СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по сказке Х. К. Андерсена "Снежная королева"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок усвоения новых знаний, с ипользованием различных видов деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по сказке Х. К. Андерсена "Снежная королева"»

Урок по литературе в 5 классе

по сказке "Снежная королева" Х.К.Андерсена.

Цель урока: научиться воспитывать в себе чувства дружбы и стойкости, анализируя эпизоды произведения.

Тип урока: урок усвоения новых знаний, умений.

Задачи:

-совершенствовать и углубить знания учащихся о писателе-сказочнике Х.К. Андерсене;

-раскрыть идеи, положенные автором в основу сказки «Снежная королева»;

-учить видеть отношение автора к герою и изображаемым событиям;

-формировать деятельность наблюдения (отыскивать подробности и детали в литературном произведении) и обобщения (делая выводы на основании обнаруженных подробностей и деталей; объединяя разрозненные сведения в целостную картину);

-обучать умению находить связь между фантастическим и реальным миром в литературных произведениях;

-воспитывать у учащихся доброту, самопожертвование, сострадание.

Формы организации познавательной деятельности: 

коллективная, фронтальная, индивидуальная.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, поисковые, проблемные, игровые. 

Ресурсы урока: 

учебник литературы, тетрадь, портрет Х.К.Андерсена, литературоведческий словарь, презентация к уроку, компьютер, мультипроектор.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

-отбирать главные факты творческой биографии писателя;

-понимать позицию автора в произведении, обосновывать это понимание;

-понимать, как создаётся образ в литературном художественном произведении, рассказывать о способах создания образа;

-находить художественную деталь в повествовании, понимать роль детали для передачи отношения автора к описываемым событиям, роль детали в создании образа;

-различать фантастическое и реальное в произведении, понимать роль фантастического элемента в произведении, объяснять его;

-отбирать в тексте произведения фрагменты, подтверждающие понимание авторской позиции в произведении;

-рассказывать о своём восприятии произведения;

Метапредметные:

регулятивные:

-ставить перед собой задачу в каждом виде учебной деятельности;

-внимательно слушать объяснения учителя и задание, уметь задавать вопросы на уточнение;

-обнаружить собственное непонимание какой-либо

детали произведения и задавать вопросы на пони-

мание и уточнение непонятого;

-определять свою роль в работе группы, соблюдать чувство такта и меры в диалоге, в монологической речи;

коммуникативные:

-понимать произведение в соответствии с замыслом автора;

-вести диалог с учащимися класса, с учителем;

-высказывать и аргументировать своё мнение в дискуссии;

Личностные:

-определять своё отношение к прочитанному;

-совершенствовать культуру речи;

-развивать способность сопереживать литературному герою;

-понимать и принимать позицию автора, с уважением относиться к этой позиции;

-стремиться к развитию эстетического вкуса;

-осознавать свою связь с окружающим миром, свою нравственную позицию.

Структура (план) урока: 
1. Организационный момент. 
2. Сообщение темы и цели урока учащимися в ходе урока.
3. Проверка дом.задания.

4. Осмысление содержания (найти, извлечь, понять содержание и сделать выводы). Актуализация опорных знаний. 
5. Рефлексия. 
6. Итог урока. 
7. Оценка урока. Оценка работы учащихся. 
8. Домашнее задание. 

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Вспомните, что называется сказкой? В теории литературе сказано, что сказка - это занимательный устный рассказ о невероятной, но поучительной истории. Сказки бывают народные и литературные, докажите моё утверждение.

2. Объявление темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности.

На доске эпиграф к уроку:

«В цветущей Дании, где свет увидел я,
Берет мой мир свое начало;
На датском языке мать песни мне певала,
Шептала сказки мне родимая моя…»

Х.К.Андерсен

-Ребята, а каком писателе пойдем речь на уроке?

-Об Андерсене.

-С какими сказками Андерсена вы уже знакомы?

-С каким произведением вы познакомились дома?

-Как вы понимаете слово «фантастический»?

-Фантастический – значит волшебный, воображаемый, это мир сказочной мечты.

-А что значит мир реальный?

-Это мир, в котором мы живём.

-Ребята. Сформулируйте тему урока.

