СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Имя прилагательное как часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Имя прилагательное как часть речи"»

Конспект урока по теме «Имя прилагательное как часть речи»

6 класс

УМК под ред. Л. М. Рыбченковой

Провела: учитель русского языка и литературы Самарская Надежда Петровна


Тема урока: Имя прилагательное как часть речи.

Цель: обобщить имеющиеся знания об имени прилагательном, показать роль его в речи, связь с именем существительном.


Задачи

Обучающая: пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.


Развивающая: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развитие логического мышления.


Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову.


Ход урока:

  1. Организационный момент

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Девочки за парты сели,

Мальчики за парты сели.

На меня все посмотрели.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.


 - А теперь давайте улыбнёмся друг другу

С хорошим настроением приступим к работе.

Вступительное слово учителя.

- Ребята, запишите в тетрадях число, классная работа и отступите место для темы. Мы пока не знаем, какова тема. В ходе работы нам предстоит самим ее назвать.


  1. Мобилизующий этап:

2 человека у доски:

  1. Вставить пропущенные буквы:

Расч..ска

Ш..пот

Трущ..ба

Ягненоч..к

Платоч..к

Бельч..нок

Ореш..к

Ключ..м

Свинц..м

Туч..й

  1. Синтаксический разбор предложения:

В саду пел последний соловей предрассветную песню.


  1. Актуализация полученных знаний:

1) беседа:

- Перейдём к следующему этапу нашего урока. Для начала вспомним, какой раздел науки о языке мы сейчас изучаем?  МОРФОЛОГИЮ.  

-  Что изучает морфология? (Слова как части речи).

-Какую часть речи мы уже изучили? (Имя существительное).


- Чтобы понять, о какой части речи пойдёт речь на сегодняшнем уроке, отгадайте загадку:

Я – часть речи интересная,
Широко в миру известная.
Опишу любой предмет –
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить! (Это имя прилагательное)

- Итак, какова тема нашего урока? (Имя прилагательное как часть речи) Запишите в тетрадь тему урока.


  1. Литературная минутка:

- Но прежде, чем мы начнем повторение и обобщение темы "Имя прилагательное", я хочу пригласить вас на урок грамматики, на котором молодой человек по имени Митрофан демонстрирует свое знание прилагательного как части речи.

Сценка «Урок грамматики у Митрофанушки» (по пьесе Д.И.Фонвизина «Недоросль»)

Правдин. Митрофанушка, что же ты знаешь по грамматике?

Митрофан. Много. Существительна да прилагательна...

Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь, котора дверь?

Правдин. Котора дверь? Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему же?

Митрофан. Потому, что она приложена к своему месту. Вон в чулане шеста неделя дверь стоит не навешена: так та покамест существительна.

Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку.

Митрофан. И ведомо.

Учитель: Вот так Митрофанушка определяет, что такое прилагательное. Я думаю, что вы знаете, что такое имя прилагательное и сейчас постараетесь без ошибок ответить на все вопросы предлагаемых заданий.

Почему же Митрофанушка назвал дверь именем прилагательным? Давайте обратимся к этимологии.

 3) Повторение по теме «Имя прилагательное»:

- Ребята, неужели так и останется Митрофанушка Простаков невеждой? Я предлагаю помочь ему разобраться с тем, что же такое имя прилагательное, да и мы с вами повторим все об этой части речи. Вы согласны?

- Сегодня на уроке мы постараемся обобщить свои знания!

- На уроке за работу каждый должен получить оценку, а для этого на полях тетради, за каждый этап вы будете ставить себе +/- .В конце урока подведем итог.


IV. Формулирование темы и цели урока:

- Значит, как будет звучать тема нашего урока? (Имя прилагательное) Запишите тему сегодняшнего урока.

- А какая орфограмма вам встретилась в слове “прилагательное”? (Корень с чередованием о-а.) Объясните правописание гласных.

- Какие цели мы поставим перед собой на этом уроке?

(Мы должны повторить все, что знаем об имени прилагательном, морфологические и синтаксические признаки этой части речи, выяснить роль прилагательных в речи.)

- К словам какой части речи прилагается прилагательное?

