Орг. момент | - С добрым утром. Начат день, Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, а работать и читать! - Проверьте, у всех ли на парте лежат учебники по русскому языку, тетради, дневник и пенал. - Я вижу, что вы готовы узнавать новое. Присаживайтесь. - Кто помнит, какие правила нужно соблюдать на уроке? (не выкрикивать с мест, не нарушать дисциплину, активно работать, выполнять все задания учителя) - Я надеюсь, что наш урок пройдет замечательно, и вы получите только положительные отметки. | Настраиваются на работу, проверяют готовность к уроку, повторяют правила поведения. |
Актуализация знаний | - Прежде чем мы узнаем тему нашего урока, посмотрите на ряд слов и скажите, какое из них является лишним и почему. (солнце, так как это слово 2 склонения, а все остальные 1) Мама, мышь, солнце, книга, брошь, кружка, бумага. -Верно. Давайте вспомним, какие окончания бывают у имен существительных 2 склонения (нулевое, -о, -е) - Какого рода бывают имена существительные 2 склонения? (мужского, среднего) - Приведите примеры (окно, дерево, стол, стул, сено, дом) - А теперь я хочу проверить, насколько вы внимательны. Я буду читать слова, а вы должны запомнить как можно больше имен существительных 2 склонения. 1. Облако, град, книга, расческа, пенал, ручка, горе, король, угол, трава. 2. Малыш, корова, гвоздь, платье, здание, одежда, лист, дядя. 3. Созвездие, линия, минута, ягода, конь, семья. - Сделаем вывод: какие имена существительные относятся ко 2 склонению? (имена существительные мужского и среднего рода с окончаниями –о, -е и нулевым. | Ищут лишнее слово, обобщают, объясняют свой выбор. Приводят собственные примеры по теме; делают вывод. Ищут среди ряда слов имена существительные 2 склонения. |
Первичное закрепление | - Давайте поработаем самостоятельно и вспомним, как изменяются имена существительные 2 склонения по падежам. - 1 ряд, вам нужно изменить по падежам слово орел, 2 ряд – слово журавль, 3 ряд – слово воробей, а затем выделить окончания. На эту работу я даю вам 3 минуты. - Проверим, что получилось у 1 ряда. - Называй падеж, имя существительное и окончание. (орел, орла, орлу, орла, орлом, об орле) - 1 ряд, хлопните в ладоши те, у кого получилось также. - Проверим, что получилось у 2 ряда. (журавль, журавля, журавлю, журавля, журавлем, о журавле) - Проверим, что вышло у 3 ряда. (воробей, воробья, воробью, воробья, воробьем, о воробье) - Какой вывод можно сделать, понаблюдав за изменением по падежам имен существительных 2 склонения? (в родительном падеже у имен существительных окончания А, Я, в дательном – У, Ю, в винительном – А, Я, в творительном – ОМ, ЕМ, в предложном – Е) - А попробуйте поставить слова чудо, пух и поле в винительный падеж, какие окончания получились? (О, Е) - Какой вывод можно сделать? (в винительном падеже у имен существительных 2 склонения бывают еще окончания О, Е и нулевое) - Вернемся к работе в тетради и проведем картинный диктант. На слайде будут появляться различные предметы, вы должны понять, что это и записать обозначение данного предмета в тетрадь. - Взяли ручки, положили тетрадь под наклоном, спины выпрямили и приготовились писать. Книга, пенал, зеркало, ручка, замок, забор, лестница, телефон, кошка. - Найдите среди этих слов имена существительные 2 склонения, определите род и выделите окончание. (пенал, зеркало, замок, забор, телефон ) - Какие имена существительные 2 склонения вы нашли? Какое окончание? Род? - А теперь я предлагаю вам посмотреть на слайд, где разбросаны слова. - Что вы заметили? На какие группы можно их разделить? (имена существительные 1 и 2 склонения) - Запишите, пожалуйста, в тетради в левую колонку – имена существительные 1 склонения, а во вторую – имена существительные 2 склонения. - Проверим, как вы справились с этим заданием. Прочитай, какие слова ты записал в 1 колонку, во 2? 1 скл 2 скл Оса Бегемот Клюква Ком Розетка Стадион Стрела Небо Квартира Ключ - Дополните каждую колонку собственными именами существительными. 2 слова будет достаточно. - Какие слова ты дописал в 1 колонку, во 2? | Изменяют по падежам имена существительные самостоятельно в тетрадях. Отвечают на вопросы учителя, поднимая руку. Делают выводы, рассуждают, приводят собственные примеры. Выполняют картинный диктант. Разделяют имена существительные в 2 группы. |
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации | - Продолжаем работать и закреплять наши знания об именах существительных 2 склонения. - Откройте учебник на странице 31, прочитайте 49 упражнение. Что нужно сделать? (записать предложения, вставляя пропущенные окончания имен существительных 2 склонения) - Первое предложение разберем вместе. 1. В ущелье лёжа, уж долго думал о смерти птицы, о страсти к небу. Какую букву вставим в окончание? (е) - Почему? (задали вопрос: лежа (в чём?) в ущельЕ – предложный падеж) - Какие слова-помощники можно использовать при написании безударных окончаний? (имена существительные 2 склонения с ударными окончаниями) - Давайте будем использовать слово окно. Лежа (в чем?) в окнЕ, значит, в слове ущелье пишем букву Е. - Над каждым именем существительным подпишите падеж и выделите окончание. - Давайте проверим, что написали во 2 предложении? 2. По траве высокой кони на просторе бродят. (бродят (на чём?) на окне / просторе – предложный падеж) 3. Море вдруг вколыхалося вокруг, расплескалось в шумном беге и оставило на бреге тридцать три богатыря. (расплескалось (в чём?) в окне / беге – предложны падеж, оставило (на чём?) на окне / бреге – предложный падеж) 4. За морем житьё не худо; в свете ж вот какое чудо: остров на море лежит; град на острове стоит. (житьё (за чем?) за окном / морем – творительный падеж; чудо в чём? в окне / свете – предложный падеж; лежит на чём? на окне /море – предложный падеж; стоит на чём? на окне / острове – предложный падеж) - Молодцы, я вижу, что вы очень хорошо разбираетесь в данной теме. - А теперь я предлагаю вам побыть учителями и проверить некоторые работы учеников по русскому языку, которые пропустили тему «Склонение имен существительных». - Посмотрите на слайд, какую ошибку допустила Марина? - Какую ошибку допустил Костя? - Какую ошибку допустил Антон? - Вот видите, насколько хорошо вы усвоили эту тему. Вы теперь способны увидеть в различных предложениях ошибки в написании падежных окончаний. Так держать! | Выполняют упражнение самостоятельно и с помощью учителя. Ищут ошибки в предложениях, исправляют их, дают пояснения. |
Итог урока | - Наш урок подходит к концу, подведем итоги. - Сколько склонений имен существительных бывает в русском языке? (3) - Какая была тема нашего урока? (падежные окончания имен существительных 2 склонения) - Чем мы сегодня занимались?? (изменяли по падежам имена существительные 2 склонения, выделяли окончания и наблюдали за их изменениями, искали в тексте имена существительные 2 склонения в разных падежах, выполняли упражнения на исправление ошибок в падежных окончаниях, приводили собственные примеры имен существительных 2 склонения) - Кто помнит, какую цель мы ставили в начале урока? ((повторить и закрепить все знания о 2 склонении имен существительных) - Если мы достигли этой цели и справились со всеми трудностями, хлопните в ладоши. | Отвечают на вопросы учителя, поднимая руку. |