-Сегодня на уроке мы будем говорить о датском сказочнике Х.К.Андерсене, его прекрасном, волшебном мире сказок.

-Тема нашего урока:

Х.К.Андерсен «Снежная королева»: реальность и фантастика. (Запись в тетради даты и темы урока)

- Откройте тетради и запишите тему урока ( "Сказка "Снежная королева" :реальность и фантастика).

III. Проверка домашнего задания.

Проверим дом.задание. Что нужно было сделать? (Выписать интересные факты из жизни Андерсена). Познакомимся с фактами.

IV. Из биографии писателя

Перед вами портрет великого сказочника (1805-1875г.г.) В этом году 2 апреля исполняется 209 лет со дня рождения датского писателя Х.К.Андерсена. Мы совершим путешествие по его сказочному миру. Но прежде, чем перейти к нашей работе, мы немного уделим внимание его биографии.

Ханс Кристиан Андерсен родился в Дании, в маленьком городке Оденсе. Родился будущий сказочник в семье прачки и сапожника. Первые сказки он услышал от отца. Мальчик переделывал их по-своему, приукрашивал и в новом виде рассказывал их. Андерсен был единственным ребенком в семье и, несмотря на бедность родителей, жил вольно и беззаботно. Его никогда не наказывали. Он занимался только тем, о чем всегда мечтал. А мечтал он обо всем, что только могло прийти в его голову. У Ханса были самодельные игрушки, картонный кукольный театр. Он забивался в уголок и сам сочинял и разыгрывал для себя спектакли. Когда он подрос, чего только он ни занимался — и башмаки чинил, и певцом был, и в школу танцев ходил. В 1819 году, когда ему было 14 лет, он отправился в Копенгаген, чтобы стать актером. Но дирекцию театра привлёк не актерский талант, а писательский дар.

Всего Андерсен написал 170 сказок. А в октябре 2012 году в Национальном архиве Фюна обнаружили одну из ранних сказок Андерсена "Сальная свеча". Ему поставили несколько памятников. Его имя стало символом всего настоящего, чистого, высокого. Не случайно Высшая международная премия за лучшую детскую книгу носит его имя — это Золотая медаль Ханса Кристиана Андерсена, которую присуждают раз в два года самым талантливым писателям и художникам.

- Какие произведения писателя знаете? Каким основным чувством руководствуются положительные герои? ( добротой, любовью, чистотой помыслов, сопереживанием).

Словарная работа: 1)доброта - отзывчивость в душе (синоним); 2)сопереживание - отзывчивость, участие в помощи кому-то (синоним).

III. Работа по теме урока "Снежная королева": реальность и фантастика».

- Работая над каждым произведением, мы учимся грамотности чтения: 1 - найти нужную информацию в тексте; 2 - извлечь полезную информацию; 3 - уметь понимать информацию; 4 - уметь делать выводы относительно содержания. - Попробуйте одним предложение обозначить сюжетную линию сказки (Девочка Герда отправляется на поиски своего друга Кая, которого похитила Снежная королева).  

- С каким героем связана основная информация? ( с Гердой, которая отправилась на поиски Кая).

- Чтобы убедить меня в том, что вы внимательно прочитали текст сказки, выполните следующее задание: составьте в тетрадях схему-маршрут главной героини в поисках Кая. (чтение маршрута)

(слайд 7) Схема: дом - река - старушка-колдунья - королевство принцессы - логово разбойников - лапландка - финка - чертоги снежной королевы.

- Ребята, можете ли вы извлечь полезную информацию из ключевых эпизодов, которые вошли в маршрут? Запишите свои вопросы, в которых будет содержаться главная информация о девочке, а ваши ответы помогут сформулировать цель урока (работа в группах)

Вопросы (работа с текстом) :

1) Какую вещь надела Герда, которую Кай, по её словам, ещё не видел? (башмачки...стр.203)

2) Что "самое драгоценное" решила Герда отдать реке и зачем? (бросила башмачки в воду в надежде, что река вернёт ей Кая)

3) Что колдунья спрятала от Герды и зачем? (она умертвила розы, чтобы Герда забыла о своей цели и осталась жить с ней)

4) Почему ворон решил познакомиться с девочкой? (желал ей добра, увидев, что она одна бредёт по белу свету...стр.208)

