Обращение по ФГОС
Тема «Обращение и знаки препинания при нём»
Цель:
1) дать понятие об обращении, показать его роль в предложении, в тексте; познакомить обучающихся со способами выражения обращения, его стилистическими особенностями;
2) развивать пунктуационные навыки, работать над соблюдением правильной интонации; развивать монологическую речь уч-ся, мышление; обогащать словарный запас; развивать навыки работы с дополнительной литературой;
3) воспитывать чувство гордости за своих родителей, учить сопереживать, сочувствовать людям; любить, уважать людей и всё живо; бережное отношение к родному языку.
Оборудование: учебник русского языка 8 класса под редакцией С.Г. Бархударова; словарь иностранных слов; толковый словарь русского языка под ред. С.И.Ожегова;
Организационный момент
2. "Орфографическая пятиминутка"
Задание (устно по вариантам): Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы в записанные на доске слова. В тетрадь выписать их подряд.
чу..ство | в | | ровес..ник | - |
серебр..ный | - | | бе..шумный | с |
здра..ствуй | в | | апел..яция | л |
р..сток | о | | камен..щик | - |
праз..ник | д | | к..снулся | о |
куплен..ый | н | | а..тограф | в |
ц..плёнок | ы | | без..аварийный | - |
сыноч..к | е | | сл..гаемое | а |
Очень рада вас видеть! Обращаюсь к вам, восьмиклассники! Что прозвучало? (Обращение «восьмиклассники»).
- Молодцы, внимательные.(Молодцы).
- Приветствуем Вас, дорогие гости!
- Что за слова такие Вы называете? (Это обращения ,они указывают на того, к кому обращаются с речью)
Викторина
а) Как старуха обращалась к старику? («Дурачина ты, простофиля!»)
в) В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» королевич Елисей обращается к солнцу, ветру и месяцу. Можете ли вы вспомнить какие-нибудь строчки с этими обращениями? («Свет наш солнышко!», «Месяц,месяц, мой дружок», «Ветер,ветер!»)
г) Как злая царица обращалась к волшебному зеркальцу? («Свет мой,зеркальце!»)
д) Как начинается стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино»?(«Скажи-ка, дядя, ведь недаром»)
е) Как лисица обращается к вороне в басне И.А.Крылова «Ворона и лисица»? («Голубушка,как хороша!»)
Как старик обращался к золотой рыбке? («Смилуйся,государыня рыбка»).
3. Сообщение темы и целей урока. Итак, тема нашего урока «обращение». Эпиграфом к нашему уроку послужит предложение: «Ребята, вы все талантливы!» И это действительно так. Мы будем работать на уроке, доказывая это. Зачем мне это надо?
Верно ли утверждение
1 Обращение – это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью.
2. Обращение произносится с особой, звательной интонацией
3. В предложении обращения могут быть главными членами предложения
4. Обращение имеет форму именительного падежа
5. Обращения могут быть распространенными и нераспространенными
8. Обращение выделяется запятыми или восклицательным знаком.
Определитесь с целями урока, чему вы хотите научиться сегодня?
Я хочу научиться…
Ребята, а вы слышали когда-нибудь слово обращение? Где? (Обращение президента– речь Дорогие, россияне! Обращение с животными – отношение).
Вариант плана (примерный)
1. Что называется обращением?
2.В какой форме и с какой интонацией употребляется обращение?
3.Для чего служит обращение в устной, письменной, поэтической речи?
4.Какое место может занимать обращение в предложении?
5. Как выделяется обращение в устной речи и на письме?
4.Словарная работа.
Обращение в речи часто сопровождается вежливыми словами. Давайте вспомним и запишем вежливые слова.
Здравствуйте, пожалуйста, спасибо, до свидания, извините, благодарю.
Ребята, я надеюсь, что вы будете всегда использовать в своей речи вежливые слова.
1.Приём « Инсерт» Откройте учебники, прочитайте новый материал, сделайте пометки. Ребята мы с вами дали свое определение обращению, а теперь давайте прочитаем определение, данное в учебнике.
Открываем страницу 81 и читаем правило.
а) нахождение обращения в предложении;
- работа с учебником: страница 81: прочитаем предложения и назовем обрашения.
- нахождение обращения вслух.
Сейчас я прочитаю вам предложения, а вы назовете обращения.
• Здравствуй, гостья-зима.
• Присядем, друзья, перед дальней дорогой.
• Дети, любите родные места.
2. Составление кластера
ТОН ПОВЫШАЕТСЯ,
ПОНИЖАЕТСЯ
ЗВАТЕЛЬНАЯИНТОНАЦИЯ
СЛОВО

