СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку по теме: «Какие члены предложения являются однородными?».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку по теме: «Какие члены предложения являются однородными?».»

Русский язык. 8 класс. Дата проведения: 14.01.2021.

Учитель МБОУ «СОШ №26»

Махмудова Интизар Муртазалиевна.

Тема: Какие члены предложения являются однородными. (8 класс)

Цели:

1. Обучающие:

расширить знания учащихся об однородных членах предложения; учить находить однородные члены в предложении; продолжить работу по формированию умения ставить знаки препинания при однородных членах.

2. Развивающие:

развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, обобщать полученные данные и делать выводы, развивать устную и письменную речь учащихся, логическое мышление детей, навыки самостоятельной и коллективной работы.

3. Воспитательные:

содействовать воспитанию рационального распределения времени, социализация личности, формирование правильной, грамотной речи.


Оборудование урока: учебник «Русский язык. 8 класс", тексты, ПК

Тип урока: комбинированный.
Технологии: групповая, здоровьесберегающая, дифференцированная, ИКТ.
Методы:
- словесные методы: беседа, рассказ;

-наглядные: презентация, интеллект-карта;
- практические методы: упражнения письменные, устные, графические (составление схем), упражнения воспроизводящие (репродуктивные), тренировочные.
Элементы нетрадиционного урока
- создание эмоционального подъёма уч-ся; ситуация успеха для каждого ученика.   

Ход урока.

(СЛАЙД 1) (релакс-музыка, число, классная работа)

I. Мотивирование к учебной деятельности.

1.Учитель: 
Прозвенел и смолк звонок. 
Начинается урок!

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели

И работать захотели.


— Наш урок я хочу начать с вопроса: с каким настроением вы пришли на урок? Ведь от этого зависит и усвоение материала и ваша активность

Запишите число, классная работа.


  1. Введение в тему.


— Ребята, а какой раздел русского языка мы с вами изучаем в 8 классе? А что изучает синтаксис?

Вот сейчас мы потренируемся.

Синтаксический разбор предложения у доски.

О доблестях, о подвигах, о славе я забывал на горестной земле. (пов., невоскл., простое, двусостав., распростр., ослож. однор. дополнениями)


— Чем осложнено предложение?

— Какова же тема нашего урока? (СЛАЙД 2)

— С этой темой раньше не встречались?

2. Целеполагание.(СЛАЙД 3)

— Какую же цель поставим? (Повторим и обобщим свои знания об однородных членах, научимся находить их в предложениях, читать, соблюдая перечислительную интонацию, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами)

— А может что-то и новое узнаете!?

— Для чего нам нужны эти знания? Где пригодятся? (Это краткий, выразительный прием речи)



3. Изучение нового материала.


— Возьмите листочки с утверждениями. Работа с ними необходима нам для лучшего восприятия и осознания нового материала. В течение 1 минуты изучите утверждения и выразите свое согласие или несогласие в колонке «ДО» (поставьте + или - ). Время пошло.


ДО

УТВЕРЖДЕНИЯ

ПОСЛЕ


  1. Однородные члены – это всегда слова одной и той же части речи.



  1. Однородные члены соединяются только союзами.



  1. В предложении может быть только один ряд однородных членов.



  1. Однородными могут быть все члены предложения: подлежащие, сказуемые, определения, дополнения, обстоятельства.



  1. Однородные члены бывают только нераспространенными.



  1. Однородные члены в предложении всегда располагаются рядом.



  1. Все слова, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же слову, являются однородными членами. Н-р, желаю ни пуха ни пера.



— Откройте учебник на стр. 116-122 . Прочитайте материал параграфа 30 в синих рамочках, в том числе «Возьмите на заметку!». Через 3 минуты в течение 1 минуты поставьте + или – в колонке «ПОСЛЕ». Начинайте.


— Какие утверждения у вас совпали? Что считаете самым важным?

Признаки однородности, правило

— Если не совпали, в чём видите причину? (Многого не знаем)

— Что нового вы узнали?

4. Закрепление изученного материала.


(СЛАЙД 5)

— Запишите предложения, подчеркните однородные члены, расставьте знаки препинания, постройте схемы:

  1. Стук топоров и голоса людей вскоре затихли и сменились стуком дятлов и журчанием воды около коряг.

  2. Все серые, карие, синие глазки смешались, как в поле цветы.

3) Я люблю идти в лесу тихо, с остановками.

4) Костер г..рел щедро, ярко, в полную силу.

5) Солнце зашло, и серая паутинка легла на тихую землю и тихое небо.

— В чём вы ещё раз убедились?

(В предложении может быть несколько рядов однородных членов. Одн.чл. могут быть любым членом предложения и выражаться разными частями речи, а также могут быть распространенными).


  1. ( СЛАЙД 6)


  1. Физминутка. 
    Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Мы осанку исправляем,

Спинку дружно прогибаем.

Вправо, влево мы нагнулись,

До носочков дотянулись.

Плечи вверх, назад и вниз,

Улыбнись всем и садись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем!

Открываем, поморгаем

И работать начинаем.


6. Дифференцированное задание.


Переработайте текст, который вам предлагается, так, чтобы он стал ярким, выразительным, эмоциональным, включив в него однородные члены.

