СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Атмосферное давление"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Атмосферное давление", 7 класс. Включены демонстрационный эксперимент,  самостоятельная работа учащихся. Урок составлен в соответствии с ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Атмосферное давление"»

Чечелева Любовь Викторовна, учитель физики МОБУ «Урканская СОШ»,

I категория. Урок физики по теме «Атмосферное давление», 7 класс


Урок физики в 7 классе по теме «Атмосферное давление»


Образовательные задачи урока:

  • Познакомить учащихся с опытами Торричелли и Паскаля по измерению атмосферного давления;

  • Повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся о воздушной оболочке Земли, полученные на уроках географии;

  • Содействовать вовлечению каждого ученика в активный познавательный

процесс и  формированию навыков исследовательской деятельности;

Воспитательные задачи урока:

  • Совершенствование  представлений учащихся о мире и его причинно-следственных связях;

  • Воспитание интереса к физике, активности, мобильности, умения общаться, общей культуре;

  • Формирование научного мировоззрения;

  • Создание  условий для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения;

  • Формирование умения работать в парах, вести диалог друг с другом.

Развивающие задачи урока:

  • Развитие навыков мыслительных операций: обобщения, систематизации, сравнения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию, гибкости и критичности ума, умения самостоятельно формулировать выводы;

  • Развитие умений и способностей учащихся работать самостоятельно; расширение кругозора, повышение эрудиции, развитие интереса к экспериментальной физике;

  • Продолжить развитие речи, памяти, ассоциативного и логического мышления, наблюдательности у учащихся;

  • Развитие навыков выполнения экспериментальной работы.


Оборудование: стакан с водой, пластиковые бутылки с водой, шприцы, вантуз или присоска, стеклянная трубка, спички, бутылка с широким горлышком, вареное яйцо, поилка для птиц, таблица «Опыт Торричелли».

Приемы:

  • парная мозговая атака;

  • графическая систематизация материала;

  • карточки с заданиями;

  • экспериментальная работа.

Перед уроком обучающимся перед уроком выдается оборудование, оценочный лист.

Оценочный лист учащегося _________________________

Самостоятельно сформулировал(а) тему урока

Правильно сформулировал(а) цели урока

Участвовал в устном счете и не ошибался

Правильно объяснил(а) опыт и сформулировал(а) определение по результатам опыта

Ответил(а) на вопросы по изученному материалу

Оценка за урок










I.Организационная часть.       

 

Приветствие, проверка готовности к уроку, эмоционального настроя.

Учитель: Здравствуйте ребята!

Сегодня урок у нас с вами немного необычен. Во – первых, на уроке присутствуют гости. А, во – вторых, сегодня вы будете на уроке не просто моими учениками, а моими коллегами – экспериментаторами. А в остальном же, это урок получения новых знаний.

II. Проведем проверку домашнего задания (слайды 1-5)

    1. Сравните давление жидкости в разных точках сосуда, как производят давление жидкости?

    2. В сообщающиеся сосуды налиты несмешивающиеся жидкости. Сравните уровни жидкостей в сообщающихся сосудах. Объясните, почему уровни разные

- вода – подсолнечное масло;

- мед – керосин;

- ртуть - нефть;

- спирт – нефть.

    1. Прочтите букву, которой обозначены физические величины, назовите физическую величину, ее единицы измерения в СИ.

р, F, S, ρ, g, h, m,V.

    1. Запишите все возможные формулы, изученные нами за прошедшее время, составленные из представленных физических величин (на доске, с комментариями). Правильность записи проверяют все.

    2. Ответьте на вопросы: 1) Как производят давления твердые тела, жидкости и газы? Почему?

Оценивание работы в таблице самооценки

II. Актуализация знаний.

Я верю, что урок у нас пройдет великолепно и настроение у нас станет прекрасным.

Я покажу вам опыт, который уже показывала в начале этого учебного года


Опыт “Не можешь влезть? Помогу!!”

Ребята, как вот этот яйцо заставить влезть в бутылку, имея спички и лист бумаги?

Демонстрируем невозможность попадания яйца в бутылку.

Скомкав лист бумаги, поджигаем его и опускаем в бутылку. После того, как бумага прогорит, кладём на горлышко яйцо, и видим, как оно втягивается в бутылку. Почему яйцо оказалось в бутылке? Что помогает ему попасть в бутылку?

(Учащиеся высказывают свои предположения, одно из которых давление воздуха на яйцо)

1 . Учитель: Тема нашего урока, пока что является тайной. Объясняя это явление, мы приоткрываем тайну удивительного и важного физического явления, которое является темой нашего урока. Попробуйте догадаться, какого?

Учителькак вы думаете, ребята, о чем еще пойдет речь сегодня на уроке?

