Русский язык. 8 класс. Дата проведения: 14.01.2021.
Учитель МБОУ «СОШ №26»
Махмудова Интизар Муртазалиевна.
Тема: Какие члены предложения являются однородными. (8 класс)
Цели:
1. Обучающие:
расширить знания учащихся об однородных членах предложения; учить находить однородные члены в предложении; продолжить работу по формированию умения ставить знаки препинания при однородных членах.
2. Развивающие:
развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, обобщать полученные данные и делать выводы, развивать устную и письменную речь учащихся, логическое мышление детей, навыки самостоятельной и коллективной работы.
3. Воспитательные:
содействовать воспитанию рационального распределения времени, социализация личности, формирование правильной, грамотной речи.
Оборудование урока: учебник «Русский язык. 8 класс", тексты, ПК
Тип урока: комбинированный.
Технологии: групповая, здоровьесберегающая, дифференцированная, ИКТ.
Методы:
- словесные методы: беседа, рассказ;
-наглядные: презентация, интеллект-карта;
- практические методы: упражнения письменные, устные, графические (составление схем), упражнения воспроизводящие (репродуктивные), тренировочные.
Элементы нетрадиционного урока:
- создание эмоционального подъёма уч-ся; ситуация успеха для каждого ученика.
Ход урока.
(СЛАЙД 1) (релакс-музыка, число, классная работа)
I. Мотивирование к учебной деятельности.
1.Учитель:
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок!
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели
И работать захотели.
— Наш урок я хочу начать с вопроса: с каким настроением вы пришли на урок? Ведь от этого зависит и усвоение материала и ваша активность
Запишите число, классная работа.
Введение в тему.
— Ребята, а какой раздел русского языка мы с вами изучаем в 8 классе? А что изучает синтаксис?
Вот сейчас мы потренируемся.
Синтаксический разбор предложения у доски.
О доблестях, о подвигах, о славе я забывал на горестной земле. (пов., невоскл., простое, двусостав., распростр., ослож. однор. дополнениями)
— Чем осложнено предложение?
— Какова же тема нашего урока? (СЛАЙД 2)
— С этой темой раньше не встречались?
2. Целеполагание.(СЛАЙД 3)
— Какую же цель поставим? (Повторим и обобщим свои знания об однородных членах, научимся находить их в предложениях, читать, соблюдая перечислительную интонацию, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами)
— А может что-то и новое узнаете!?
— Для чего нам нужны эти знания? Где пригодятся? (Это краткий, выразительный прием речи)
3. Изучение нового материала.
— Возьмите листочки с утверждениями. Работа с ними необходима нам для лучшего восприятия и осознания нового материала. В течение 1 минуты изучите утверждения и выразите свое согласие или несогласие в колонке «ДО» (поставьте + или - ). Время пошло.
ДО | УТВЕРЖДЕНИЯ | ПОСЛЕ |
| Однородные члены – это всегда слова одной и той же части речи. | |
| Однородные члены соединяются только союзами. | |
| В предложении может быть только один ряд однородных членов. | |
| Однородными могут быть все члены предложения: подлежащие, сказуемые, определения, дополнения, обстоятельства. | |
| Однородные члены бывают только нераспространенными. | |
| Однородные члены в предложении всегда располагаются рядом. | |
| Все слова, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же слову, являются однородными членами. Н-р, желаю ни пуха ни пера. | |
— Откройте учебник на стр. 116-122 . Прочитайте материал параграфа 30 в синих рамочках, в том числе «Возьмите на заметку!». Через 3 минуты в течение 1 минуты поставьте + или – в колонке «ПОСЛЕ». Начинайте.
— Какие утверждения у вас совпали? Что считаете самым важным?
Признаки однородности, правило
— Если не совпали, в чём видите причину? (Многого не знаем)
— Что нового вы узнали?
4. Закрепление изученного материала.
(СЛАЙД 5)
— Запишите предложения, подчеркните однородные члены, расставьте знаки препинания, постройте схемы:
Стук топоров и голоса людей вскоре затихли и сменились стуком дятлов и журчанием воды около коряг.
Все серые, карие, синие глазки смешались, как в поле цветы.
3) Я люблю идти в лесу тихо, с остановками.
4) Костер г..рел щедро, ярко, в полную силу.
5) Солнце зашло, и серая паутинка легла на тихую землю и тихое небо.
— В чём вы ещё раз убедились?
(В предложении может быть несколько рядов однородных членов. Одн.чл. могут быть любым членом предложения и выражаться разными частями речи, а также могут быть распространенными).
( СЛАЙД 6)
Физминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Мы осанку исправляем,
Спинку дружно прогибаем.
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз,
Улыбнись всем и садись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем!
Открываем, поморгаем
И работать начинаем.
6. Дифференцированное задание.
— Переработайте текст, который вам предлагается, так, чтобы он стал ярким, выразительным, эмоциональным, включив в него однородные члены.
Те, кто нуждается в помощи, могут обратиться к словам для справок.
(СЛАЙД 7)
Зимний день ярок. Мороз подгоняет прохожих. Снег переливается серебром. Деревья, крыши домов украшены инеем. А зимний вечер приносит ощущение тайны.