5) Почему вороны и принцесса с принцем решили помочь Герде? ("...она опять хотела пуститься разыскивать по белу свету своего названого братца"...213)

6) Умела ли сочувствовать чужому горю маленькая разбойница? Ответ свой обоснуйте. (Она наказала оленю беречь девочку...стр.218)

7) Почему Герда вызвала сочувствие у лапландки? Докажите. («Ах, вы, бедняги!...»стр.219)

8) С какой просьбой обратился олень к финке? (Дать Герде силы...стр.220)

9) Почему Герда заплакала и как помогли ей слёзы? Докажите. («...он сидел неподвижный и холодный...» стр.223)

10) На обратной дороге Кай и Герда встретили маленькую разбойницу, вспомните, что она сказала, глядя на Кая? («...хотела бы я знать, стоишь ли ты того, чтобы за тобой на край света бегали?..». стр.224)

- Как вы понимаете эту фразу? (такой ли Кай бескорыстный, добрый, верный, с чистым сердцем, как Герда? обладает ли он главными качествами, которые должны связывать друзей? достоин ли он дружбы этой сильной духом девочки?)

- Именно в последнем вопросе крылся главный ответ о качествах характера Герды, который прослеживался на протяжении всего маршрута.

- Как вам кажется, сумели ли вы понять содержание произведения? Если "да", то вы сможете уточнить тему нашего урока и определить цель урока, которая будет является выводом в понимании вами основного содержания текста. Что в сказке вымышленное, а что является реальностью?


V. Закрепление опорных знаний. Тестирование.

1. О том, что Кай жив, Герде сказали: орлы, розы, рыбы? 
2. Заветное слово, которое Кай пытался сложить из льдинок во владениях Снежной королевы: дружба, снежинка, любовь, вечность? 
3. Владения Снежной королевы - это пустыня, чертоги, усадьба? 
4. Голуби сообщили Герде, что санки Кая несла на спине белая: курица, лошадь, собака? 
5. Маленькая разбойница подарила Герде: башмачки, перчатки, рукавицы? 
6. Герду к владениям Снежной королевы вёз: козёл, олень, лось? 
7. Оружие маленькой разбойницы: лук, меч, нож?

Я приготовила финал, чтобы доказать вам, что в сказке реальность, а что является фантастикой.

Задание 1. Вопросы по событиям.



Событие

 

« - Что ты хнычешь? – спросил он Герду. – У! Какая ты сейчас некрасивая! Мне ничуть не больно!.. Фу! – закричал он вдруг. – Эту розу точит червь. Какие гадкие розы!»

Событие

 

« Сани дважды объехали площадь, а Кайл живо прицепил к ним свои салазки и покатил.»

 

Событие

 

« И вот она пошла в сад, дотронулась своей клюкой до всех розовых кустов, и те, как стояли в цвету, так все и ушли глубоко-глубоко в черную землю.»

Событие

 

«За окном порхали снежинки; одна из них, очень крупная, упала на край цветочного ящика и вдруг начала расти.»

Событие

 

«Лодку уносило всё дальше. Герда сидела смирно, в одних чулках, - красные башмачки её плыли за лодкой…»

Событие

 

« На другой день её одели с ног до головы в шёлк и бархат и позволили ей гостить во дворце сколько душе угодно. Девочка могла бы жить тут припеваючи, но она стала просить, чтобы ей дали повозку с лошадью и башмачки…»

Событие

 

«Но вдруг зеркало так перекосилось и задрожало, что вырвалось у них из рук, полетело на землю и разбилось вдребезги.»

 

Задание 2.     Найдите соответствия

                        к имени героя сказки, подберите соответствующие цитаты

 

Тролль

«  … в большой соломенной шляпе, расписанной чудесными цветами»

 

Снежная королева

« необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительно сверкающего льда! И, однако, живая!»

 

Кай

« Злой – презлой, сущий дьявол.»

 

Герда

«  … держался он вообще непринужденно и мило.»

 

Старушка, которая умела колдовать

« Ах, как ныли её бедные, усталые ножки!»

 

Принцесса

Умница, каких свет не видывал!»

 

Принц

Он сидел на одном месте, бледный, неподвижный, словно неживой.»

 

Маленькая разбойница

Глаза у неё были совсем чёрные, но какие-то печальные.»



Задание 3.     Работа с толковым словарем. Выяснение значения слова тролль 

Тролль –  в скандинавской мифологии сверхъестественное, волшебное существо. Например, злой тролль.

Они обитают внутри гор, где хранят свои сокровища. Тролли, как правило, вредят людям, похищают у них скот, оказываются людоедами. У Андерсена тролль – дьявол (злой дух, чёрт, сатана).


- Как описан тролль в 1 истории? 

« Жил-был тролль, злой-презлой; сущий дьявол». ( Дьявол для Андерсена, как и для всякого христианина, - абсолютное воплощение зла. Его отличительные признаки: неправильное (искажённое) видение предметов и насмешливость.

- Какое средство выбрал дьявол для достижения своей цели?

 «… он смастерил такое зеркало…» 

- Какими свойствами обладало зеркало, которое изобрёл  злой тролль?

«…зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось, а всё дурное и безобразное так и выпирало. Прекраснейшие пейзажи выглядели в нём варёным шпинатом, а лучшие из людей — уродами! Лица искажались так, что и не узнать. Ученики тролля рассказывали всем, что сотворилось чудо.» 

Зеркало – средство обезобразить подлинный облик человека. Характерно, что люди, попадающие под власть тролля, т. е. раненные осколком в глаз или в сердце, начинали видеть только дурные стороны жизни и становились насмешливыми.

- Что происходило с людьми, которым осколки зеркала попали в глаз или в сердце? Процитируй нужный отрывок из текста.

«А человек с таким осколком в глазу начинал видеть всё навыворот или замечать в каждой вещи только дурное. Некоторым людям эти осколки попадали прямо в сердце, и это было страшнее всего: сердце делалось, как кусок льда.»

- При каких обстоятельствах разбилось зеркало?

Тролль и его ученики решили посмеяться над самим творцом. «Напоследок захотелось им добраться и до неба… » 

УЧИТЕЛЬ: Мировое зло, порождённое множеством мелких осколков, у Андерсена имеет глубокий философский подтекст: зеркало разбилось вследствие провала попытки тролля (дьявола) «посмеяться над ангелами и самим Творцом». Налицо  столкновение Бога и дьявола, ареной которого становятся сердца людей

- Кому удалось это сделать? Почему льдины сами составили это слово?

Вера Герды складывает это слово независимо от её желанияУ Кая и Герды разные понятия о вечности. Вечность - ледяной порядок, логичный и безошибочный (Кай). Вечность -   христианская любовь (Герда).

- Как Герда «оживила» Кая? Можно ли сказать, что он ожил? 

Слёзы девочки растопили ледяное сердце, её вера возвратила мальчику любовь.

Задание 4. Проверка полученных знаний, внимательности и памяти.


Вопросы

Ответы

1. Кай, герой сказки «Снежная королева», изменился, когда его ранили осколки дьявольского зеркала. Куда попали осколки?

1. Один осколок попал в сердце, а другой - в глаз.

2.Сколько видов цветов было в саду у Колдуньи?

2. Семь видов: огненная лилия, вьюнок, гиацинты, колокольчики, золотой одуванчик, жёлтая лилия.

3. Героиня сказки «Снежная королева», лапландка, написала своей знакомой – финке - письмо. На чём она его написала?

3. Письмо было написано на сушёной треске, потому что бумаги у лапландки не было.



VI. Рефлексия

Итог урока можно построить иначе, на усмотрение учителя, опираясь на тему урока:

- Что мы узнали на уроке?

- Чему учит сказка Г.Х.Андерсена "Снежная королева"?

- Что, по- вашему, было главным в дружбе Кая и Герды?

- Почему же Герда победила Снежную королеву?

- Что в сказке является символом безграничной любви? (Розы)

- Почему автор, чтобы раскрыть силу любви использовал фантастику и реальность?


VII. Оценка урока.

VIII. Домашнее задание.

Задание по группам:

1 - Докажите, что тролль - "сущий дьявол".

2 -Докажите, что Кай не сумел бы преодолеть все трудности, которые выпали на долю Герды;

3 - Оппоненты готовят провокационные вопросы по заданиям.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!