Итак, тема нашего урока : «Атмосферное давление». (слайд6)

Торричелли сказал: «Мы живём на дне воздушного океана…» (слайд 7)

Давайте попробуем сформулировать задачи, которые мы должны решить на уроке.

Термины к уроку, которые нам необходимы: (слайд 8)

  • Вес – сила, с которой тело давит на опору вследствие притяжения к Земле.

  • Давление – величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности к площади поверхности.

  • Давление газа зависит от … объема и температуры.


Ребята, оцените свою работу на этом этапе урока.

2.Учитель: Ребята, вытяните руки вперед ладонями вверх. Что вы чувствуете? Вам тяжело? Нет, странно, а ведь на ваши ладони давит воздух, причем масса этого воздуха равна массе автомобиля КАМАЗ, груженого кирпичом. То есть около 10 тонн! А кто-нибудь может ответить, почему  мы не ощущаем этого веса?

III. Изучение новой темы.


Учитель:
Слово «атмосфера» ввел в русский язык М.В.Ломоносов.

Учитель: Попробуйте дать определение понятию «Атмосферное давление»

Учитель: Давайте сравним определения, данное вами и предоставленное вашим учебником. (слайд 9)

Учитель: Давайте вспомним строение нашего "Воздушного дома" из сведений, которые вы изучали на географии. (слайды 10-14)

(Далее приводится пример сообщения по данной теме)

ВОЗДУШНЫЙ ДОМ

По своему строению воздушный океан напоминает дом. У него тоже есть свои "этажи".

"Первый этаж" – тропосфера. Он получил своё название от греческого слова "тропос" – поворот. Этот слой простирается до 11 км над уровнем моря и температура в нём с высотой уменьшается. Здесь сосредоточено всей массы атмосферы. Здесь находится почти весь водяной пар. Тропосфера – родина облаков.

Большинство явлений погоды образуется в этом слое.

Второй "этаж " – стратосфера. "Стратум" – значит настил, слой. Второй этаж располагается между 11-м и 55-м км над уровнем моря. Стратосфера составляет примерно часть атмосферы. Здесь – царство стужи, с приблизительно постоянной температурой 40° ниже нуля. Тут лишь иногда появляются перламутровые облака, состоящие из мельчайших кристалликов льда и капель переохлаждённой воды. Небо здесь чёрного или тёмно-фиолетового цвета.

Третий " этаж" – мезосфера (от греческого "мезо" – средний, промежуточный). Этот слой занимает пространство между 55-м и 80-м км от земли. Воздух здесь сильно разрежён. Давление в этом слое составляет долю нормального атмосферного давления. Именно в этом слое находится газ озон, который защищает всё живое на Земле от губительных ультрафиолетовых лучей Солнца. Иногда здесь появляются серебристые облака, которые видны только в сумерках.

Четвёртый "этаж" – термосфера ("термо" – тепло, жар). Воздух здесь ещё сильнее разряжен. Здесь невиданная жара: 1000 ᵒС – 2000 ᵒС . Однако, очутись здесь человек, он не ощутил бы этой жары, потому что плотность воздуха в этом слое исключительно мала. Частицы движутся с огромными скоростями (десятки и сотни тысяч км в секунду).


Пятый "этаж " – экзосфера ("экзо" – снаружи, вне), то есть внешняя оболочка атмосферы. Высота этого слоя 500–600 км. Воздух здесь рассеян еще сильнее, чем в термосфере. Экзосферу называют слоем рассеяния, потому что молекулы воздуха здесь, двигаясь с огромными скоростями, иногда улетают в межпланетное пространство. Но опасаться, что атмосфера улетучится, не стоит: воздуха хватит ещё на многие миллиарды лет. Таков воздушный океан. На дне которого мы все живём.


Физминутка

Очень физику мы любим!

Шею влево, вправо крутим.

Воздух – это атмосфера.

Это, правда, топай смело.

В атмосфере есть азот,

Делай вправо поворот.

Также есть и кислород,

Делай влево поворот.

Воздух обладает массой,

Мы попрыгаем по классу.

Чем выше вверх,

тем воздух реже

И давление тем ниже.


IV. Закрепление. Экспериментальная работа (работа в парах).

Учитель:  А сейчас мы проделаете несколько занимательных опытов, доказывающих существование атмосферного давления. Чудеса? Нет – физика!

«Что кажется нам чудом, на самом деле таковым не является!» Симон Стевин

    1. .Возьмите все по стеклянной трубке, лежащей у вас на столе, опустите ее в стакан с водой, закройте сверху пальцем. Выньте трубочку из стакана. Что вы наблюдаете? Ой, какие вы фокусники, молодцы. А теперь, уберите палец, что вы наблюдаете? Почему?