Те, кто нуждается в помощи, могут обратиться к словам для справок.


(СЛАЙД 7)

Зимний день ярок. Мороз подгоняет прохожих. Снег переливается серебром. Деревья, крыши домов украшены инеем. А зимний вечер приносит ощущение тайны.

Слова для справок:

наряден, торопит, искрится, провода, кусты, сказка, колдовство.


— Прочитайте переработанный текст. (Зимний день и ярок, и наряден. Мороз торопит, подгоняет прохожих. Снег переливается, искрится серебром. Деревья и кусты, крыши домов и провода украшены инеем. А зимний вечер приносит ощущение тайны, сказки и колдовства.)

— У кого иначе? Что изменилось? Благодаря чему?

— Однородные члены, как мы могли убедиться, украшают речь, делают ее экспрессивной. Но надо помнить и о том, что они «источник опасности», так как при неправильном построении предложений с однородными членами могут быть допущены грамматические ошибки. А наша задача – научиться грамотно, красиво, четко выражать свои мысли. Поэтому сейчас мы займемся предупреждением грамматических ошибок.


7. Предупреждение грамматических ошибок.


— Перед вами перечень возможных ошибок при употреблении однородных членов в предложении. Изучите типичные ошибки. – 1 минута.


Грамматические ошибки в предложениях с однородными членами

1. Одновременное использование прилагательных в полной и краткой формах в качестве однородных членов.

(Герой умен, находчив, наблюдательный).

2. Включение в ряд однородных членов видовых и родовых понятий.

(В комнате стояли столы, стулья, шкаф, мебель).

3. Сочетание в качестве однородных членов неопределенной формы глагола и имени существительного.

(Я люблю сочинять стихи и чтение).

4. Однородные члены с различным управлением имеют при себе общее дополнение.

(Поэт знакомится и внимательно изучает фольклор).



— Одна ученица написала небольшое сочинение. Прочитайте его. Что вам не понравилось?

(В предложениях с однородными членами допущены грамматические  ошибки).


Поработайте в парах и исправьте ошибки, если сложно, обратитесь к подсказкам - схеме каждого предложения.

(СЛАЙД 8)

Повесть «Капитанская дочка» удивительно поэтична, интересна и увлекательная. Это произведение заинтересовало и понравилось мне. Буран, сон  Гринёва у Пушкина не просто деталь, а важные моменты, предсказывающие судьбу героев. История Петра Гринёва и Маши Мироновой  учит нас быть честными и преданности.

Все произведения и стихи А.С.Пушкина мне очень  нравятся.

(СЛАЙД 9)

Проверим:

Повесть «Капитанская дочка» удивительно поэтична, интересна и увлекательна. Это произведение заинтересовало меня и понравилось. Буран, сон  Гринёва в повести Пушкина не просто деталь, а важные моменты, предсказывающие судьбу героев. История Петра Гринёва и Маши Мироновой  учит нас быть честными и преданными.

Все произведения А.С.Пушкина мне очень  нравятся.

— Где вам могут пригодиться эти знания и умения? (на ОГЭ, ЕГЭ)

8. Итог урока. «Мозговой штурм».

— Что нового об однородных членах вы сегодня узнали?

— Пригодятся вам эти знания в дальнейшем? Для чего?


9. Рефлексия.

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!


Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока. Оценки за урок.


10. Домашнее задание:

Рассказать материал параграфа 30 учебника, упражнение 193.





































Приложение.


ДО

УТВЕРЖДЕНИЯ

ПОСЛЕ


1. Однородные члены – это всегда слова одной и той же части речи.



2. Однородные члены соединяются только союзами.



3. В предложении может быть только один ряд однородных членов.



4. Однородными могут быть все члены предложения: подлежащие, сказуемые, определения, дополнения, обстоятельства.



5. Однородные члены бывают только нераспространенными.



6. Однородные члены в предложении всегда располагаются рядом.



7. Все слова, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же слову, являются однородными членами. Н-р, желаю ни пуха ни пера.



  1. Переработайте текст

Зимний день ярок. Мороз подгоняет прохожих. Снег переливается серебром. Деревья, крыши домов украшены инеем. А зимний вечер приносит ощущение тайны.

Слова для справок: наряден, торопит, искрится, провода, кусты, сказка, колдовство.


Грамматические ошибки в предложениях с однородными членами

1. Одновременное использование прилагательных в полной и краткой формах в качестве однородных членов. (Герой умен, находчив, наблюдательный).

2. Включение в ряд однородных членов видовых и родовых понятий. (В комнате стояли столы, стулья, шкаф, мебель).

3. Сочетание в качестве однородных членов неопределенной формы глагола и имени существительного. (Я люблю сочинять стихи и чтение).

4. Однородные члены с различным управлением имеют при себе общее дополнение. (Поэт знакомится и внимательно изучает фольклор).


  1. Работа в парах

Повесть «Капитанская дочка» удивительно поэтична, интересна и увлекательная. Это произведение заинтересовало и понравилось мне. Буран, сон  Гринёва у Пушкина не просто деталь, а важные моменты, предсказывающие судьбу героев. История Петра Гринёва и Маши Мироновой  учит нас быть честными и преданности.

Все произведения и стихи А.С. Пушкина мне очень  нравятся.