СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Строение стебля"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коснпект урока с лабораторной работой

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Строение стебля"»

Тема урока: Строение стебля.

Цели урока:

а) обучающие: изучить внутреннее строение стебля растений; дать определения понятий – чечевички, пробка, кора, луб, ситовидные трубки, лубяные волокна, камбий, древесина, сердцевина, сердцевинные лучи; раскрыть взаимосвязь между особенностями строения стебля и выполняемыми функциями.

б) воспитывающие: формирование научного мировоззрения, эстетическое, экологическое

в) развивающие: продолжить формирование умений работы с натуральными объектами, анализировать, сравнивать, обобщать.

Оборудование: ветка липы, спил ствола липы (11 лет); таблица «Внутреннее строение стебля»; лупа, препаровальная игла, скальпель, лист бумаги или картона.

Методы обучения:

а) словесные: объяснение с элементами беседы

б) наглядные: демонстрация таблицы «Внутреннее строение стебля», демонстрация ветки липы, спила ствола липы

в) практические: наблюдение

Форма обучения и тип урока: урок-лабораторная работа

План урока

  1. Организационный момент (1 мин)

  2. Повторение пройденного (5 мин)

  3. Изучение нового (10 мин)

  4. Закрепление (22 мин)

  5. Домашнее задание (2 мин)

Ход урока

Здравствуйте, ребята, садитесь. Я рада приветствовать вас на нашем сегодняшнем занятии. Мы продолжим с вами разговор о строении растительного организма.

Итак, начнем наше занятие. Проверьте, пожалуйста, чтобы у каждого из вас были письменные принадлежности и рабочая тетрадь.

Для начала мы с вами проверим, насколько хорошо вы усвоили предыдущий урок по внешнему строению стебля. Я предлагаю решить вам небольшой тест с одним выбором ответа.

ТЕСТ

1. Что называют побегом?

А) стебель с расположенными на нем листьями и почками

Б) стебель с листьями

В) стебель с почками, цветками, листьями

Г) листья с почками

2. К функциям стебля не относится:

А) проводящая

Б) выносит листья к свету

В) запасающая

Г) удерживание растения в почве

3. Стебель – это

А) осевая часть надземного побега

Б) осевая часть подземного побега

В) осевая часть побега

Г) подземная часть растения

4. Что не относится к основным типам стеблей:

А)полутравянистый

Б) деревянистый

В) травянистый

5. Травянистые стебли существуют обычно:

А) 3 сезона

Б) 5 сезонов

В) 2 сезона

Г) 1 сезон

6. Травянистыми стеблями обладают:

А) нежные гибкие стебли трав и молодые побеги древесных пород

Б) нежные гибкие стебли трав

В) молодые побеги древесных пород

Г) древесные породы

7. Деревянистые стебли приобретают твердость благодаря:

а) кутину

б) лигнину

в) воску

г) слизистым веществам

8. К классификации по направлению роста не относится:

А) ползучие

Б) вьющиеся

В) плагиотропные

Г) прямостоячие

9. Большинство растений обладают ….. стеблями:

А) ползучими

Б) прямостоячими

В) вьющимися

Г) лазающие

10. Наиболее приспособленными к изменяющимся условиям среды относятся

А) древесные растения

Б) полудревесные растения

В) травянистые растения

11. Дайте краткую характеристику (направление роста, как укореняются) прямостоячим, вьющимся, лазающим, ползучим стеблям. Приведите по 2-3 примера на каждый тип стебля.

ОТВЕТ: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а, 5-г, 6-а, 7-б, 8-в, 9-б, 10-в, 11 – прямостоячие растут вертикально вверх (береза, кукуруза), вьющиеся, поднимаясь вверх, обвивают опору (вьюнок полевой, фасоль), лазающие поднимаются вверх, цепляясь за опору усиками или придаточными корнями (виноград, плющ), ползучие стелются по земле и могут укореняться в узлах (земляника, лапчатка).