    2. Стакан с водой, лист бумаги. Накройте стакан с водой листом бумаги. Придерживая лист бумаги, аккуратно переверните его и уберите руку. Что наблюдаете? Объясните, почему вода не выливается из стакана.

    3. Возьмите шприц без иглы, закачайте в него воду, выньте шприц из стакана с водой и расположите его вниз отверстием. Объясните, почему вода не выливается из него.

    4. Возьмите пластиковую бутылку с водой, закрытую пробкой. Проделайте отверстие в дне бутылки. Объясните, почему вода не выливается из бутылки? Откройте пробку, объясните, почему вода стала выливаться из бутылки.

Учитель: Делаем выводы: наблюдения и опыты – источники знаний. А китайская пословица гласит:

“Я услышал и забыл,
Я увидел и запомнил,
Я сделал и понял”.

Все эти опыты вы можете повторить для своих друзей.

Очень мудрый человек  Г. Лихтенберг сказал: (слайд 15)

«То, что вынуждены открыть сами, оставляет  в Вашем уме дорожку, которой Вы сможете снова воспользоваться,  когда в этом возникает необходимость».

Столь мудрые, точные эти слова.

V. А можно ли измерить атмосферное давление?

Придумайте способ для измерения атмосферного давления.

Из предложенного нельзя использовать формулу для определения атмосферного давления. Подумайте, почему?

Впервые атмосферное давление измерил Эванжелиста Торричелли. Он уравнял давление столба ртути с атмосферным давлением. (Рассказ учителя об опыте Торричелли). (слайд 16)

Записи в тетради: нормальное атмосферное давление, единицы измерения, соотношение между единицами. (слайд 17)

Ребята, а как вы думаете, почему существует воздушная оболочка Земли? (слайд 18).

Какое давление оказывает атмосфера на человека? (слайд (19)

Заключение по уроку.

VI. Тест (5 минут) (слайд 20)

Тест по теме «Атмосферное давление»

Задание #1 Сила, с которой воздух давит на земную поверхность,

1) называется атмосферным давлением; 2) называется артериальным давлением

3) зависит от скорости ветра; 4) зависит от количества облаков


Задание #2 Какое давление принято считать нормальным?

1) 755 мм рт. ст; 2) 780 мм рт. ст 3) 760 мм рт. ст 4) 750 мм рт. ст


Задание #3 Где атмосферное давление больше?

1) под крышей дома; 2) в квартире; 3) на улице; 4) везде одинаково


Задание #4 В чем причина существования атмосферного давления? Выберете несколько вариантов ответов

1) действие на воздух силы тяжести; 2) хаотичное движение молекул газов воздуха

3) потусторонние силы; 4) влияние космического пространства

Задание #5 Почему в своем знаменитом опыте Торричелли использовал ртуть, а не другую жидкость?

1) ртуть не смачивает стекло; 2) ртуть не прозрачна и за ней легко наблюдать

3) среди ответов нет правильного; 4) ртуть имеет наибольшую плотность



Взаимопроверка (слайд 21). Оценивание тестовой работы в листах самооценки.


VII. Запись домашнего задания. П. 42, 44 (вопросы к п. 42, 44), подобрать материал по теме «Где используется атмосферное давление».


VIII: Стадия рефлексии

Учитель: Мы с вами прошли трудный путь от предположения о существовании атмосферного давления к доказательствам. Цели нашего исследования достигнуты. В ходе нашего исследования вы показали себя хорошими наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя все новое и интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование.

Учитель: ребята, вы работали с таблицей оценивания. Заполните ее по проведенным экспериментам, в целом оцените свою работу на уроке.


А теперь ответьте на вопрос, выбрав из предложенного утверждение.

Чему научился на уроке? (слайд 22)

  • Ставить проблемный вопрос

  • Ставить цель

  • Сотрудничать в паре

  • Делать выводы по наблюдениям и проделанным опытам

  • Работать по алгоритму

  • Решать задачи на выражение атмосферного давления в мм рт.ст в паскалях

  • Анализировать свои действия

Давайте запишем домашнее задание.


Использованная литература

1. Балашов М. М.О природе. М., Просвещение, 1991

2. Вечера по физике в ср. школе. Состав. Браверман Э.М. М., Просвещение, 1969

3. Владимиров А. В. Рассказы об атмосфере. М., Просвещение, 1981

4. Гальперштейн Л. Забавная физика. М., Просвещение, 1993

5. Горев Л.А. Занимательные опыты по физике. М., Просвещение, 1985

6. Кац И. Биофизика на уроках физики. М., Просвещение, 1988

7. Покровский С. Ф. Наблюдай и исследуй сам. М., Просвещение, 1966

8. Томилин А. Для чего - ничего? М., Просвещение, 1975


9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!