СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку «Падежные окончания имен существительных 2 склонения»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: закреплять умение распознавать падежи существительных 2 склонения; учить наблюдать и делать выводы об изменениях имен существительных 2 склонения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку «Падежные окончания имен существительных 2 склонения»»


Конспект урока по русскому языку

«Падежные окончания имен существительных 2 склонения»

Дата: 30.01.2019.

Предмет: русский язык.

Тема: «Падежные окончания имен существительных 2 склонения».

Класс: 4А.

Тип урока: закрепление.

Система обучения: Перспектива.

Цель: закреплять умение распознавать падежи существительных 2 склонения; учить наблюдать и делать выводы об изменениях имен существительных 2 склонения.

Планируемые результаты:

  1. Личностные:

- положительное отношение к познавательной деятельности;

- совершенствование имеющихся знаний;

- способность к самооценке.

  1. Предметные:

- расширение и обобщение знаний об имени существительном как части речи;

- закрепление умения склонять имена существительные и умения правописания падежных окончаний имен существительных 2 склонения;

- умение приводить собственные примеры по теме.

  1. Метапредметные:

Коммуникативные:

- высказывание своей точки зрения;

- слушание и понимание других.

Регулятивные:

- самостоятельное формулирование цели и темы урока;

- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

Познавательные:

- умение анализировать, сравнивать;

- поиск и выделение необходимой информации;

- самостоятельное создание способов решения проблем.

Оборудование: мультимедийная презентация, учебник.

Структура урока:

  1. Организационный момент (1 мин)

  2. Минутка чистописания (2 мин)

  3. Актуализация знаний (4 мин)

  4. Постановка цели и задач урока (1 мин)

  5. Первичное закрепление (12 мин)

  6. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (16 мин)

  7. Итог урока (2 мин)

  8. Рефлексия, домашнее задание (2 мин)




Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент

- С добрым утром. Начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать, а работать и читать!

- Проверьте, у всех ли на парте лежат учебники по русскому языку, тетради, дневник и пенал.

- Я вижу, что вы готовы узнавать новое. Присаживайтесь.

- Кто помнит, какие правила нужно соблюдать на уроке? (не выкрикивать с мест, не нарушать дисциплину, активно работать, выполнять все задания учителя)

- Я надеюсь, что наш урок пройдет замечательно, и вы получите только положительные отметки.

Настраиваются на работу, проверяют готовность к уроку, повторяют правила поведения.





Минутка чистописания

- Начнем нашу работу с минутки чистописания. Откройте тетради и напишите показы очень аккуратно, старательно, не торопясь, чтобы каждый элемент букв был прописан четко и красиво.

- Спины держим ровно, ноги вместе, голову низко не наклоняем.

- Если закончили, покажите свою готовность.

- А теперь отступите строчку и запишите число – Тридцатое января и классная работа.

Пишут показы в тетрадях.

Актуализация знаний

- Прежде чем мы узнаем тему нашего урока, посмотрите на ряд слов и скажите, какое из них является лишним и почему. (солнце, так как это слово 2 склонения, а все остальные 1)

Мама, мышь, солнце, книга, брошь, кружка, бумага.

-Верно. Давайте вспомним, какие окончания бывают у имен существительных 2 склонения (нулевое, -о, -е)

- Какого рода бывают имена существительные 2 склонения? (мужского, среднего)

- Приведите примеры (окно, дерево, стол, стул, сено, дом)

- А теперь я хочу проверить, насколько вы внимательны. Я буду читать слова, а вы должны запомнить как можно больше имен существительных 2 склонения.

1. Облако, град, книга, расческа, пенал, ручка, горе, король, угол, трава.

2. Малыш, корова, гвоздь, платье, здание, одежда, лист, дядя.

3. Созвездие, линия, минута, ягода, конь, семья.

- Сделаем вывод: какие имена существительные относятся ко 2 склонению? (имена существительные мужского и среднего рода с окончаниями –о, -е и нулевым.

Ищут лишнее слово, обобщают, объясняют свой выбор. Приводят собственные примеры по теме; делают вывод.

Ищут среди ряда слов имена существительные 2 склонения.







Постановка цели и задач урока

- А сколько всего склонений в русском языке? (3)

- Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами поговорим? (об именах существительных 2 склонения)

- Какую цель поставим перед собой? (закреплять и совершенствовать знания об именах существительных 2 склонения, определять падежи, выделять окончания)

Определяют тему урока и ставят цель.

Первичное закрепление

- Давайте поработаем самостоятельно и вспомним, как изменяются имена существительные 2 склонения по падежам.

- 1 ряд, вам нужно изменить по падежам слово орел, 2 ряд – слово журавль, 3 ряд – слово воробей, а затем выделить окончания. На эту работу я даю вам 3 минуты.

- Проверим, что получилось у 1 ряда.

- Называй падеж, имя существительное и окончание. (орел, орла, орлу, орла, орлом, об орле)

- 1 ряд, хлопните в ладоши те, у кого получилось также.

- Проверим, что получилось у 2 ряда. (журавль, журавля, журавлю, журавля, журавлем, о журавле)

- Проверим, что вышло у 3 ряда. (воробей, воробья, воробью, воробья, воробьем, о воробье)

- Какой вывод можно сделать, понаблюдав за изменением по падежам имен существительных 2 склонения? (в родительном падеже у имен существительных окончания А, Я, в дательном – У, Ю, в винительном – А, Я, в творительном – ОМ, ЕМ, в предложном – Е)

- А попробуйте поставить слова чудо, пух и поле в винительный падеж, какие окончания получились? (О, Е)

- Какой вывод можно сделать? (в винительном падеже у имен существительных 2 склонения бывают еще окончания О, Е и нулевое)

- Вернемся к работе в тетради и проведем картинный диктант. На слайде будут появляться различные предметы, вы должны понять, что это и записать обозначение данного предмета в тетрадь.

