Предложения. Грамматическая основа предложения
Цели: сформировать у учащихся понятие о предложении и грамматической основе предложения; научить отличать предложение от словосочетания.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка присутствующих на уроке. Приветствие класса. Запись на доске даты и названия темы урока.
II. Проверка домашнего задания.
Двое учащихся приглашаются к доске для записи и разбора 1-2 словосочетаний из домашнего упражнения (каждый).
В это время остальные учащиеся пишут графический диктант. (Учитель диктует словосочетания, учащиеся под соответствующими словосочетаниям номерами записывают букву И, если словосочетание именное, и букву Г, если словосочетание глагольное.)
1. Бескрайние степи. 2. Заросли камыша. 3. Защищает от врагов. 4. Вырастить апорт. 5. Глубокий арык. 6. Играть на домбре. 7. Кочевать в степи. 8. Любить родину. 9. Родная страна. 10. Белая юрта.
III. Объяснение новой темы.
Слово учителя.
На доске записаны слова: кислый, ели, осень, идти.
- Можно ли из записанных на доске слов составить предложение?
- Почему нельзя?
Запомнить! Слова в предложении, как и в словосочетании, связываются по смыслу и грамматически. При помощи предложений мы выражаем мысли и чувства, обращаемся друг к другу с вопросами, просьбами, советами.
- А теперь сравним словосочетание и предложение. Например:
х
Багровое солнце – Солнце багровое.
- Проследите за интонацией, обратите внимание, что к концу предложения голос понижается. Это интонация конца предложения. Интонация конца предложения - это опознавательный признак для определения границ предложения и постановки знаков завершения.
Тренировочное упражнение.
Чтобы превратить эту небылицу в правдивый рассказ, правильно определи границы предложений и поставь точки. Подчеркни главные члены предложения.
В реке там рыба на бугре
мычит корова в конуре
собака лает на заборе
поет синичка в коридоре
играют дети на стене
висит картина на окне
узоры инея в печурке
горят дрова в руках девчурки
нарядная там кукла в клетке
ручной щегол поет салфетки
там на столе лежат коньки
к зиме готовят там очки
лежат для бабушки тетрадки
всегда содержатся в порядке
А.Арсирий "Занимательная грамматика"
Физкультминутка.
Слово учителя.
На доске записано предложение.
Багровое солнце медленно опускалось за лесом.
- Опускаем в предложении любой из второстепенных членов – предложение сохраняется; опускаем один из главных членов, оба главных члена – предложение разрушается.
Вывод. Грамматическая основа предложения – его главные члены.
Тренировочное упражнение.
Составление таблицы.
Учащиеся под руководством учителя формулируют различия и составляют таблицу.
Чем словосочетание отличается от предложения
Словосочетание | Предложение |
1. Уточняет значение слова. | 1. Выражает законченную мысль. |
2. Не выражает законченной мысли. | 2. Имеет интонацию конца предложения. |
3. Состоит из главного и зависимого слова. | 3. Содержит грамматическую основу. |
Вывод: Предложение, в отличие от словосочетания, характеризуется интонационной и смысловой законченностью.
Работа с учебником.
Учащиеся самостоятельно знакомятся с правилом .
Тренировочное упражнение.
Обведи кружком правильные ответы.
Найдите предложение с двумя главными членами. | Найдите предложение с одним главным членом. |
Накрапывает мелкий дождь. | Светает. |
К утру крепчал мороз. | Начался сев пшеницы. |
Короток зимний день. | Делай утром зарядку. |
Тихая ночь. | Гаснут огни в домах. |
Какой аромат! | Ночь. |
Домашнее задание