СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 08.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме: «Разделительные Ъ и Ь»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Разделительные Ь и Ъ.

Цель урока: активизация и восстановление знаний о правописании разделительных знаков, отработка умения правильного написания орфограммы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: «Разделительные Ъ и Ь»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пригорская средняя школа

Смоленского района Смоленской области









Конспект урока по теме:

«Разделительные Ъ и Ь»









Подготовлен и проведен

учителем русского языка

и литературы

1 категории

Соркиной Татьяной Ивановной



Тема урока: Разделительные Ь и Ъ.

Цель урока: активизация и восстановление знаний о правописании разделительных знаков, отработка умения правильного написания орфограммы.

Задачи урока:

Образовательные:

–совершенствовать навык правописания слов с Ъ, Ь;

– закрепить умение графического объяснения орфограммы.

Воспитательные:

–способствовать развитию положительного эмоционального настроя к учёбе; развивать интерес к изучению русского языка.

Развивающая:

–развивать орфографическую зоркость обучающихся; грамотную речь детей, как устную, так и письменную; логическое мышление, память, внимание; развивать умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

Тип урока: урок систематизации знаний

Вид урока: учебный практикум.

Методы и формы обучения: частично-поисковый и эвристический метод; индивидуальная, работа в парах, фронтальная; самостоятельная работа, работа с учебником

Используемые технологии (методики): игровая, здоровьесберегающая технологии, работа в малых группах

Оснащение урока:

Доска: тема урока, плакат с опорной схемой, плакаты с эпиграфом к уроку.

Дидактический и раздаточный материал: карточки с индивидуальными заданиями, цветы для букета настроения.

Ход урока Мотивация (1,5 мин)

Приветствие учащихся.

- Здравствуйте, ребята. Я рада встрече с вами. Пусть то недолгое время, которое мы проведём вместе, доставит нам радость, будет интересным и полезным. А начать урок я хотела бы с пословицы: «Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости».

- Как вы понимаете её смысл?

- Зачем мы пришли на урок?

Основная часть урока Актуализация знаний (3 мин)

- Сегодня вы не просто ученики, а исследователи института Грамматики. В нашем институте две лаборатории. Но вот над какой проблемой они работают попробуем догадаться. (Учитель читает стих-е)

Знакомы вам наверняка

Два молчаливых чудака.

Один в своих решеньях твёрд

И бесконечно этим горд.

Он носит кепку круглый год,

Надев её наоборот.

Уступчив, мягок друг его –

Покладистое существо.

Он, не страшась людской молвы,

Не покрывает головы.

(Это ъ и ь знаки)

- Верно! Одна лаборатория занимается изучением слов с разделительным Ъ, а другая – с Ь. (Учитель открывает карточки)

- Но какую же функцию Ъ и Ь знаки выполняют в словах?

(На доске записаны слова)

- Посмотрите на доску, сравните слова и ответьте на мой вопрос.

СЕМЬЯ (ср. СЕМЯ)

СЪЕСТЬ (ср. СЕСТЬ)

(Ответы детей)

- Действительно, они не допускают слияния гласной и согласной букв, разделяют их.

- Кто же подскажет мне тему сегодняшнего урока? (Запись темы на доске и в тетради)

Работа над темой

1. Изучение нового материала

- А сейчас давайте вспомним всё, что вы знаете о разделительных ъ и ь знаках (работают в парах, обсуждают; затем составляем кластер; читают правило на стр. 28).

- Что в правиле вам было знакомо, что было новым?

2. Физкультминутка

- Ребята, научное исследование нас немного утомило. Давайте представим , что мы в лесу, на лесной поляне. Нас окружают высокие деревья, а под ногами мягкая травка. Попробуем превратиться в высокие крепкие деревья и тянуться вверх к солнцу, если я назову слово с твёрдым знаком. Станем маленькой мягкой травкой, если я назову слово с мягким знаком.

(Слова: подъезд, вьюга, пью, съел, ручьи, съёмка, обезьяна, соловьи, объявление). См. Приложение 1.

- Ребята, в наш научно-исследовательский институт поступила новая схема. Давайте сравним её с той, которую нарисовали мы, и найдём сходства и различия. (Схема вывешивается на доске).

- Что нового вы увидели на этой схеме?

Вывод: разделительный Ь пишется в корне слова, разделительный Ъ – между приставкой и корнем.

- Сформулируйте правило написания разделительных Ъ и Ь, используя план.

  • Для какой цели служит?

  • Перед какими буквами стоит?

  • В какой части слова находится буква?

- Составьте предложения со словами двухъярусный, бульон.

3. Применение теоретических знаний, выработка навыка правописания Ь и Ъ.

- Упражнение 57 (выполняют по вариантам).

- Диктант-молчанка

(Воробьи, муравьи, листья, стулья, платье, ружьё, обезьяна, деревья, крылья, шампиньон)

4.Проверка и коррекция знаний.

Работа с самопроверкой. Предлагаются карточки по вариантам, ученики вставляют буквы в слова.







1 вариант

1.

в…юга

с…ёмка

раз…единить

2.

в…юнок

под…езд

от…езд

3.

п…ю

лис…я

бур…ян

4.

л…ёт

об…явление

вороб…и

5.

коп…ё

с…езд

кошач…и

6.

бар…ер

заяч…и

п…еса

2 вариант

1.

в…юга

лис…я

заяч…и

2.

