8 класс Геометрия Урок №7
Тема: Решение задач по теме: «Многоугольники».
Цель: систематизировать теоретические знания по теме «Многоугольники»;
совершенствовать навыки решения задач.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Учитель и ученики приветствуют друг друга. Выявляются отсутствующие
II. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель сообщает тему урока, формулирует цели урока
III. Актуализация знаний учащихся.
Устный теоретический опрос.
Учитель по очереди вызывает учащихся к доске. Первый ученик у доски рассказывает решение первой задачи. Учащиеся его слушают, затем исправляют ошибки. Таким же образом решить остальные задачи.
1) Начертите две фигуры, одна из которых является многоугольником, а другая – нет. Укажите вершины, стороны данного многоугольника.
2) Начертите выпуклый и невыпуклый четырёхугольники. У выпуклого четырёхугольника укажите противоположные вершины и противоположные стороны. Отметьте по две точки, принадлежащие внутренней и внешней области невыпуклого четырёхугольника.
3) Начертите выпуклый пятиугольник и укажите все его диагонали.
4) Что такое периметр многоугольника?
5) Чему равна сумма углов выпуклого п–угольника? Четырёхугольника? Каков план доказательства теоремы о сумме углов выпуклого п–угольника?
6) Как найти угол выпуклого п–угольника, если известно, что все его углы равны?
Три ученика получают карточки разного уровня сложности и работают самостоятельно во время проведения устного теоретического опроса.
I уровень сложности
Найдите сумму углов выпуклого восьмиугольника.
В четырёхугольнике АВСD противолежащие стороны параллельны, АВ=10 см,
ВС=14 см. Найдите периметр АВСD.
II уровень сложности
Сколько сторон имеет выпуклый п–угольник, если сумма его углов равна 540?
В выпуклом четырёхугольнике длины сторон относятся как 7 : 8 : 9 : 10, а его периметр равен 68 см. Найдите стороны четырёхугольника.
III уровень сложности
Найдите число сторон выпуклого многоугольника, если каждый угол равен 108.
Выпуклый четырёхугольник АВСD имеет две пары равных между собой смежных сторон: АВ=АD, ВС=CD, О – точка пересечения диагоналей четырёхугольника. Сравните периметры пятиугольников АВСОD и АВОСD.
IV. Проверка домашнего задания
Проверка решения домашней задачи.
Справившийся с заданием ученик записывает решение на доске. Заслушать перед решением задач.
V. Решение задач
1. Найдите число сторон выпуклого многоугольника, каждый угол которого равен 135.
Решение:
150 п = (п – 2) 180
150 п =180 п – 360
30 п =360
п = 12.
Ответ: 12.
2. Найдите сторону ВС четырёхугольника АВСD, если его периметр равен 22 см, сторона АВ на 2 см больше стороны ВС и на 2 см меньше каждой из сторон DA и CD.
Решение:
По условию РАВСD = АВ + ВС + СD + DA = 22 см,
ВС = АВ – 2 см,
СD = DA = АВ + 2 см .
Итак, 22 см = АВ + (АВ – 2) + 2(АВ + 2) = 4АВ + 2, откуда АВ = 5 см, а ВС = 3 см.
Ответ: ВС = 3 см.
Р ешить задачу № 367
Решение:
Пусть первая сторона равна х см, тогда вторая
сторона (х – 8) см, третья сторона равна (х+8) см, а
четвёртая сторона (3 (х – 8)) см. Периметр это
сумма длин всех сторон, поэтому
х + (х – 8) + (х +8) + 3 (х – 8) = 66
х = 15;
х – 8 = 7 см
х + 8 = 23 см
D 3 (х – 8) = 21 см.
Ответ: 15 см, 7 см, 23 см, 21 см.
VI. Самостоятельная работа обучающего характера
Рекомендуется дифференциальная работа
Задания самостоятельной работы для учеников с пониженным уровнем знаний:
ВАРИАНТ I | ВАРИАНТ II |
1. Найдите сумму углов выпуклого двенадцатиугольника. 2. В выпуклом пятиугольнике две стороны равны, третья сторона на 3 см больше, а четвёртая – в 2 раза больше первой стороны, пятая – на 4 см меньше четвёртой. Найдите стороны пятиугольника, если известно, что его периметр равен 34 см. | 1. Найдите сумму углов выпуклого тринадцатиугольника. 2. В выпуклом шестиугольнике три стороны равны, четвёртая – в 2 раза больше первой стороны, пятая – на 3 см меньше четвёртой, а шестая – на 1 см больше второй. Найдите стороны шестиугольника, если известно, что его периметр равен 30 см. |
Задания самостоятельной работы для учеников с базовым уровнем знаний:
ВАРИАНТ I | ВАРИАНТ II |
1. Сколько сторон имеет выпуклый многоугольник, если сумма его углов равна 2160? 2. Выпуклый четырёхугольник АВСD имеет две пары равных между собой смежных сторон: АВ=АD, ВС=СD, О – точка пересечения диагоналей четырёхугольника. Сравните периметры пятиугольников ABCOD и DCOBA. | 1. Сколько сторон имеет выпуклый многоугольник, если сумма его углов равна 2520? 2. Диагональ АС невыпуклого четырёхугольника АВСD разделяет этот четырёхугольник на два треугольника, причём АВВС, АВ= АD, DC = СD, а прямые, содержащие диагонали четырёхугольника, пересекаются в точке О. Сравните периметры пятиугольников ВСОDА и DCOBA. |
VII. Самопроверка задач самостоятельной работы
Ответы на задания самостоятельной работы для учеников с пониженным уровнем знаний:
ВАРИАНТ I | ВАРИАНТ II |
1. Ответ: 1800. 2. Ответ: 5 см, 5 см, 8 см, 10 см, 6 см. | 1. Ответ: 1980. 2. Ответ: 4 см, 4 см, 4 см, 8 см, 5 см, 5 см. |
Ответы на задания самостоятельной работы для учеников с базовым уровнем знаний:
ВАРИАНТ I | ВАРИАНТ II |
1. Ответ: 14 сторон. 2. Ответ: РABCOD = РDCOBA. | 1. Ответ: 16 сторон. 2. РВСОDА = РDCOBA. |
Критерии оценивания:
Оценка «5» правильно решены две задачи;
Оценка «4» одна из задач решена правильно, а при решении второй задачи допущены незначительные ошибки;
Оценка «3» правильно решена одна задача или при решении двух задач допущены незначительные ошибки.
Оценка «2» обе задачи решены неправильно.
VIII. Рефлексия учебной деятельности
Чему равна сумма углов выпуклого многоугольника?
Как вычислить угол выпуклого пугольника, если известно, что все ео углы равны?
Как найти число сторон выпуклого пугольника, если известна сумма его углов?
IX. Анонс домашнего задания
Решить задачи № 366
Решите дополнительную задачу:
Докажите, что сумма внешних углов выпуклого многоугольника не зависит от числа сторон многоугольника.
X. Оценивание учебной дейтельности. Подведение итогов урока
Учитель оценивает работу учащихся на уроке