Конспект урока русского языка в 6 классе по УМК В.В. Бабайцевой.
Тема урока: Имя прилагательное как часть речи (первый урок ).
План - конспект урока по русскому языку в 6 классе.
Тема: Имя прилагательное как часть речи.
Задачи:
Обучающие, формирование регулятивных УУД:
Изучить сведения о прилагательном:
-роль прилагательных в речи
- синтаксическая роль в предложении;
- морфологические признаки;
Развивающие, формирование познавательных УУД:
- умение находить имена прилагательные в тексте, правильно объяснять их правописание;
- развивать умение определять синтаксическую роль в предложении имен прилагательных;
- учиться определять морфологические признаки;
- развивать умение правильно употреблять в устной и письменной речи;
Воспитательные, формирование личностных УУД:
- помочь учащимся почувствовать силу слова и воспитывать у них любовь к слову;
- совершенствовать культуру речи учащихся.
Ход урока
Настрой на урок.
Посмотрите, ребята, на окно. В зимний день ярко светит солнце, направляя свои яркие лучи к нам. У природы хорошее настроение. Давайте и мы улыбнемся друг другу и пожелаем удачи в учебном пути.
1 мин.
Проверка дом задания.
-Какие основные черты официально-делового стиля вы знаете?
- Где используется официально деловой стиль речи?
Подготовка к определению темы урока.
-Ребята, я хочу вам прочитать небольшую загадку. А вы попробуйте ее угадать, а ответив на нее правильно, вы узнаете тему нашего урока.
Я - часть речи интересная,
Широко в миру известная:
Опишу любой предмет –
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна
И точна , и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить.
3. Сообщение темы урока
-Как вы думаете, о чем говорится в этой загадке? Конечно, это имя прилагательное (Имя прилагательное)
Запишите в тетради тему нашего урока.
ПРАВИЛА УРОКА:
1.Не ошибается тот, кто ничего не делает.
2.У меня всё получится.
3.Рядом со мной – мои друзья.
3 мин.
Определение целей урока.
Какие цели поставим перед собой?
Дополните предложения своими словами, отражающими ваше понимание предстоящим действиям:
1..Мы научимся определять…
2.Находить … в тексте.
3. Повторим …
4. Поработаем над речью…
Что нужно нам для достижения наших целей?
Знать, что такое прилагательное.
Научиться находить их в тексте.
Понять особенности этой части речи.
Учиться использовать их в речи.
(вспомнит, что такое прилагательное, какие свойства имеет)
Где мы можем это найти, если забыли?
2 мин.
Работа по теме урока.
Откройте учебник Теория, стр. 130 , п. 98
Прочитайте параграф с карандашом в руке, отмечая значками: знаю, не знаю, непонятно, хочу узнать подробнее. (прием инсерт)
А теперь расскажите о прилагательном с этих позиций – знаю, …
4 мин.
Работа в паре.
Упр 340, стр 128
Выпишите из текста прилагательные вместе с теми существительными, от которых зависят.
Выделите в словосочетаниях главное слово.
Какую особенность в отношениях между прилагательным и существительным вы заметили? (согласование в роде, числе, падеже)
Найдите в учебнике теории этому подтверждение.
7 мин.
Физкультминутка.
Глагол
Наши ручки
Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
Мы топаем ногами
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
И вновь писать начнем.
Как отличить прилагательное среди других частей речи?
(по вопросам)
Я вам читаю слова, а вы должны определить их как часть речи. Если это прилагательные, вы наклоняете голову вниз в знак подтверждения и хлопаете в ладоши, если это другая часть речи, вы топаете ногами, одновременно качаете головой.
Прозрачный, небесный, ясный, морозный, снегопад, глубокий, искристый, снег, падает, на землю, пушистые, снежинки.
5 мин.
А сейчас, чтобы решить одну из задач нашего урока, мы выполним упр.342 на стр 129. Прочитаем задание и скажем, какую цель мы будем преследовать, выполняя это упражнение.
- Знакомство с морфологическими признаками имени прилагательного.
5 мин
- какие морфологические признаки имеют имена прилагательные? (Род, число, падеж)
Работа у доски:
-Синтаксическая роль прилагательных в предложениях:
Откроем упр.351 на стр.132, выразительно прочитаем стихотворение, определим синтаксическую роль прилагательных в речи.
7 мин.
Самостоятельная работа учащихся.
Взаимопроверка.
Проверка уровня обученности.
-А наш сегодняшний урок продолжит небольшое творческое задание на карточках:
_______________________________
Вставьте недостающие по смыслу прилагательные, выделите в них окончания и сверху укажите падеж. Озаглавьте текст.
_____________________________________
Наступила ………………. зима. Стоят …………………… дни. По …………………...
небу плывут …………………….. облака. ………………………… деревья спокойно качают своими ……………………….. ветвями. Дует ……………………... ветер. Повсюду
лежит …………………….. снег.
5 мин.
Подготовка к написанию синквейна.
Итак, что мы сегодня повторили, о чем новом узнали?
Что такое ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ?
Составьте синквейн на по теме нашего урока.
Прилагательное
Красочное, яркое
Украшает, рисует, характеризует
Делает нашу речь образной.
5 мин.
Подготовка к домашнему заданию.
Д/з.
Для всех – параграф 98 «Теории».
Для тех, кто со всеми вопросами разобрался и не допустил ошибок в самостоятельной работе – составить мини-текст на тему «Зима», используя прилагательные.
Для тех, кто сделал несколько ошибок в самостоятельной работе упр. № 353.
2 мин.
Рефлексия.
Подчеркните в карточке те фразы, которые соответствуют вашим действиям на уроке, внизу поставьте оценку себе за работу на уроке. Она должна соответствовать вашей работе сегодня в классе.
2 мин.