ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: Что такое имя числительное.
ФИО: Силкина Я.А.
Предмет: русский язык
Класс: 3 «З»
Тип и форма урока: изучение нового материала
Тема и номер урока в теме: Имя числительное (общее понятие) (1 урок)
УМК: «Школа России»
Базовый учебник: Русский язык 3 класс. Автор: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Цель урока: Дать понятие об имени числительном как о части речи; учить находить отличия количественных числительных от порядковых, правильно их писать.
Задачи:
Обучающие: развивать внимательность и орфографическую зоркость, речь учащихся.
Развивающие: Расширить кругозор, учиться объяснять и доказывать свою точку зрения.
Воспитательные: формировать познавательную активность, навык коллективной и самостоятельной работы.
УУД:
Личностные УУД: стремятся организовать свою работу (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) по составлению плана урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий); умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Регулятивные УУД: стремятся организовать свою работу (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) по составлению плана урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий), распределяют роли для чтения в малой группе, планируют работу в группе, организовывают в своей группе прослушивание чтения по ролям от начала до конца;
Коммуникативные УУД - умение объяснять свой выбор товарищам, высказывать своё мнение; умение договариваться и приходить к общему решению.
Познавательные УУД - выделяют особенности имен числительных, их употребление и правильную запись
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята
Слышите звонок?
Это начинается новый наш урок.
Много интересного будем изучать,
Значит, будут нам нужны книжка и тетрадь.
Хорошо известно вам, что должен ученик
При себе всегда иметь ручку и дневник.
А теперь, ребятки, ротики закрыть,
Будем мы по теме только говорить.
II. Проверка домашнего задания.
— Прочитайте предложения, которые вы составили.
— Назовите главные члены предложений.
— Какими частями речи они выражены?
III. Актуализация знаний.
- А теперь, ребята, откройте рабочие тетради и запишите число, «классная работа».
- Начнем наш урок с повторения.
- Что такое фразеологизмы?
Соедините фразеологизмы с глаголами. Работа по карточке.
Намылить шею ничего не делать
Гонять лодыря обидеться
Чесать языком думать
Бить баклуши запомнить
Надуть губы отругать
Ломать голову обманывать
Зарубить на носу болтать
Водить за нос бездельничать
IV. Самоопределение к деятельности.
— Прочитайте предложение
Маша посадила три цветка.
— Определите части речи.
— У какого слова вы не смогли определить часть речи? (Три.)
— Что называет это слово? (Число.)
— Поставьте вопрос к этому слову. (Сколько?)
— Как вы думаете, как может называться часть речи, которая обозначает число? (Ответы детей.)
— Такие слова называются именами числительными. Приведите примеры имён числительных.
— Приведите примеры предложений с именами числительными.
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока.
1. Грамматическая сказка.
Главный счётчик
Представьте, были времена, когда в королевстве Грамматика никто ничего не считал и не собирался этого делать. Но однажды, вы помните, решили там провести перепись населения - а здесь уж без цифр не обойтись! Сначала попросили Существительное назвать точную цифру подсчёта.
— Если в единственном числе, то цифра так и будет — цифра, — ответило Существительное. — А во множественном — уже цифры!
— А точнее? — последовал вопрос.
— Точнее — много! - откликнулось Наречие.
— А ещё точнее кто-нибудь может сказать?
— Да что тут говорить - считать надо! — проворчало Числительное и принялось за дело. — Один, два, три...
Вот так и обнаружился в Грамматике главный счётчик.
По Ф. Кривину
Работа по учебнику.
Упр. 103 (с. 59).
— Прочитайте считалку.
— Пользуясь памяткой 6 на с. 146—147, подготовьтесь к письму по памяти.
(Письмо по памяти. Выполнение задания. Проверка.)
— Прочитайте слова, которые называют число предметов.
— Как называются такие слова?
— Поставьте к ним вопросы.
Упр. 104 (с. 59).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Прочитайте ответы на вопросы.
— Назовите имена числительные.
3. Работа со словами из словаря.
— Найдите слова четыре и восемь в орфографическом словаре.
— Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы.
— К какой части речи относятся эти слова? Поставьте к ним вопросы.
— Составьте предложения со словами четыре и восемь, запишите.
— Запомните написание этих слов.
VI. Физкультминутка.
VII. Продолжение работы по теме урока.
1. Работа по учебнику.
— Прочитайте сведения о языке на с. 60.
— Что такое имя числительное?
— Что обозначают имена числительные?
— Какие вопросы можно к ним поставить?
Упр. 106 (с. 60).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Прочитайте сочетания слов, которые вы выписали. Назовите в них имена числительные.
2. Работа со словами из словаря
— Найдите слова вторник и среда в орфографическом словаре.
— Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы.
— К какой части речи относятся эти слова? Поставьте к ним вопросы.
— Составьте предложения со словами вторник и среда, запишите.
— Запомните написание этих слов.
VIII. Рефлексия.
— Выпишите имена числительные.
1) Старый друг лучше новых двух.
2) Учиться и в шестьдесят лет не поздно.
3) Сильный поборет одного, а учёный одолеет тысячу.
— Что обозначают имена числительные?
— На какие вопросы отвечают имена числительные? Приведите примеры.
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
X. Домашнее задание: Упр. 105 (с. 60).