в…юнок

под…езд

от…езд

3.

л…ёт

коп…ё

п…ю

4.

об…явление

с…ехать

бур…ян

5.

с…ёмка

раз…единить

вороб…и

6.

бар…ер

руж…ё

п…еса


Учитель:

— Соедините сплошной линией слова, в которых написали Ь. Те, у кого получилась фигура в виде Ь или 5, может поставить «5» за работу. А остальным повторить дома правило.

Подведение итогов

- Уважаемые научные сотрудники! Наш научный эксперимент подошёл к концу. Подведём итоги. Какая орфограмма сегодня нами была рассмотрена? Что вам было о ней уже известно? Какие новые научные сведения вы сегодня получили?

Рефлексия

- Выполнили ли вы задачи, поставленные в начале урока?

- Всё ли понятно по теме урока?

- Оцените свою работу и своих одноклассников на уроке.

- Оцените своё настроение (букет настроения)

Домашнее задание (учитель записывает на доске, ученики в дневники)




Технологическая карта урока русского языка
ФИО учителя Соркина Татьяна Ивановна
Школа МБОУ «Пригорская СОШ»
Класс 5
Тема Разделительные Ъ и Ь
Тип урока Урок систематизации ЗУН
Цель деятельности учителя Актуализация и восстановление знаний о правописании разделительных знаков, отработка умений правильного написания
Планируемые результаты

Предметные: знать правило употребления разделительных ъ и ь; уметь находить в словах разделительные ъ и ь; разграничивать ь разделительный и ь как показатель мягкости предшествующего согласного, правильно употреблять на письме разделительные ъ и ь; графически обозначать условия их выбора.

Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников.

Личностные: понимать роль языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.
Уровень подготовки Базовый
Методы и формы обучения Частично-поисковый и эвристический метод; индивидуальная, работа в парах, фронтальная формы работы
Технологии Игровая, здоровьесберегающая, работа в малых группах
Основные понятия Морфема, приставка, корень


Структура технологической карты

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы организации взаимодействия

УУД

Промежуточный контроль

1. Мотивация учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обуч-ся к усвоению изучаемого материала

Приветствие учащихся.

Обсуждение пословицы: «Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости».


Демонстрируют готовность к уроку. Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.

Фронтальная

Л.: положительно относятся к учению, познавательной деятельности.

П.: осознают учебно-познавательную задачу


2. Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы

С помощью элементов игры-путешествия ребята определяют тему и цели урока. (ролевая игра).

Выясняют назначение разделительных Ъ и Ь.

Работа со стихотворным текстом.

Работа со словами:

СЕМЬЯ (ср. СЕМЯ)

СЪЕСТЬ (ср. СЕСТЬ)


Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнёра высказывания. формулируют собственные мысли и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

Групповая

Л.: имеют мотивацию к учебной деятельности.

П.: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач анализ, синтез, сравнение, классификацию, устанавливают причинно-следственные связи.

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу.

К.: задают вопросы, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения


3. Выявление места и причины затруднения

Работа в парах

Работают в парах, обсуждают; затем составляем кластер; читают правило.


Задают вопросы для уточнения информации, работают в парах, составляют кластер

Работают в парах, составляют схему-помощницу (кластер)

Л.: осознают свои трудности и стремятся их преодолеть; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

П.: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Р.: осознают недостаточность своих знаний.

К.: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, осуществляют совместную деятельность в парах


Физкультминутка

4. Построение проекта выхода из затруднения

Беседа по вопросам. Сравнение схем. формулирование правила

Сравнивают составленный совместно кластер с новой схемой, добывают новую информацию; делают вывод; формулируют правило по плану

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнёра высказывания. Рассказывают об употреблении разделительных Ъ и Ь.

Фронтальная и индивидуальная

П.: извлекают необходимую информацию; систематизируют собственные знания.

Р.: планируют вместе с учителем необходимые действия, отвечают по плану.

К.: строят небольшое монологическое высказывание

Устные ответы. Вопросы для уточнения информации

5. Первичное закрепление

Выполнение упражнений, иллюстрирующих природу изучаемого явления

Упражнение 55 (выполняют по вариантам).

Диктант-молчанка (Воробьи, муравьи, листья, стулья, платье, ружьё, обезьяна, деревья, крылья, шампиньон)

Отвечают на вопросы. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи, выполняют упражнения

Индивидуальная

П.: выполняют учебно-познавательные действия, анализируют, классифицируют


6. Самостоятельная работа с самопроверкой

Выполнение упражнений

Самостоятельная работа обучающихся с карточками (2 варианта)

Выполняют упражнения

Индивидуальная

Р.: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления

Письменные работы

7. Включение в систему знаний и повторение

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание

Подводят итоги, делают выводы о написании разделительных Ъ и Ь

Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретённых знаний

Фронтальная

П.: приобретают умения использовать полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни.

Р.: оценивают свою работу; исправляют ошибки


8. Рефлексия

Заключительная беседа по вопросам


Определяют своё эмоциональное состояние (букет настроения)

Индивидуальная, групповая

П.: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Р.: учатся соотносить цели и результаты своей деятельности

К.: строят небольшое монологическое высказывание

Листы обратной связи



Приложение 1.













































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

25.10.2021 20:45
Бекниязова Надежда Марксовна @Nadejda_07
Спасибо за интересный материал.

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя