Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пригорская средняя школа
Смоленского района Смоленской области
Конспект урока по теме:
«Разделительные Ъ и Ь»
Подготовлен и проведен
учителем русского языка
и литературы
1 категории
Соркиной Татьяной Ивановной
Тема урока: Разделительные Ь и Ъ.
Цель урока: активизация и восстановление знаний о правописании разделительных знаков, отработка умения правильного написания орфограммы.
Задачи урока:
Образовательные:
–совершенствовать навык правописания слов с Ъ, Ь;
– закрепить умение графического объяснения орфограммы.
Воспитательные:
–способствовать развитию положительного эмоционального настроя к учёбе; развивать интерес к изучению русского языка.
Развивающая:
–развивать орфографическую зоркость обучающихся; грамотную речь детей, как устную, так и письменную; логическое мышление, память, внимание; развивать умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
Тип урока: урок систематизации знаний
Вид урока: учебный практикум.
Методы и формы обучения: частично-поисковый и эвристический метод; индивидуальная, работа в парах, фронтальная; самостоятельная работа, работа с учебником
Используемые технологии (методики): игровая, здоровьесберегающая технологии, работа в малых группах
Оснащение урока:
Доска: тема урока, плакат с опорной схемой, плакаты с эпиграфом к уроку.
Дидактический и раздаточный материал: карточки с индивидуальными заданиями, цветы для букета настроения.
Ход урока Мотивация (1,5 мин)
Приветствие учащихся.
- Здравствуйте, ребята. Я рада встрече с вами. Пусть то недолгое время, которое мы проведём вместе, доставит нам радость, будет интересным и полезным. А начать урок я хотела бы с пословицы: «Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости».
- Как вы понимаете её смысл?
- Зачем мы пришли на урок?
Основная часть урока Актуализация знаний (3 мин)
- Сегодня вы не просто ученики, а исследователи института Грамматики. В нашем институте две лаборатории. Но вот над какой проблемой они работают попробуем догадаться. (Учитель читает стих-е)
Знакомы вам наверняка
Два молчаливых чудака.
Один в своих решеньях твёрд
И бесконечно этим горд.
Он носит кепку круглый год,
Надев её наоборот.
Уступчив, мягок друг его –
Покладистое существо.
Он, не страшась людской молвы,
Не покрывает головы.
(Это ъ и ь знаки)
- Верно! Одна лаборатория занимается изучением слов с разделительным Ъ, а другая – с Ь. (Учитель открывает карточки)
- Но какую же функцию Ъ и Ь знаки выполняют в словах?
(На доске записаны слова)
- Посмотрите на доску, сравните слова и ответьте на мой вопрос.
СЕМЬЯ (ср. СЕМЯ)
СЪЕСТЬ (ср. СЕСТЬ)
(Ответы детей)
- Действительно, они не допускают слияния гласной и согласной букв, разделяют их.
- Кто же подскажет мне тему сегодняшнего урока? (Запись темы на доске и в тетради)
Работа над темой
1. Изучение нового материала
- А сейчас давайте вспомним всё, что вы знаете о разделительных ъ и ь знаках (работают в парах, обсуждают; затем составляем кластер; читают правило на стр. 28).
- Что в правиле вам было знакомо, что было новым?
2. Физкультминутка
- Ребята, научное исследование нас немного утомило. Давайте представим , что мы в лесу, на лесной поляне. Нас окружают высокие деревья, а под ногами мягкая травка. Попробуем превратиться в высокие крепкие деревья и тянуться вверх к солнцу, если я назову слово с твёрдым знаком. Станем маленькой мягкой травкой, если я назову слово с мягким знаком.
(Слова: подъезд, вьюга, пью, съел, ручьи, съёмка, обезьяна, соловьи, объявление). См. Приложение 1.
- Ребята, в наш научно-исследовательский институт поступила новая схема. Давайте сравним её с той, которую нарисовали мы, и найдём сходства и различия. (Схема вывешивается на доске).

- Что нового вы увидели на этой схеме?
Вывод: разделительный Ь пишется в корне слова, разделительный Ъ – между приставкой и корнем.
- Сформулируйте правило написания разделительных Ъ и Ь, используя план.
- Составьте предложения со словами двухъярусный, бульон.
3. Применение теоретических знаний, выработка навыка правописания Ь и Ъ.
- Упражнение 57 (выполняют по вариантам).
- Диктант-молчанка
(Воробьи, муравьи, листья, стулья, платье, ружьё, обезьяна, деревья, крылья, шампиньон)
4.Проверка и коррекция знаний.
Работа с самопроверкой. Предлагаются карточки по вариантам, ученики вставляют буквы в слова.
1 вариант
1. | в…юга | с…ёмка | раз…единить |
2. | в…юнок | под…езд | от…езд |
3. | п…ю | лис…я | бур…ян |
4. | л…ёт | об…явление | вороб…и |
5. | коп…ё | с…езд | кошач…и |
6. | бар…ер | заяч…и | п…еса |
2 вариант
1. | в…юга | лис…я | заяч…и |
2. | в…юнок | под…езд | от…езд |
3. | л…ёт | коп…ё | п…ю |
4. | об…явление | с…ехать | бур…ян |
5. | с…ёмка | раз…единить | вороб…и |
6. | бар…ер | руж…ё | п…еса |
Учитель:
— Соедините сплошной линией слова, в которых написали Ь. Те, у кого получилась фигура в виде Ь или 5, может поставить «5» за работу. А остальным повторить дома правило.
Подведение итогов
- Уважаемые научные сотрудники! Наш научный эксперимент подошёл к концу. Подведём итоги. Какая орфограмма сегодня нами была рассмотрена? Что вам было о ней уже известно? Какие новые научные сведения вы сегодня получили?
Рефлексия
- Выполнили ли вы задачи, поставленные в начале урока?
- Всё ли понятно по теме урока?
- Оцените свою работу и своих одноклассников на уроке.
- Оцените своё настроение (букет настроения)
Домашнее задание (учитель записывает на доске, ученики в дневники)
Технологическая карта урока русского языка
ФИО учителя | Соркина Татьяна Ивановна |
Школа | МБОУ «Пригорская СОШ» |
Класс | 5 |
Тема | Разделительные Ъ и Ь |
Тип урока | Урок систематизации ЗУН |
Цель деятельности учителя | Актуализация и восстановление знаний о правописании разделительных знаков, отработка умений правильного написания |
Планируемые результаты | Предметные: знать правило употребления разделительных ъ и ь; уметь находить в словах разделительные ъ и ь; разграничивать ь разделительный и ь как показатель мягкости предшествующего согласного, правильно употреблять на письме разделительные ъ и ь; графически обозначать условия их выбора. Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников. Личностные: понимать роль языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования. |
Уровень подготовки | Базовый |
Методы и формы обучения | Частично-поисковый и эвристический метод; индивидуальная, работа в парах, фронтальная формы работы |
Технологии | Игровая, здоровьесберегающая, работа в малых группах |
Основные понятия | Морфема, приставка, корень |
Структура технологической карты
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы организации взаимодействия | УУД | Промежуточный контроль |
1. Мотивация учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обуч-ся к усвоению изучаемого материала | Приветствие учащихся. Обсуждение пословицы: «Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости». | Демонстрируют готовность к уроку. Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. | Фронтальная | Л.: положительно относятся к учению, познавательной деятельности. П.: осознают учебно-познавательную задачу | |
2. Актуализация и пробное учебное действие | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы | С помощью элементов игры-путешествия ребята определяют тему и цели урока. (ролевая игра). Выясняют назначение разделительных Ъ и Ь. Работа со стихотворным текстом. Работа со словами: СЕМЬЯ (ср. СЕМЯ) СЪЕСТЬ (ср. СЕСТЬ) | Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнёра высказывания. формулируют собственные мысли и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы | Групповая | Л.: имеют мотивацию к учебной деятельности. П.: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач анализ, синтез, сравнение, классификацию, устанавливают причинно-следственные связи. Р.: принимают и сохраняют учебную задачу. К.: задают вопросы, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения | |
3. Выявление места и причины затруднения | Работа в парах | Работают в парах, обсуждают; затем составляем кластер; читают правило. | Задают вопросы для уточнения информации, работают в парах, составляют кластер | Работают в парах, составляют схему-помощницу (кластер) | Л.: осознают свои трудности и стремятся их преодолеть; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. П.: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Р.: осознают недостаточность своих знаний. К.: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, осуществляют совместную деятельность в парах | |
Физкультминутка |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Беседа по вопросам. Сравнение схем. формулирование правила | Сравнивают составленный совместно кластер с новой схемой, добывают новую информацию; делают вывод; формулируют правило по плану | Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнёра высказывания. Рассказывают об употреблении разделительных Ъ и Ь. | Фронтальная и индивидуальная | П.: извлекают необходимую информацию; систематизируют собственные знания. Р.: планируют вместе с учителем необходимые действия, отвечают по плану. К.: строят небольшое монологическое высказывание | Устные ответы. Вопросы для уточнения информации |
5. Первичное закрепление | Выполнение упражнений, иллюстрирующих природу изучаемого явления | Упражнение 55 (выполняют по вариантам). Диктант-молчанка (Воробьи, муравьи, листья, стулья, платье, ружьё, обезьяна, деревья, крылья, шампиньон) | Отвечают на вопросы. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи, выполняют упражнения | Индивидуальная | П.: выполняют учебно-познавательные действия, анализируют, классифицируют | |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой | Выполнение упражнений | Самостоятельная работа обучающихся с карточками (2 варианта) | Выполняют упражнения | Индивидуальная | Р.: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления | Письменные работы |
7. Включение в систему знаний и повторение | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание | Подводят итоги, делают выводы о написании разделительных Ъ и Ь | Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретённых знаний | Фронтальная | П.: приобретают умения использовать полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни. Р.: оценивают свою работу; исправляют ошибки | |
8. Рефлексия | Заключительная беседа по вопросам | | Определяют своё эмоциональное состояние (букет настроения) | Индивидуальная, групповая | П.: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Р.: учатся соотносить цели и результаты своей деятельности К.: строят небольшое монологическое высказывание | Листы обратной связи |
Приложение 1.










Занимательная грамматика 5-7 классы
Электронная тетрадь по русскому языку 8...
Русский язык 10 класс ФГОС
Электронная тетрадь по русскому языку...
Русский язык 11 класс ФГОС
Русский язык 9 класс ФГОС
Русский язык 6 класс ФГОС
Русский язык 8 класс ФГОС
© 2019, Соркина Татьяна Ивановна 10366 303
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
Похожие файлы