- Почему к именам существительным? (существительное обозначает предмет, а прилагательное – признак предмета)

-На какие вопросы отвечает прилагательное? (Какой? Какая? Какое? Какие? Чей?)

-Прилагательные согласуются с существительными…(в роде, числе, падеже.)

-Действительно, прилагательные неотделимы от существительных и следуют за ними «как нитка за иголкой».

-Каким членом предложения может быть прилагательное? (определением или сказуемым).


«Составление кластера» Применение правила на практике.

Составление кластера.


Вывод: Прилагательные описывают, характеризуют предмет, значит, делают нашу речь ярче, объемнее, выразительнее, богаче. Прилагательные уточняют значение существительного, т.е. позволяют точно определить предмет, о котором идет речь.

  1. Объяснение нового материала:

- Ребята, скажите, изменяются ли имена прилагательные? (Да.)

- А как они изменяются? (По родам, числам и падежам.)

- Имена прилагательные изменяются по числам: деревянный дом (единственное число) — деревянные дома (множественное число).

Задание. Определить число прилагательных.

Деревья (какие?) зеленые – мн. ч, солнце (какое?) ясное – ед. ч, воздух (какой?) чистый – ед. ч, дни (какие?) зимние – мн. ч, ветер (какой?) теплый – ед. ч.

- Чтобы определить род имени прилагательного, надо определить род имени существительного, с которым связано имя прилагательное. Для этого нам необходимо действовать по алгоритму.

При разборе прилагательного вам необходимо действовать по алгоритму:

Определить главное слово.

Поставить вопрос от существительного.

Определить род прилагательного (по роду существительного или по вопросам какой? какая?Какое?).

Имена прилагательные в форме единственного числа изменяются по родам.

Имена прилагательные в форме множественного числа по родам не изменяются!


Задание. Определи род прилагательных.

кислый щавель — мужской род, кислая капуста — женский род,

кислое яблоко — средний род;

день сырой – м.р, ночь сырая – ж.р, утро сырое – ср.р;

веселый ребенок – м.р, веселая малышка – ж.р, веселое дитя – ср.р

  1. Физкультминутка

Дети повторяют за учителем:

Мы ходили в лес.

Сколько там чудес!

Посмотрели вправо, влево.

Наклонились и присели.

Заниматься тихо сели.

  1. Первичное закрепление.


1. Согласуйте имена прилагательные с именами существительными в роде, числе и падеже, раскрыв скобки. Помните, что помощниками в этом задании вам будут имена существительные.

(Новый) проблемы, (тёмный) ночами, (чистый) тряпкой, (душистый) сирени, о (добрый) подруге, (тёмно-голубой) васильки, (звонкий) голоса.

2. Задание: измените словосочетание хорошая погода по падежам.

И.п. какая? хорошая погода                                    

Р.п.  какой? хорошей погоды                                                                

Д.п.  какой? хорошей погоде                                                             

В.п.  какую? хорошую погоду                                                            

Т.п.  какой? хорошей погодой                                                           

П.п. о какой? о хорошей погоде    


Вывод: Что имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.


VIII. Обобщение.

- Ну что, Митрофанушка, теперь-то ты знаешь, чем отличается имя существительное от имени прилагательного?

Митрофан: Теперь-то, я думаю, даже моя маменька бы все поняла. Спасибо вам, ребята. Пойду еще раз все повторю по учебнику!

-Давайте попробуем оценить свою работу с помощью имён прилагательных. Какие вы были сегодня на уроке?

( умные, трудолюбивые, успешные, любознательные, добросовестные, внимательные…)

- В течение урока вы сами сегодня оценивали себя, поставьте себе оценку!


  1. Рефлексия.

  • Что дал вам сегодняшний урок?

- Как мы выполнили поставленные задачи?

- Сегодня на уроке мы повторяли………

- Я узнал(а) , что ………..

- Я научился и никогда не сделаю ошибки в…..

- Я буду стараться……….

Каждый, вероятно, обратил сегодня внимание на те вопросы, которые надо дополнительно отработать, повторить.

Домашнее задание: § 38, составить текст из 5 предложений на тему «Зима», употребив в них прилагательных .







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!