ОБРАЩЕНИЕ

ЗАПЯТАЯ
СОЧЕТАНИЕ СЛОВ

МЕСТОИМЕНИЕ- НЕ ОБРАЩЕНИЕ
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК
Как, по- вашему, обращение выделяется в предложении? Найдите ответ в учебнике.
Определяю позицию обращения в предложении:
если в начале – если в середине – если в конце –
- ставлю запятую после обращения:
Мама, разреши мне погулять.
выделяю обращение запятыми с двух сторон:
Разреши мне, мама, погулять. ставлю запятые перед обращением:
Разреши мне погулять, мама.
Уходи, зима седая! (А.Майков)
- если обращение стоит в начале и произносится с восклицательной интонацией, ставлю не запятую, а восклицательный знак:
О первый ландыш! Из-под снега ты просишь солнечных лучей. (А.Фет)
6. Физкультминутка.(гимнастика для глаз).
9.Самостоятельная работа.
Перед вами карточки с предложениями. Расставьте знаки препинания , найдите обращения.
• Друзья я радуюсь вашим успехам.
• Скажи Незнайка какая муха тебя укусила.
• Становись на бочку и читай стихи Цветик.
• Братцы что он про меня сочиняет?
б) Отличие обращения от подлежащего:
Посмотрите на доску. Нам дано два предложения. Запишем эти предложения в тетрадь.
• Сережа помогает малышам.
• Сережа, помоги малышам.
Разберем первое предложение по членам: что такое подлежащее? Что такое сказуемое?
Ребята, посмотрите на эти два предложения, каковы они по цели высказывания?
Итак, второе предложение отличается от первого по цели высказывания. Посмотрите на второе предложение, может ли Сережа быть подлежащим? (мы не можем отделить подлежащее от сказуемого запятой) Ребята, местоимения не являются обращениями, потому что в предложении, как правило, бывают подлежащими.
1. Работа в парах. Выделяя обращение галочками, объясните постановку знаков препинания в данных ниже предложениях. (устно)
1) Вот, граждане, мы с вами наблюдали сейчас случай так называемого массового гипноза.
2) Его нельзя не узнать, мой друг!
3) У меня, милый человек, бойцовые гуси в Лианозово.
4) Драгоценный мой! Брынза не бывает зелёного цвета, это вас кто-то обманул.
5) Любезный Фагот , как, по-твоему, ведь московское народонаселение значительно изменилось?
6) Всё-таки желательно, господин артист, чтобы вы незамедлительно разоблачили бы перед зрителями технику ваших фокусов с денежными бумажками.
7) Я, почтеннейший, проходил вчера мимо вашей стойки и до сих пор не могу забыть ни осетрины, ни брынзы.
8) Голубчик мой! Свежесть, свежесть и свежесть, вот что должно быть девизом всякого буфетчика.
Устная проверка( Словами каких частей речи выражается обращение?)
Самостоятельная работа
1) Прекрасны вы поля земли родной.
2) « Стой ямщик Дальше ехать не могу!»
3) Что ты сер…це моё расходилося?
4) А я остаюся с тобою родная моя сторона.
5) Вот и мы! Здорово старая
Что насупилась ты кумушка!
6) О Волга После многих лет
Я вновь принёс тебе привет.
7) Ребята не Москва ль за нами?
8) Разбуди меня завтра рано о моя терпеливая мать.
9) Поэта дом опальный о Пущин мой ты первый посетил.
10) С тобою Боже равен я.
11) Отец отец оставь угрозы свою Тамару не брани.
12) Как я любил Кавказ мой величавый
Твоих сынов воинстве (н,нн)е нравы.
13) Милая добрая старая нежная с думами грустными ты не дружи.
14) А вам друзья знакомо вдохновенье?
15) Эй ты остановись!
16) Отпусти меня родная
Отпусти не споря!
Это интересно
Подведение итогов урока.
Итак, какие вопросы мы с вами рассмотрели сегодня на уроке?
Но прежде чем вы ответите, давайте прочитаем вот такие слова.
Всем нам при обращении
Поможет обращение.
К людям, звездам или птицам
Можно смело обратиться.
Только, друг, не забывай:
Запятые расставляй.
Что такое «обращение»?
Где могут находиться обращения в предложении и как они выделяются на письме?
На следующем уроке мы продолжим изучать тему «Обращение».
Урок закончен. До свидания.
.
6) Р.Р. Творческая работа
4. Напишите письмо своим родителям, включите в него обращения (например: милая мама, родная, мои хорошие, мои любимые и др.). Объём
письма не более 50 слов