Дата
Класс 6-Б
Предмет : русский язык
Тема: «Правописание НЕ с прилагательными».
Цели:
формировать навык правописания НЕ с прилагательными
развивать умение логически последовательно излагать свои мысли,
делать выводы на основе личных наблюдений,
закрепить правописание и употребление в речи имени прилагательного.
развивать связную речь учащихся (устную и письменную), память, внимание, творческое воображение.
воспитывать любовь и бережное отношение к языку.
Планируемые результаты: предметные:
- знать основные понятия морфологии; правила написания НЕ с качественными прилагательными;
- уметь различать самостоятельные и служебные части речи; составлять словосочетания; применять правило написания НЕ с прилагательными на письме; обозначать условия выбора написания;
личностные: - уважительное отношение к родному языку; - оценка и самооценка учебной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего?).
метапредметные: -умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; - оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других; учиться работать в группе; - формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения; использовать полученные на уроке знания в жизни.
Оборудование: компьютер, виртуальные уроки программы «Кирилл и Мефодий», раздаточный материал, таблица
Тип урока: урок открытия новых знаний, умений и навыков
Сценарий урока
1. Организационный момент. -Здравствуйте, ребята!
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
2. Актуализация опорных знаний
1. Фронтальный опрос
— Что такое прилагательное?
— Какие разряды имен прилагательных вы знаете? Приведите примеры.
— Чем они отличаются друг от друга?
2 Проверка домашнего задания
3.Творческое задание
- Подобрать как можно больше прилагательных к существительным сад, лес. Определите их разряд.
- Проверка выполнения
4. Синтаксиеская минутка
Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком. (С.Есенин)
3. Мотивационный этап
Работа по карточкам. (Устно.)
Задание: раскройте скобки, объясните правописание не с глаголами. Найдите устаревшие слова. В связи с чем они перестали употребляться? К какому стилю относится текст? М.В.Ломоносов о поведении учащихся. (приложение № 1)
-Что общего в правилах “ НЕ с существительными”, “ НЕ с глаголами”?
( Они пишутся слитно, если слово без НЕ не употребляется).
- Запись в тетрадях пункта №10.
Береги время учебы: оно не вернется, его не наверстаешь.
- Согласны ли вы с высказыванием ученого?
Словарный диктант. (приложение № 2)
- Определите, в каком слове НЕ – приставка, а в каком – часть корня. Что нужно сделать, чтобы узнать это?
-Как различаются на письме приставка НЕ и частица НЕ?
-Объясните лексическое значение слова невежда.
-Образуйте от существительных ненастье, несчастье прилагательные.
- Как вы их написали?
- О чем бедем сегодня говорить?
- Чему научимся на уроке, что узнаем?
Сообщение темы, целей урока.
4. Формирование знаний
1) Объяснение нового материала.
Используется компьютер. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, урок по теме: “Правописание прилагательных”. ( Используются таблицы).
2)Запись на доске.
НЕ с прилагательными
Слитно, если: | Раздельно, если: |
- без не не употребляется (нерадивый, небрежный) - можно заменить синонимом без не или близким по значению выражением (недобрый - злой, нехороший - плохой) | - есть противопоставление с союзом а (не правдивый, а лживый); - есть слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не (нисколько не интересная книга); - прилагательные в сравнительной или превосходной степени (не громче, не красивейший); - с кратким прилагательным ( не могуч). |
3) Работа с учебником
Чтение правила и сравнение с таблицей § 62
4) «ШПАРГАЛКА» Составить схему написания по прочитанному правилу. (приложение № 3)
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА.
Учитель предлагает разминку для глаз. После этого подготовленный ученик проводит физминутку из упражнений. В конце – положительный настрой на продолжение урока в виде стихотворения. (приложение № 4)
5. Формирование умений и навикав.
1) Выполнение упражнения № 357 Проверка и комментарии
2) Комментированное письмо.
Запишите словосочетания, прокомментируйте написание прилагательных (приложение № 5)
3) Творческая работа.