- Взяли ручки, положили тетрадь под наклоном, спины выпрямили и приготовились писать.

Книга, пенал, зеркало, ручка, замок, забор, лестница, телефон, кошка.

- Найдите среди этих слов имена существительные 2 склонения, определите род и выделите окончание. (пенал, зеркало, замок, забор, телефон )

- Какие имена существительные 2 склонения вы нашли? Какое окончание? Род?

- А теперь я предлагаю вам посмотреть на слайд, где разбросаны слова.

- Что вы заметили? На какие группы можно их разделить? (имена существительные 1 и 2 склонения)

- Запишите, пожалуйста, в тетради в левую колонку – имена существительные 1 склонения, а во вторую – имена существительные 2 склонения.

- Проверим, как вы справились с этим заданием. Прочитай, какие слова ты записал в 1 колонку, во 2?

1 скл 2 скл

Оса Бегемот

Клюква Ком

Розетка Стадион

Стрела Небо

Квартира Ключ

- Дополните каждую колонку собственными именами существительными. 2 слова будет достаточно.

- Какие слова ты дописал в 1 колонку, во 2?

Изменяют по падежам имена существительные самостоятельно в тетрадях.

Отвечают на вопросы учителя, поднимая руку.

Делают выводы, рассуждают, приводят собственные примеры.

Выполняют картинный диктант.

Разделяют имена существительные в 2 группы.














Физминутка

Видеофизминутка

Повторяют движения.

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

- Продолжаем работать и закреплять наши знания об именах существительных 2 склонения.

- Откройте учебник на странице 31, прочитайте 49 упражнение. Что нужно сделать? (записать предложения, вставляя пропущенные окончания имен существительных 2 склонения)

- Первое предложение разберем вместе.

1. В ущелье лёжа, уж долго думал о смерти птицы, о страсти к небу. Какую букву вставим в окончание? (е)

- Почему? (задали вопрос: лежа (в чём?) в ущельЕ – предложный падеж)

- Какие слова-помощники можно использовать при написании безударных окончаний? (имена существительные 2 склонения с ударными окончаниями)

- Давайте будем использовать слово окно. Лежа (в чем?) в окнЕ, значит, в слове ущелье пишем букву Е.

- Над каждым именем существительным подпишите падеж и выделите окончание.

- Давайте проверим, что написали во 2 предложении?

2. По траве высокой кони на просторе бродят. (бродят (на чём?) на окне / просторе – предложный падеж)

3. Море вдруг вколыхалося вокруг, расплескалось в шумном беге и оставило на бреге тридцать три богатыря. (расплескалось (в чём?) в окне / беге – предложны падеж, оставило (на чём?) на окне / бреге – предложный падеж)

4. За морем житьё не худо; в свете ж вот какое чудо: остров на море лежит; град на острове стоит. (житьё (за чем?) за окном / морем – творительный падеж; чудо в чём? в окне / свете – предложный падеж; лежит на чём? на окне /море – предложный падеж; стоит на чём? на окне / острове – предложный падеж)

- Молодцы, я вижу, что вы очень хорошо разбираетесь в данной теме.

- А теперь я предлагаю вам побыть учителями и проверить некоторые работы учеников по русскому языку, которые пропустили тему «Склонение имен существительных».

- Посмотрите на слайд, какую ошибку допустила Марина?

  • Каждый день человек должен делать зарядка. (делать что? зарядку – винительный падеж)

- Какую ошибку допустил Костя?

  • Мой друг занимается в художественной школа. (заниматься в чём? в школе – предложный падеж)

- Какую ошибку допустил Антон?

  • Многие ребята в классе любят заниматься физкультура. (заниматься чем? физкультурой – творительный падеж)

- Вот видите, насколько хорошо вы усвоили эту тему. Вы теперь способны увидеть в различных предложениях ошибки в написании падежных окончаний. Так держать!

Выполняют упражнение самостоятельно и с помощью учителя.

Ищут ошибки в предложениях, исправляют их, дают пояснения.

Итог урока

- Наш урок подходит к концу, подведем итоги.

- Сколько склонений имен существительных бывает в русском языке? (3)

- Какая была тема нашего урока? (падежные окончания имен существительных 2 склонения)

- Чем мы сегодня занимались?? (изменяли по падежам имена существительные 2 склонения, выделяли окончания и наблюдали за их изменениями, искали в тексте имена существительные 2 склонения в разных падежах, выполняли упражнения на исправление ошибок в падежных окончаниях, приводили собственные примеры имен существительных 2 склонения)

- Кто помнит, какую цель мы ставили в начале урока? ((повторить и закрепить все знания о 2 склонении имен существительных)

- Если мы достигли этой цели и справились со всеми трудностями, хлопните в ладоши.

Отвечают на вопросы учителя, поднимая руку.

Рефлексия

- Какое настроение у вас было в течение урока? Почему оно было таким?

- Поднимите вверх большой палец, если вам было интересно на уроке, и вы справились со всеми заданиями.

- Покажите опущенный вниз палец, если у вас возникли трудности.

- Записываем домашнее задание

- Спасибо за урок. Подойдите ко мне с дневниками…

- Вы получаете за урок отметку 5, потому что работали активнее всех, помогали мне и быстро справлялись со всеми упражнениями.

Оценивают свою работу на уроке и настроение.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!