Молодцы, ребята. Надеюсь, вы хорошо справились с заданием.

Итак, мы с вами повторили ранее изученный материал. Давайте же теперь перейдем к изучению новой темы. Ребята, я убедилась в том, что вы знаете строение побега, внешнее строение стебля и его особенности и можете определять это практически. Сегодня наш урок будет посвящен изучению внутреннего строения стебля растений.

В: Ребята, напомните мне, пожалуйста, какие виды растительных тканей нам известны?

О: Выделяют несколько видов растительных тканей: покровные, основные, механические, проводящие, запасающие и образовательные.

Правильно. Как мы с вами знаем, стебель – это осевая часть побега, который проводит и запасает питательные вещества, выносит листья к свету, на нем развиваются листья, цветки, плоды с семенами. Стебель выполняет главным образом опорную (механическую) и проводящую функции, обеспечивая наиболее благоприятное для фотосинтеза расположение листьев и двустороннее передвижение растворенных веществ (от корней к листьям, от листьев к другим органам). Кроме того, в стеблях могут откладываться запасные питательные вещества, вода (кактусы); часто стебель является ассимиляционным органом, служит для защиты растения от поедания животными (колючки боярышника, дикой груши), для вегетативного размножения. 

В: Чем же могут быть обусловлены эти функции?

О: Возможно, эти функции обусловлены внутренним строением стебля.

В: Молодец! Совершенно верное предположение.

В стебле выделяют следующие основные части: кора, камбий, древесина и сердцевина. Наружный слой коры покрыт кожицей, которая с возрастом заменяется более толстым слоем – пробкой. Пробка состоит из мертвых клеток заполненных воздухом. Кожица и пробка – это покровные ткани. В пробковом слое есть чечевички. Чечевички – мелкие бугорки с отверстиями, через них осуществляется газообмен. Пробка защищает внутренние слои стебля от испарения влаги, предохраняет от резких колебаний температуры, от проникновения пыли и болезнетворных микроорганизмов, от механических повреждений. По мере формирования пробки зеленый цвет побегов сменяется бурым – так происходит подготовка побегов к зиме. Под пробкой в коре находится луб. 

В: Давайте найдем в тексте, что является составной частью луба.

О: Луб состоит из лубяных волокон, которые выполняют механическую (опорную) функцию, и ситовидных трубок, которые проводят органические вещества к различным органам растения.

Ситовидные трубки – это вертикальные ряды вытянутых живых клеток, у которых поперечные стенки пронизаны отверстиями (как у сита). Лубяные волокна - вытянутые клетки с разрушенным содержимым и одревесневавшими стенками, представляют механическую ткань стебля.

Проводящие и механические элементы древесины и луба расположены вдоль стебля, а в поперечном направлении через древесину и луб проходят сердцевидные лучи, состоящие из ряда живых клеток. Луб и пробка это составные части коры.

Древесина – основная часть стебля. Она образована клетками механической ткани в виде древесных волокон, клетками основной ткани и клетками проводящих элементов – сосудов и трахеид.

Между древесиной и корой (лубом) залегает камбий – состоит из одного слоя узкий, длинных клеток образовательной ткани. В толщину стебель растет за счет деятельности клеток камбия. В сторону коры откладываются клетки луба, а в сторону древесины – новые клетки древесины.

В центре стебля находиться более рыхлый слой сердцевина. В сердцевине откладывается запас питательных веществ. Сердцевина состоит из крупных клеток основной ткани с тонкими оболочками. От седцевины в радиальном направлении через древесину и луб проходят сердцевинные лучи. Они состоят из клеток основной ткани и выполняют запасающую и проводящую функции.

