СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку по теме: "Корень слова" (3 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса. Тема "Корень слова".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку по теме: "Корень слова" (3 класс)»

3-Б класс

Русский язык

Урок № 27

15.10.2022

Тема. Корень слова.

Цель: Способствовать ознакомлению с понятиями: корень, однокоренные слова, развитию умений находить
корень в однокоренных словах, определять его значение, объяснять лексическое значение слов.

Планируемые результаты:

Личностные:

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности
и осознают личностный смысл учения

Предметные:

Осваивают первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: лексике,
словообразовании; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи

Метапредметные:

Регулятивные: планируют решение учебной задачи (выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства и справочную литературу для решения учебной задачи; логические – выполняют логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям).

Коммуникативные: умеют задавать вопросы, используют речь для регуляции своего действия

Тип урока: решение учебной задачи

Оборудование: Таблица «Однокоренные слова», презентация, карточки для работы в парах, учебник, тетрадь.



Ход урока

I. Орг. момент

- Ребята, давайте поприветствуем гостей, которые пришли к нам на урок, пожелаем всем хорошего настроения и удачи. Ведь как гласит народная мудрость – с малой удачи начинается большой успех.

Ну, а чтобы урок был результативным, давайте позитивно настроимся на него.

II. Мотивация. Речевая разминка.

- Посмотрите на экран, постарайтесь собрать из слов предложение:

нас, всё, у, сегодня, получится!

- Произнесём это предложение хором, «разбудим» наши голоса.

- У нас сегодня всё получится!

- Молодцы, ребята, замечательно. Итак, начнём урок.



III. Чистописание.

  1. - На момент чистописания

Я приготовила вам задание

Вы с закрытыми глазами

Угадаете буквы сами.

( Два ученика по очереди выходят к доске и с закрытыми глазами достают вырезанные из картона буквы, на ощупь узнают их.)

Итак, это буквы Д, Т.

- Какие звуки они обозначают?

- Запишите строчку слогов, где буква Т будет обозначать мягкий согласным звук, а другую строчку, где буква Д будет обозначать твёрдый согласный звук.

2 . Знакомство с новым словарным словом.

- Отгадайте загадку:

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Много птичек здесь снуют

И, галдя, его клюют. (Рябина)

(Рябина – это дерево с гладкой серой корой, с перистыми листьями и ярко-красными ягодами. Древняя легенда гласит, что слово рябина произошло от слова рябчик (рябой), т.к. ягоды рябины служат в зимнее время главной пищей рябчиков, и охотники часто видели эту птицу около рябины)

- Это слово с непроверяемой безударной гласной. Запомните написание этого слова.

- Составьте предложение с этим словом.

IV. Физкультминутка

- Сейчас мы немного отдохнём и продолжим нашу работу.

- Ребята, какое сейчас время года? (осень).

Многие писатели, поэты, композиторы посвятили свои творения временам года. Мы сейчас отдохнём под музыку П.И. Чайковского, которое так и называется «Октябрь»

Музыка

 Представьте что в нашем классе – листопад. Встаньте, протяните руки воображаемому листопаду, ощутите на ладонях красивые листья, покружитесь, попытайтесь поймать самые красивые листья.

 Представьте, что мы поднимаем с пола листья, которые нападали в нашем классе, и кидаем их друг в друга.

 Пройдём по знакомой тропе к опушке леса. Шагаем, вдыхаем чистый свежий воздух, наблюдаем за изменениями в жизни живой и неживой природы. Но вот, к сожалению, время прогулки заканчивается и мы, отдохнувшие, с массой положительных эмоций, набравшись сил и энергии, возвращаемся в класс и продолжаем работу.

V. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.

1. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.

- Какие части растения вы знаете?

Учитель загадывает загадку:

Я у дуба, я у зуба,

Я у слов и у цветов.

Я упрятан в темноту

Я не вверх, а вниз расту. (Корень)

- О каких значениях корня говорится в тексте загадки?

Сколько значений у слова корень? Какой вывод можно сделать? Слово корень - многозначное:

1) подземная часть растения;

2) внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса, ногтя;

3) часть слова.