Слова для справок:
наряден, торопит, искрится, провода, кусты, сказка, колдовство.
— Прочитайте переработанный текст. (Зимний день и ярок, и наряден. Мороз торопит, подгоняет прохожих. Снег переливается, искрится серебром. Деревья и кусты, крыши домов и провода украшены инеем. А зимний вечер приносит ощущение тайны, сказки и колдовства.)
— У кого иначе? Что изменилось? Благодаря чему?
— Однородные члены, как мы могли убедиться, украшают речь, делают ее экспрессивной. Но надо помнить и о том, что они «источник опасности», так как при неправильном построении предложений с однородными членами могут быть допущены грамматические ошибки. А наша задача – научиться грамотно, красиво, четко выражать свои мысли. Поэтому сейчас мы займемся предупреждением грамматических ошибок.
7. Предупреждение грамматических ошибок.
— Перед вами перечень возможных ошибок при употреблении однородных членов в предложении. Изучите типичные ошибки. – 1 минута.
Грамматические ошибки в предложениях с однородными членами |
1. Одновременное использование прилагательных в полной и краткой формах в качестве однородных членов. (Герой умен, находчив, наблюдательный). 2. Включение в ряд однородных членов видовых и родовых понятий. (В комнате стояли столы, стулья, шкаф, мебель). 3. Сочетание в качестве однородных членов неопределенной формы глагола и имени существительного. (Я люблю сочинять стихи и чтение). 4. Однородные члены с различным управлением имеют при себе общее дополнение. (Поэт знакомится и внимательно изучает фольклор). |
— Одна ученица написала небольшое сочинение. Прочитайте его. Что вам не понравилось?
(В предложениях с однородными членами допущены грамматические ошибки).
— Поработайте в парах и исправьте ошибки, если сложно, обратитесь к подсказкам - схеме каждого предложения.
(СЛАЙД 8)
Повесть «Капитанская дочка» удивительно поэтична, интересна и увлекательная. Это произведение заинтересовало и понравилось мне. Буран, сон Гринёва у Пушкина не просто деталь, а важные моменты, предсказывающие судьбу героев. История Петра Гринёва и Маши Мироновой учит нас быть честными и преданности.
Все произведения и стихи А.С.Пушкина мне очень нравятся.
(СЛАЙД 9)
Проверим:
Повесть «Капитанская дочка» удивительно поэтична, интересна и увлекательна. Это произведение заинтересовало меня и понравилось. Буран, сон Гринёва в повести Пушкина не просто деталь, а важные моменты, предсказывающие судьбу героев. История Петра Гринёва и Маши Мироновой учит нас быть честными и преданными.
Все произведения А.С.Пушкина мне очень нравятся.
— Где вам могут пригодиться эти знания и умения? (на ОГЭ, ЕГЭ)
8. Итог урока. «Мозговой штурм».
— Что нового об однородных членах вы сегодня узнали?
— Пригодятся вам эти знания в дальнейшем? Для чего?
9. Рефлексия.
Урок полезен, все понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Еще придется потрудиться.
Да, трудно все-таки учиться!
Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока. Оценки за урок.
10. Домашнее задание:
Рассказать материал параграфа 30 учебника, упражнение 193.
Приложение.
ДО | УТВЕРЖДЕНИЯ | ПОСЛЕ |
| 1. Однородные члены – это всегда слова одной и той же части речи. | |
| 2. Однородные члены соединяются только союзами. | |
| 3. В предложении может быть только один ряд однородных членов. | |
| 4. Однородными могут быть все члены предложения: подлежащие, сказуемые, определения, дополнения, обстоятельства. | |
| 5. Однородные члены бывают только нераспространенными. | |
| 6. Однородные члены в предложении всегда располагаются рядом. | |
| 7. Все слова, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же слову, являются однородными членами. Н-р, желаю ни пуха ни пера. | |
Переработайте текст
Зимний день ярок. Мороз подгоняет прохожих. Снег переливается серебром. Деревья, крыши домов украшены инеем. А зимний вечер приносит ощущение тайны.
Слова для справок: наряден, торопит, искрится, провода, кусты, сказка, колдовство.
Грамматические ошибки в предложениях с однородными членами |
1. Одновременное использование прилагательных в полной и краткой формах в качестве однородных членов. (Герой умен, находчив, наблюдательный). 2. Включение в ряд однородных членов видовых и родовых понятий. (В комнате стояли столы, стулья, шкаф, мебель). 3. Сочетание в качестве однородных членов неопределенной формы глагола и имени существительного. (Я люблю сочинять стихи и чтение). 4. Однородные члены с различным управлением имеют при себе общее дополнение. (Поэт знакомится и внимательно изучает фольклор). |
Работа в парах
Повесть «Капитанская дочка» удивительно поэтична, интересна и увлекательная. Это произведение заинтересовало и понравилось мне. Буран, сон Гринёва у Пушкина не просто деталь, а важные моменты, предсказывающие судьбу героев. История Петра Гринёва и Маши Мироновой учит нас быть честными и преданности.
Все произведения и стихи А.С. Пушкина мне очень нравятся.