Клетки древесины, образовавшиеся за весну и лето, составляют прирост, называемый годичным кольцом прироста. Годичные кольца появляются в результате того, что весной с началом сокодвижения камбий откладывает крупные клетки с тонкими оболочками. В конце лета у большинства деревьев образуются более мелкие клетки древесины с более толстыми оболочками. С глубокой осени и до весны следующего года деятельность камбия прекращается, а весной снова возобновляется. Мелкие осенние клетки отличаются от крупных ве­сенних клеток древесины следующего года, находящих­ся рядом с ними. Поэтому граница между соседними го­дичными кольцами на поперечном срезе древесины у многих деревьев хорошо заметна. Подсчитав с помощью лупы число годичных колец, можно определить возраст спиленного дерева или срезанной ветки.

По толщине годичных колец можно узнать, в каких условиях росло дерево в разные годы жизни. Узкие го­дичные кольца свидетельствуют о недостатке влаги, о за­тенении дерева и о его плохом питании. Как правило, с южной стороны годичные кольца на спиле ствола дерева шире, чем с северной.

По годичным кольцам удалось установить, что наиболее долговечными деревом можно считать баобаб, в Африке найдены экземпляры, возраст которых около 6 тыс. лет.

В строении стеблей травянистых и древесных растений много общего, но есть и различия. Давайте найдем эти отличия в учебнике в параграфе 26, начиная со стр.120

В: Итак, какие же различия можно выделить в строении стеблей травянистых и древесных растений?

О: Строения стебля травянистых растений отличается от строения стебля древесных пород тем, что у травянистых растений клетки не одревесневают, а механические ткани развиты слабо, также в стебле трав хорошо развита основная ткань.

Совершенно верно. Молодцы!

В: Давайте вспомним, какое значение в жизни растений имеет стебель?

О: В жизни растений стебель выполняет опорную, проводящую, запасающую, защитную функции.

Правильно. И для того, чтобы успешно выполнять все эти функции, необходимо согласованное действие всех структур и тканей стебля.

В: Давай вспомним, что же такое ткань?

О: Ткань – это группа клеток, сходных по строению и выполняемым функциям.

Совершенно верно. Итак, мы с вами изучили внутреннее строение стебля. Чтобы лучше усвоить новый материал я предлагаю заполнить в тетради таблицу «Внутренне строение стебля»

Структурная часть

Название ткани

Описание строения

Функции

Кора (кожица, пробка)

Покровная

Кожица образована одним слоем клеток, пробка - из мертвых.

Защитная, газообмен


Луб

Проводящая, запасающая, механическая

Внутренняя часть коры. Состоит из ситовидных трубок, лубяные волокна и группы клеток основной ткани.

Транспортная, запасающая

Камбий

Образовательная

Узкие длинные клетки с тонкими оболочками

Рост стебля в толщину

Древесина

Основная, проводящая, механическая

Образована клетками различной формы и величины: сосудами проводящей ткани, древесинными волокнами, клетками основной ткани.

Транспортная, опорная


Сердцевина

Основная, запасающая

Состоит из крупных тонкостенных неплотно прилегающих друг к другу клеток.

Запасающая


Сердцевинные лучи

Основная

Состоят из клеток основной ткани.

Запасающая, проводящая

Молодцы, ребята. Вы успешно справились с заданием. А сейчас давайте закрепим то, что мы с вами сегодня изучили. Для этого я предлагаю вам выполнить лабораторную работу. Обратите внимание на стр.119. Тема нашей лабораторной работы – «Внутреннее строение ветки дерева». В ходе лабораторной работы мы должны познакомиться с внутренним строением стебля на примере древесного растения (липы), научиться определять возраст растения по годичным кольцам. Инструктивная карточка к выполнению лабораторной работы размещена на стр.119 нашего учебника. Задания выполняем в той последовательности, которая указана в учебнике. Результаты лабораторной работы оформляем в тетради в виде рисунков и ответов на поставленные вопросы. Время на выполнение лабораторной работы – 17 минут.

