СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку по теме: " Значение приставок" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку 3 класс

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку по теме: " Значение приставок" 3 класс»

Тема урока «Значение приставок»

Цель: закреплять знания о роли приставок в словах.

Ход урока

1. Организация начала урока.

Мы сегодня снова будем наблюдать,

делать выводы и рассуждать,

а чтобы урок прошел каждому впрок,

активно в работу включайся дружок.

2. Актуализация знаний. 

1. Словарный диктант. 1 ученик у доски

  1. Прием пищи обычно в середине дня.

  2. Млекопитающее, по строению тела наиболее близкое к человеку.

  3. Участок земли под овощами.

  4. Назови одним словом: куртка, платье, рубашка.

  5. 2-ой месяц осени.

  6. Скопление водяных паров в воздухе

  7. Плод со съедобным ядром в твердой оболочке.

  8. Главный город государства.

2. Распредели по группам.

Какую тему мы изучаем? (Мы изучаем части слова).

- Назовите изученные части слова. (Корень, окончание, приставка).

- Что вы знаете о корне. 

Для чего нужно уметь выделять корень? (Для того, чтобы проверять безударный гласный в корне)

- Проверим, умеем ли мы выполнять эту работу.

- НАДО распределить слова по группам.

В…зить, б…жать, г…нять, х…трит, с…довник, кр…чит, л…тать, оп…дать, л…стать.

1 группа ( с безударной гласной  -О)

В…зить, г…нять.

2 группа ( с безударной гласной – А)

С…довник, оп…дать ,

 3 группа (с безударной гласной – Е)

 Б…жать, л…тать,

4 группа (с безударной гласной – И)

 Х…трит, кр…чит, л…стать.


3. Постановка проблемы.

- А как Вы думаете, что это?

В-

ВЫ-

У-

ОТ-

ЗА-

ДО-

ПРИ-

ПО-

-  Как называется эта часть слова? Что вы знаете об этой части слова?

Вот слова - ( хотеть, писать, петь, клеить, ходить).

-Образуйте новые слова с помощью приставок.

- Молодцы. Вы справились с заданием.

- А с какой частью речи можно  спутать приставки?

- Как отличить приставку от предлога?  

Раскройте скобки.

-(до)ехал (до)огорода, (про)читал (про)одежду, (на)кричал (на)собаку

4. Постановка темы и цели урока.

Англичане утверждает, что приставки, не столь уж необходимы, без них вполне можно обойтись, ведь главное значение несёт в себе корень слова.

Мы проведем исследование нужны ли приставки и какую работу выполняют.

- Какая тема урока? (значение приставок).

- Сформулируйте каждый для себя цель урока.

- Моя цель урока – вместе с вами разобраться как приставка влияет на значение слова.

5. Исследовательская работа.

Групповая работа (исследование значения приставки).

Каждая группа получает слова и приставку, при помощи которой нужно образовать новые глаголы. Постарайтесь определить, какое смысловое значение вносит приставка в слово. (По желанию предложить выбор из предложенных вариантов.)

  1. От- (вязать, вести, ломать, лететь, мыть)

  2. Про- (лететь, читать, звенеть, шить, вязать)

  3. До- (писать, делать, смотреть, нести, лететь)

  4. За- (думать, бросить, плакать, цвести, лететь)

  5. При- (лететь, гнуть, ехать, лечь, колоть)

  6. У- (стоять, лететь, беречь, нести, говорить)

Предположительные ответы.

1 группа. Мы исследовали слова с приставкой от- и заметили, что приставка в словах имеет значение отделения или удаления от предмета.

2 группа. Мы исследовали слова с приставкой про- и заметили, что слова с этой приставкой имеют значения однократного действия, движения мимо, движения сквозь что-то.

3 группа. Мы исследовали слова с приставкой до- и заметили, что слова с этой приставкой имеют значения завершенности действия, выполнения действия до определенного места.

4 группа. Мы исследовали слова с приставкой за- и заметили, что слова с этой приставкой имеют значения движения вглубь или за предмет, начала действия.

5 группа. Мы исследовали глаголы с приставкой при- и заметили, что слова с этой приставкой имеют значения присоединения, приближения, неполноту действия.

6 группа. Мы исследовали глаголы с приставкой у- и заметили, что слова с этой приставкой имеют значения удаления, полноту и совершения действия, несмотря на трудности.

Какой вывод можем сделать из проделанной работы? (Каждая приставка изменяет значение слова.)

6.Физминутка. (Движения выполняются по тексту стихотворения.)

С при – приставкою присесть,

С по – приставкою подняться,

С под – подпрыгнуть, подмигнуть,

С по – приставкой потянуться,

С вы – вытягиваем руки,

С о – опустим их опять.

