу у вас тетради и выставлю отметку за эту работу. - А теперь проведем задание на внимательность. Я буду читать ряд слов, вам нужно из них выбрать только имена существительные 1 склонения и записать их через запятую. - Кто желает выйти к доске? Один ученик - все слова через запятую на отметку. - Приготовились, сели ровно. Слушайте внимательно. Сторона, бок, поверхность. (Ж.р) Осадок, гуща, мгла. (Ж.р) Печаль, тоска, горе. (Ж.р) Ограда, забор, изгородь. (Ж.р) Веселье, радость, потеха. (Ж.р) Юноша, мальчик, парень. (М.р) Ошибка, недочет, оплошность. (Ж.р) Миг, секунда, мгновение. (Ж.р) Встреча, прием, свидание. (Ж.р) Отвага, храбрость, бесстрашие. (Ж.р) - Определите род выписанных существительных и выделите окончание. - Назовите слова мужского рода. (юноша) - Докажите, что все слова, которые вы выписали, стоят в 1 склонении. (это имена существительные в единственном числе, в именительном падеже, женского и мужского рода, которые имеют окончание а) - А теперь на доске появятся слова, которые стоят в разных падежах и разных склонениях. Ваша задача – выписать в тетрадь через запятую только те, которые относятся к 1 склонению, и поставить их в именительный падеж, единственное число и выделить окончания. К Дереву, у стола, на футболке, у дяди, с ягодами, по телефону, в вазу, с подругой, после звонка, с папой. Один ученик - все слова через запятую на отметку. Футболка, дядя, ягода, ваза, подруга, папа. - Что нужно сделать, чтобы узнать склонение имен существительных? (поставить имя существительное в форму именительного падежа, единственного числа, посмотреть на окончание) - Какие окончания имеют имена существительные 1 склонения? (а и я) | Выполняют задания в тетрадях и у доски, определяя падеж у имен существительных 1 склонения, выделяют окончания. Записывают в тетрадь слова, которые относятся только к 1 склонению. Отвечают на вопросы учителя, поднимая руку, делают выводы. |
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации | - Продолжаем работать. Чтобы закрепить ваши знания о падежных окончаниях имен существительных первого склонения, выполним следующее упражнение. - К доске выходят 3 человека, которые будут работать на отметку. Записывайте слова: мама, яблоня, секунда. - Ваша задача изменить каждое слово по падежам, выделить окончание. - Все остальные работают в тетради самостоятельно. Кто справится быстрее всех, я поставлю отметку. И.п. кто? мама И.п. что? яблоня И.п. что? секунда Р.п. нет кого? мамы Р.п. нет чего? яблони Р.п. нет чего? секунды Д.п. даю кому? маме Д.п. даю чему? яблоне Д.п. даю чему? секунде В.п. вижу кого? маму В.п. вижу что? яблоню В.п. вижу что? секунду Т.п. доволен кем? Мамой Т.п. доволен чем? яблоней Т.п. доволен чем? секундой П.п. думаю о ком? о маме П.п. думаю о чем? о яблоне П.п. думаю о чем? о секунде - Проверьте, пожалуйста, свою работу с написанным на доске. Поднимите руку, у кого так же. - Замечательно! Я знала, что у вас получится. - Какой вывод можно сделать по данной работе? (в родительном падеже имен существительных 1 склонения бывают окончания Ы И, в дательном – Е, в винительном – У Ю, в творительном – ОЙ ЕЙ, в предложном – Е. - Продолжим работать на карточках в парах. Вам необходимо соединить стрелками имя существительное с тем падежом, в котором оно написано и выделить их окончания. И.п. о крыше И.п. лужайке Р.п. крыша Р.п. о лужайке Д.п. крышу Д.п. лужайка В.п. крыши В.п. лужайку Т.п. крыше Т.п. лужайки П.п. крышей П.п. лужайкой - Проверяем по цепочке. Называйте падеж, имя существительное, которое к нему относится и окончание. | Работают в тетради и у доски, изменяя имена существительные по падежам; проверяют свою работу, наблюдают, делают выводы. Работают в парах на карточках, соединяя падеж и то имя существительное, которое к нему относится. |