Ребята, прежде, чем вы приступите к выполнению лабораторной работы, мне нужно показать вам, как правильно приготовить поперечный и продольный срезы ветки. Ребята, поперечный срез проходит перпендикулярно оси органа. Для того, чтобы сделать поперечный срез ветки, нам нужно взять скальпель. Будьте осторожны : скальпель очень острый! Теперь нам нужно отрезать часть ветки, которая перпендикулярна ее оси. Отрезать мы будем на листе бумаги, при этом старайтесь, чтобы обе ваши руки были свободны. Не следует опираться ими на стол или прижимать к груди. В результате, на поперечном сечении ветки у нас получится круг. Для того, чтобы сделать продольный срез, нам необходимо провести лезвием по радиусу оси (ровно по центру) органа, т.е. нашей ветки. В результате мы сможем изучить строение органа в продольном сечении. Обратите внимание, что работать нужно очень аккуратно.



Вот так выглядит продольный срез. В данном случае спил.

Вот так выглядит поперечный срез.

Ученики выполняют лабораторную работу. Учитель контролирует.

Итак, ребята. Мы с вами выполнили лабораторную работу. Теперь давайте обобщим то, что мы узнали.

В: Что же такое чечевички и какую роль они играют в жизни дерева?

О: Чечевички – маленькие бугорки с отверстиями, которые развиваются в пробке, хорошо заметные снаружи. Чечевички образованы крупными клетками основной ткани с большими межклетниками. Через них осуществляется газообмен.

В: Какие слои можно выделить на срезах ветки липы?

О: На срезах ветки липы можно выделить следующие слои: пробка, луб, камбий, древесина, сердцевина.

Итак, ребята, теперь давайте поговорим и вспомним то, что сегодня изучили. Для этого я предлагаю вам выполнить тестовую работу. Выберите один верный вариант ответа.

1.Осевая часть побега растения это

1) лист 2) стебель 3) цветок 4) корень.

2.Функция стебля

1) удерживает органы растения 2) запасает питательные вещества 3) проводит питательные вещества 4) все перечисленные функции верны.

4.Слой стебля, благодаря которому он растёт в толщину

1) сердцевина 2) древесина 3) камбий 4) луб.

5. Как называют слой стебля, в котором накапливаются питательные вещества

1) сердцевина 2) кожица 3) кора 4) камбий.

6.Что такое чечевички?

1) это листья 2) это место прикрепления листа 3) мелкие отверстия в стебле для осуществления газообмена 4) это пробка.

7.Луб – это

1) вытянутые клетки 2) внутренний слой коры 3) одревесневевшие клетки 4) мёртвые клетки.

8. Как называют слой стебля, который принимает участие в передвижении органических веществ по стеблю?

1) сосуды 2) сердцевина 3) древесина 4) луб.

9. Что такое годичное кольцо?

1) плотный широкий слой клеток 2) кольцо прироста клеток древесины образовавшийся весной, летом и осенью 3) ситовидные трубочки 4) узкие длинные клетки образовательной ткани.

10.Какую функцию выполняют сердцевидные лучи?

1) защитную 2) фотосинтезирующую 3) дыхательную 4) запасающую и проводящую.

11.Вместо точек вставьте пропущенные слова.

Побегом называют……. Вода и минеральные соли передвигаются по …..

12.Вместо точек вставьте пропущенные слова.

В состав луба входят…., …, …… Расположение почек и листьев на побегах называют …

Ответы: 1 – 2;2 – 4; 3 – 3; 4 – 1; 5 – 3; 6 – 2; 7 – 4; 8 – 2; 9 – 4; 10 – стебель с листьями и почками, сосудам; 11 – ситовидные трубки, лубяные волокна, клетки основной ткани, листорасположением.

Молодцы, ребята! Вы отлично справились с поставленными задачами. Итак, мы закрепили полученные нами знания. Теперь давайте перейдем к домашнему заданию. К следующему уроку вам нужно будет нарисовать спилы деревьев одного возраста, растущих в благоприятных и неблагоприятных условиях, а также нарисовать спилы деревьев, растущих к северу, в густом лесу, на поле.

Ребята, мне было очень приятно с вами работать. Спасибо за внимание. Урок окончен. Всего доброго. До свидания.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!