Вот и всё, настало время

С за – зарядку завершать.


  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Кто понял, для чего нужны приставки в словах? (Они уточняют значение действия).

(Каждая приставка имеет своё значение и уточняет значение слова. Если меняется приставка – меняется значение слова)

Работа по учебнику. Упр. 158 с. 87

Послушалось, вынесла, отдохнула, выкопал, положил, засыпал, выгул, посыпал, набрал, полил, вырастет.

упражнение 159

завертелось, закрутилось, убежало, улетело, ускакало


  1. Закрепление изученного.

Вопросик приготовил для вас очередное задание.

Я буду описывать действие, а вы попробуйте заменить его одним словом.

                    Попасть внутрь комнаты. (Войти, зайти)

                   Сделать работу заново (Переделать)

                   Сделать пол чистым (Помыть)

                    Сделать рисунок цветным (Раскрасить)

Представим, что мы сидим перед телевизором.

-   Я называю приставку – в.

Что нужно сделать с телевизором?                      (Включить).

А если я скажу пере?                (Переключить на другую программу).

Вы- .                                                 (Выключить телевизор.)


Домашнее задание. стр. 87 упр. 160 

Рефлексия учебной деятельности. Итог.

Какую учебную задачу мы ставили в начале урока?

Справились ли мы с ней? Ответили ли на основной вопрос урока?

Какие новые знания получили на уроке?

В русском языке приставки нужны, они очень влияют на значение слова. Если в однокоренном слове изменить приставку – изменится значение слова.

         


Оцените успешность своей работы (сигналки):

  • Зеленый – все понятно, смогу применять знания в будущем, работой доволен.

  • Желтый – возникали трудности, но я с ними при помощи справился, буду стараться.

  • Красный – есть трудности, нужна дополнительная помощь, работой не доволен.













В…зить, б…жать, г…нять, х…трит, с…довник, кр…чит, л…тать, оп…дать, л…стать.




В…зить, б…жать, г…нять, х…трит, с…довник, кр…чит, л…тать, оп…дать, л…стать.




В…зить, б…жать, г…нять, х…трит, с…довник, кр…чит, л…тать, оп…дать, л…стать.




В…зить, б…жать, г…нять, х…трит, с…довник, кр…чит, л…тать, оп…дать, л…стать.




В…зить, б…жать, г…нять, х…трит, с…довник, кр…чит, л…тать, оп…дать, л…стать.




В…зить, б…жать, г…нять, х…трит, с…довник, кр…чит, л…тать, оп…дать, л…стать.



В…зить, б…жать, г…нять, х…трит, с…довник, кр…чит, л…тать, оп…дать, л…стать.




В…зить, б…жать, г…нять, х…трит, с…довник, кр…чит, л…тать, оп…дать, л…стать.



В…зить, б…жать, г…нять, х…трит, с…довник, кр…чит, л…тать, оп…дать, л…стать.




В…зить, б…жать, г…нять, х…трит, с…довник, кр…чит, л…тать, оп…дать, л…стать.




В…зить, б…жать, г…нять, х…трит, с…довник, кр…чит, л…тать, оп…дать, л…стать.




В…зить, б…жать, г…нять, х…трит, с…довник, кр…чит, л…тать, оп…дать, л…стать.




В…зить, б…жать, г…нять, х…трит, с…довник, кр…чит, л…тать, оп…дать, л…стать.




В…зить, б…жать, г…нять, х…трит, с…довник, кр…чит, л…тать, оп…дать, л…стать.



В…зить, б…жать, г…нять, х…трит, с…довник, кр…чит, л…тать, оп…дать, л…стать.




В…зить, б…жать, г…нять, х…трит, с…довник, кр…чит, л…тать, оп…дать, л…стать.




1 группа. При помощи приставки образуйте новые глаголы. Определите, какое значение имеет приставка.

От- (вязать, вести, ломать, лететь, мыть)





2 группа. При помощи приставки образуйте новые глаголы. Определите, какое значение имеет приставка.

Про- (лететь, читать, звенеть, шить, вязать)





3 группа. При помощи приставки образуйте новые глаголы. Определите, какое значение имеет приставка.

До- (писать, делать, смотреть, нести, лететь)





4 группа. При помощи приставки образуйте новые глаголы. Определите, какое значение имеет приставка.

За- (думать, бросить, плакать, цвести, лететь)





5 группа. При помощи приставки образуйте новые глаголы. Определите, какое значение имеет приставка.

При- (лететь, гнуть, ехать, лечь, колоть)





6 группа. При помощи приставки образуйте новые глаголы. Определите, какое значение имеет приставка.

У- (стоять, лететь, беречь, нести, говорить)