1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности | Приветственное слово учителя - Здравствуйте! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что наш урок принесет вам радость, общение друг с другом. Сегодня у нас урок-игра. Мы будем путешествовать. | Приветствие учащихся. |
1.3.Постановка учебной задачи. Фаза урока «Вызов» | - Первый вариант, с какой орфограммой вы работали? -Второй вариант, а вы? Какой применяли алгоритм? - Правописание какой еще орфограммы требует знания частей речи? Сценка. - Мы повторили разные орфограммы. Сейчас мы с Владом расскажем одну историю. - Влад, опять в твоем сочинении много ошибок. Ты не знаешь правило « Правописание не с глаголами»? - Ребята, давайте поможем Владу разобраться. Что же нужно знать, чтобы не ошибиться в определении части речи? | -Правописание не с разными частями речи -( н и нн в разных частях речи).-Правило-то я знаю, а глагол не могу найти. |
1.4 Фаза урока «Осмысление» | - Вспомним географию. Бывая в походах или путешествуя, вы, наверное, заметили, что поверхность Земли неровная. Подъемы и спуски, речные долины, холмы и горы, острые вершины – все это рельеф Земли. - Мы отправляемся с вами в страну Морфологию , которая изучает части речи. Перед вами море. В него впадают четыре реки. У каждого моря и рек есть названия. Названия рек я подскажу: -что обозначает имя существительное? (предмет) - имя прилагательное? -глагол? -числительное? -Как, по-вашему, должно называться море? -В нашей стране есть горы. Я знаю, как называется одна вершина горы – род. Назовите остальные вершины. Как называется вся горная цепь? ( Морфологические признаки). -Пойдемте отдохнем в лесу. -Как называются наши деревья? Я подскажу: подлежащее,…- Как называется вся лесополоса? (Синтаксическая роль). -Я думаю, вы уже догадались, какая тема нашего урока?- Я поправлю: «Система частей речи в русском языке», - Кто мне поможет объяснить, что такое система? Где можно найти значение этого слова? Назовите источники информации. (Система - целое из составных частей) -Слова делятся по определенной системе. Посмотрите на свою карту. Это система, на основе которой делятся все слова на части речи. -Какую бы вы поставили для себя цель на уроке | Дети дают ответы. По щелчку появляются названия рек, моря, горных вершин, деревьев, леса (Дети предлагают варианты). -Интернет, словари, спросить у учителя, у одноклассников Дети самостоятельно формулируют цель |
1.6.Фаза урока «Рефлексия» Домашнее задание | -Теперь мы отправляемся в путешествие по нашей стране. Давайте отправим слово в нашу страну Морфологию. - Кто хочет побыть в роли туриста? Возьми с собой карту. - Прочитай текст и загадай слово, а мы постараемся с помощью вопросов определить, какое слово ты загадал. - Сейчас я загадаю слово, а вы задавайте вопросы и записывайте ответы в тетрадь. Задавайте такие вопросы, на которые я бы отвечала или «да», или «нет». (Это слово обозначает предмет? - Мы вывели схему морфологического разбора частей речи. Она строится по принципу рассуждения. Выберите слово для своей пары и попробуйте доказать по 3-м основным признакам, какой частью речи оно является. --Наше путешествие заканчивается. Молодцы. Все вы сегодня поработали. -Запишите домашнее задание.Упражнение №38, стр. 24 Задания: 1.Прочитайте и проанализируйте слова с точки зрения морфологии. По какому признаку их можно распределить на группы? 3. Запишите слова соответствующими группами. - В начале пути каждый из вас для себя поставил цель. Добились вы ли ее? -Всем спасибо. Урок окончен. | Первичное закрепление нового материала |