Выполняется по рядам. На листах, которые даны каждому ученику, выполнить следующие задания. Для слабоуспевающих учащихся дается образец и правило.
(приложение № 6)
6. Коррекция
Какие орфограммы мы повторили?
Какую орфограмму выучили?
В каком случае прилагательные пишутся с НЕ слитно, а в каких раздельно?
7. Рефлексия « Аукцион»
Выдвините одно из полученных знаний, остальные дополните тем,что вы еще узнали на уроке.
Каждый из вас выбирает один из вопросов и дает короткий ответ
Я узнал...
Я научился...
Я понял, что могу...
Мне понравилось...
Для меня стало новым...
Меня удивило...
У меня получилось...
Я приобрёл...
Мне захотелось...
Меня воодушевило..
Домашнее задание: выучить § 62, по выбору сделать:
- упражнение № 358
- выписать пословицы, где есть изученная орфограмма.
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ
Приложение № 1
С учителями общаться очень вежливо, (не) упрямиться и (не) спорить с ними ни о чем
Избегать ссор между собою и (не) производить никакого шума и стука.
Ничем (не) превозноситься и (не) унижать другого.
(Не) быть гордым и грубым.
(Не) произносить гнилых, грубых и пустых слов.
(Не) хвастаться и (не) лгать.
Во время молитвы и трапезы (не) разговаривать. Есть опрятно.
Самый большой вред – от лени. Ее надо всячески избегать.
Вредно любить сладости и прогулки с дурными компаниями.
Береги время учебы: оно (не) вернется, его (не) наверстаешь. А всё, что учишь, пригодится!(1758 год)
Приложение № 2
Ненастье, несчастье, недоразумение, недоумевал, неправда, нездоровится, непогода, невежда, недостаток, незабудка, не думал, недруг, не друг, а враг.
Приложение № 3

Приложение № 4
Руки подняли и покачали (Качаем поднятыми вверх руками.)
Это деревья в лесу. (Плавно опускаем руки вниз.)
Руки нагнули, кисти встряхнули — (Встряхивание кистей рук.)
Ветер сбивает росу. (Машем руками перед собой.)
В стороны руки, плавно помашем (Руки в стороны.)
Это к нам птицы летят. (Повороты туловища с раскрытыми руками в стороны.)
Как они сядут, тоже покажем, (Приседания.)
Крылья сложили назад. (Встали, спрятали руки за спину.)
Отдохнём одну минутку, Как уютно в нашем классе,
Восстановим зоркость глаз. Нет печали, нет тревог.
Мы почувствуем всем телом, Продолжаем мы трудиться.
Как тепло согрело нас. Продолжается урок.
Приложение № 5
(Не)строгий преподаватель; (не)трудный, но запутанный вопрос; ни для кого (не) приятный; (не)приятный для меня; далеко (не)приятный; (не)добрый человек; очень (не)веселая история; отнюдь (не)правильное решение; (не)приятный, а противный запах; (не)приятный случай; (не)веселый взгляд, (не)строгий судья, (не)трудный, но запутанный вопрос, (не)добрый и (не)злой волшебник, (не)известный факт из жизни писателя, (не)широкая, но глубокая речка, (не)лепая, но (не)страшная ошибка, тропинка была (не)широка.
Приложение № 6
1 ряд. К данным существительным подобрать прилагательные, которые с НЕ пишутся слитно:
встреча (нерадостная, невеселая, неожиданная, нечаянная)
почерк (неразборчивый, некрасивый, небрежный, неаккуратный)
работа (нетрудная, небрежная, нелегкая, ненужная, недобросовестная)
2 ряд. К данным существительным подобрать прилагательные, которые с НЕ пишутся раздельно:
задача (нетрудная, а легкая; отнюдь не легкая)
рассказ (не интересный, а скучный; нисколько не занимательный)
погода (не солнечная, а пасмурная; совсем не жаркая)
3 ряд. Заменить прилагательные синонимами с НЕ:
рассеянный ученик (невнимательный)
молчаливый человек (неразговорчивый)
плохая погода (ненастная)
грубый мальчик (невоспитанный, невежественный)