- Как вы думаете, какое значение имеет для растения, для зуба и т.п. корень?

- Это важная, необходимая часть.

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

- Что бы вы хотели узнать на этом уроке?

Обозначим проблемные вопросы:

1) Что такое корень?

2) Роль корня в слове.

3) Как выделить в слове корень?

4) Однокоренные слова

5) Признаки однокоренных слов

2. Работа на доске.

- (На доске появляется “дерево”, на нем - однокоренные слова.)

Сказка садовника:

М ного лет назад появилось на свете слово «сад». Нашли его люди и думают, что же с ним делать. А слово говорит: «Посадите меня, я разрастусь в большое красивое дерево». Люди так и сделали. Стало это слово расти, сначала один росток пустило, потом другой, третий. Много родственников появилось, все они похожи. Вот какое выросло дерево. Посмотрели люди, сравнили и увидели, что есть у слов одна общая часть и решили назвать её корнем. И правильно сделали: от нее как от корня дерева образуются (растут) новые слова родственники. Корень как сердце в слове.

Итак, посмотрите на слова, которые «выросли» на этом дереве. (Зоосад, пересадка, садовод, посадим). Как в сказке называются эти слова? (родственниками) Близки ли по значению эти слова? Что общего у этих слов (общая часть – сад-) Как называется эта часть? (корнем). Поэтому у родственных слов есть другое название – однокоренные.

Итак, сформулируйте вывод о том, какие слова называются однокоренными.

(Показать обозначение корня)

3 . Упражнение на внимание.

— Сейчас я прочитаю вам стихотворение. Вы его внимательно послушайте и найдите однокоренные слова к слову САД. Добавим их на наше дерево.

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым,

А был садик - словом.

Это слово,

Слово – корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.



Вот из сада вам рассада,

Вот еще посадка рядом,

А вот садовый цветок,

Садовник пересадил в горшок.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.



- Какие однокоренные слова вы услышали в стихотворении? Давайте их запишем. Выделим в них корень. Докажите, что эти слова являются однокоренными к слову сад.

- Прочитайте только корень -сад-. Вам понятно значение этого слова?

- Попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слов? Какой вывод отсюда следует?

Вывод: В корне заключен смысл слова. Это главная часть слова. От него “растут” другие слова.

VI. Закрепление изученного материала.

  1. Игра «Найди однокоренные слова» Упражнение в распознавании однокоренных слов. Работа в парах.


лес


зимушка


вода


садовый


лесной


лесник


зимний


водичка


садовник


зимовать


водник


пересадить


лесовичок


зимовье


подводный


посадка


жар


жаровня


жаркий


жарить


лёд


ледяной


ледник


обледенел


- Найдите среди этих слов однокоренные. Запишите в тетрадь одну группу. Выделите корень.

2. Игра «Засели квартиры»

- Одновременно в 4квартиры приехали «родственники». Правильно ли «заселились» родственники в квартиры, нет ли среди них «чужих»?

гусь


гусиный

густой

гусыня

гуськом

гусёнок

лист

листок

листик

лиса


листва

листопад

лётчик


летать

лето

летучий


полёт

лётный

море


морс

моряк

морской

мореход

морячка



Проверка.

- Какие однокоренные слова вы поселили в первую квартиру? Почему слово «морс» не подходит? (У него другое значение, поэтому оно не является родственным).

- Какие слова «заселили» во вторую квартиру? Какое слово «лишнее»? Почему?

-Какие слова будут жить в третьей квартире? Какое «лишнее»? Докажите.

-Какие слова будут жить в четвёртой квартире? Какое «лишнее»? Докажите.

Пропедевтическая работа: - Понаблюдайте, как пишутся корни в однокоренных словах.

V II. Итог урока.

- Что такое корень?

- Роль корня в слове.

- Как выделить корень в слове?

- Какие слова называются однокоренными?



VIII. Рефлексия.

- Дорисуйте человечка и покажите, как для вас прошел урок.

-Спасибо за работу. Урок закончен.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс