Урок по биологии 6 класс по учебнику В.В. Пасечника линия «Вертикаль» на тему: Влияние абиотических факторов среды на строение листа. Видоизменение листьев.(45мин)
Тип урока изучения нового материала
Оборудование: презентация, компьютер, мультимедийный проектор, комнатные цветы.
Учащиеся владеют:
• регулятивными УУД:
формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов (2 уровень);
преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместно с учителем (2 уровень);
• познавательными УУД:
собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя (1 уровень);)
• коммуникативные УУД:
• личностные УУД:
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижения:
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные УД | • опознают понятия «лист», «побег», «стебель» , «клетки» «ткань» адекватно используют их в собственной речи | 1 уровень — понимание, адекватное употребление в речи |
• рассказывают и показывают по таблице (особенности светолюбивых растений и теневыносливых, влаголюбивых и засухоустойчивых) | 2 уровень — воспроизведение |
• анализируя и оценивая факты, приходят к выводу о влиянии среды на растения | 3 уровень — реконструкция (преобразование) информации |
Регулятивные УУД | • самостоятельно преобразуют практическую задачу в познавательную, формулируют вопросы | 3 уровень — самостоятельное действие учащихся на основе усвоенного алгоритма действий |
• планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления | 3 уровень — самостоятельное действие у чащихся на основе имеющихся знаний о методах биологических исследования |
Познавательные УУД | • сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников | 2 уровень — совместные (групповые), выполняемые под руководством учителя действия учащихся |
Коммуникатив-ные УУД | • готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции | 1 уровень — высказывать свою точку зрения по инициативе учителя |
Личностные УУД | • осуществляют рефлексию своего отношения к содержанию темы | 2 уровень — выполнение учебного действия с использованием опорных слов |
Активизация познавательной деятельности учащихся связь с предыдущей темой.- 5 минут
Ребята, девиз нашего урока «Природа знает лучше…» это одно из экологических правил, которые сформулировал американский эколог Барри Коммонер
Как вы понимаете девиз нашего урока – природа знает лучше?
Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на уроке?
О чём может поведать этот слайд и предложенные вам растения: комнатные и дикорастущие?
Это кактусы, алое, бегония, монстера. (На них влияют условия, в которых они обитают)
Таким образом, какова тема нашего урока?
Формулируются учащимися задачи урока:
Закрепить знания о клеточном строении листа.
Расширить представление о видоизменениях органов цветкового растения.
Установить связь между особенностью строения органа и средой обитания.
Какие факторы называются абиотическими?
Вспомните, что к ним относится?
Для чего растениям необходим свет?
Изучение нового материала. 20мин.
Посмотрите на фотографию. Какая экосистема представлена на ней? Это луг. Какие абиотические факторы среды её определяют?
Растения открыты для солнца. Ветер. Влага меньше сохраняется. Как вы думаете, отражается ли это на строении листа?
Сравните рисунок слайда с рисунком учебника 31 страница 42 .
Рассмотрите листья, выросшие на свету и в тени.
Какой из них световой, а какой темновой?
Какие особенности строения характерны для каждого из них?
В чём смысл наличия у одного и того же растения одновременно и теневых и световых листьев?
Приведите примеры светолюбивых и теневыносливых растений. Слайд №10.
Как растения приспособлены к жизни в условиях недостатка влаги?
Посмотрите видеофрагмент о жизни растений и животных пустыни. Обратите внимание на растения, которые попали в кадр. Какие есть особенности строения у этих растений, помогающие жить в пустыне? Почему мелкие листья и листья колючки помогают выжить растениям в условиях недостатка влаги? Какие ещё приспособления к недостатку влаги встречается у растений пустынь? Запишем в тетрадь особенности растений засушливых мест. Слайд №16
А теперь другая картина-болото. Как обстоят дела с влагой здесь?
Попробуйте спрогнозировать особенности строения листьев растений в условиях переизбытка влаги?
У водных растений в мякоти имеется воздухоносная ткань.
Удостоверимся в этом. Вернёмся к учебникустр.41. Найдём описание этих листьев. Запишите признаки растений влажных мест. Работа с книгой.
Признаки растений влажных мест:
Лист крупный.
В кожице листа много устьиц.
На листе могут быть волоски с устьицами
У водных растений в мякоти имеется воздухоносная ткань.
Лабораторная работа(закрепление).-5мин.
Посмотрите внимательно на фотографии растений - постарайтесь определить: в каких условиях они росли у себя на родине.
На основании, каких признаков, вы это сделали? Слайды25-34.
Вывод: Растения приспособлены к жизни в определённых условиях среды.
В процессе приспособлений листья некоторых растений очень видоизменились.
Релаксация -2мин.
2 блок нового материала. 7мин.
Каковы главные функции листа? С какой целью они видоизменились? Для чего видоизменились органы цветкового растения? (для того, чтобы выполнить функцию не характерную этим органам) Слайд №35. Здесь есть на фотографии видоизменения?
Какую функцию выполняет колючка? Какую функцию выполняет усик гороха?
Есть растения, которые питаются насекомыми. Почему они это делают?
Венерина мухоловка флеш анимация. Слайд №39(щёлкнуть картинку)
Но не только на суше есть такие растения, они есть и в воде. Рассказ учителя о пузырчатке.
Закрепление нового материала. 3мин.
Посмотрите на стр.43 рис.32. Какие видоизменения представлены на рисунке?
Какие функции выполняют видоизменённые листья барбариса и тёрна, алоэ?
Закрепление- слайд №47
Укажите, какие растения представлены на рисунке и во что превращены их видоизменённые листья.
Чем обусловлены изменения листьев у этих растений?
Что изображено на рисунке слайд №50. Каковы причины этого видоизменения?
Подведение итогов урока. Рефлексия.-3мин.
Д/з. § 8. Составить кроссворд по теме урока не меньше 10 слов.
Урок по биологии 6 класс по учебнику В.В. Пасечника линия «Вертикаль» на тему: Строение стебля.
Тип урока изучения нового материала
Оборудование: презентация, компьютер, мультимедийный проектор, спилы древесных стеблей, ручная лупа..
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные УД | • опознают понятия «клетка», «кора», «камбий», «древесина», «сердцевина», «ткани» адекватно используют их в собственной речи | 1 уровень — понимание, адекватное употребление в речи |
• рассказывают и показывают по таблице (рисунку строение древесного стебля) строение | 2 уровень — воспроизведение |
• анализируя и оценивая факты, приходят к выводу о клеточном строении растений | 3 уровень — реконструкция (преобразование) информации |
Регулятивные УУД | • самостоятельная преобразуют практическую задачу в познавательную, формулируют вопросы(составление таблицы) | 3 уровень — самостоятельное действие учащихся на основе усвоенного алгоритма действий |
• планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления | 3 уровень — самостоятельное действие учащихся на основе имеющихся знаний о методах биологических исследования |
Познавательные УУД | • сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников | 2 уровень — совместные (групповые), выполняемые под руководством учителя действия учащихся |
Коммуникатив-ные УУД | • готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции | 1 уровень — высказывать свою точку зрения по инициативе учителя |
Личностные УУД | • осуществляют рефлексию своего отношения к содержанию темы | 2 уровень — выполнение учебного действия с использованием опорных слов |
Связь с предыдущей темой -10(6мин. Тест)
Тест: Выписать № правильных суждений.
1.Теневыеосливые растения имеют более зелёные листья, т.к. содержат больше хлорофилла.
2.Светолюбивые растения это растения открытых мест: лугов, полей.
3.У растений засушливых мест более крупные листья и много устьиц.
4.У растений засушливых местопушение и восковой налёт на листьях.
5.Колючки барбариса служат для меньшего испарения воды.
6.Суккуленты накапливают влагу в листьях.
7.Чешуйки мать и мачехи выполняют защитную функцию.
8.Значение усиков горохав том, что они образуютлишнюю площадь для фотосинтеза.
9.Венерина мухоловка- насекомоядное растение имеет листья ловушки.
10.Колючки кактуса выполняют только функцию защиты от поедания.
Ученики осуществляют взаимопроверка в парах.1мин.
Правильные ответы:1,2,4,6,9.
Нормы оценивания:
5ответов правильно-отлично
4ответа-хорошо
3ответа-удовлетворительно
2ответа-плохо
Что такое лист?
Какие функции он выполняет?
Что такое побег?
Почему его называют сложным органом?
Какие части ещё можно выделить в побеге?
Что такое почка?
Для чего она нужна растению?
Что такое стебель?
На этот вопрос мы пока не готовы ответить. Поэтому объект изучения сегодня будет именно стебель. Какова цель урока? Изучение клеточного строения стебля.
Что мы должны для этого сделать?
Формулируются задачи урока. – фронтальная работа с классом.
1.Изучить внутреннего строения стебля.
2.Выяснить какими видами тканей образованы внутренние части стебля.
3.Определить выполняемые функции каждой части стебля и особенности строения в связи с выполняемыми функциями.
2.Стебель осевая часть побега растения.(Изучение нового материала) 16минут
Он проводит питательные вещества, и выносит листья к свету. В стебле могут откладываться про запас питательные вещества, на нём развиваются листья, почки, цветки, плоды и семена.
Разнообразие стеблей. Разбор схем на слайдах №10,11,12. 2 мин.
Каковы функции стебля?
Функции стебля растений
Опорная. Основная функция стебля – опорная, ведь на нем располагаются листья и цветки, которые на него как бы опираются.
Транспортная. Мы с тобой уже знаем, что образовавшиеся в листьях вещества поступают ко всем частям растения. Каким путем они могут передвигаться? Конечно, по стеблю. Значит, стебель выполняет еще и транспортную функцию.
Синтезирующая. Какого цвета стебли травянистых растений и молодых побегов деревьев? Да, они зеленые. А это значит, что в зеленых клетках стеблей идет процесс фотосинтеза. Следовательно, стебель выполняет и фотосинтезирующую функцию.
Запасающую. В стеблях некоторых растений накапливаются и откладываются питательные вещества. Ведь именно из стеблей сахарного тростника получают сахар. Таким образом, мы выяснили четвертую функцию стебля – запасающую.
Такое количество функций, которые выполняет стебель, возможно только при сложном внутреннем строении.
Вот наш микроскоп, а вот срез молодой ветки дерева. Рассмотрим ветку, которой 2-3 года. Смотрите, слушайте и запоминайте.
Стебель взрослого растения состоит из следующих слоев клеток:
Класс делится на 6 групп . Каждой группе достаётся описание какой то части стебля. Интернет http://zavantag.com/docs/1628/index-10567.html?page=11. Группа рассматривает схемы, иллюстрации, описание в тексте §8 и рассматривает спил древесного стебля. Находит доставшуюся им для анализа часть стебля. Готовят отчёт о проделанной работе. По очереди отчитываются перед классом. (дополнительно презентация учителя) Все остальные заполняют таблицу.
кора (состоит из пробки и луба);
камбий;
древесина;
сердцевина.
Посмотри, снаружи наша ветка покрыта тонким слоем клеток. Это кожица стебля. Наша ветка еще не старая, поэтому кожица на ней сохранилась. На более старых ветках кожица отмирает и отшелушивается.
На кожице стебля есть небольшие бугорки с отверстиями. Их называют чечевичками. Через чечевички стебля, как и через устьица листа, происходит газообмен.
По мере роста стебля или ветки дерева, под кожицей образуется пробка. Клетки пробки мертвые и заполнены воздухом. Толщина пробкового слоя зависит не только от возраста растения, но и от того, к какому виду оно принадлежит. Самый толстый слой пробки образуется на стволах пробкового дуба. Пробка и кожица защищают внутренние ткани стебля.
Под слоем пробки (ближе к центру стебля) расположена кора. Ее крупные клетки сначала образуют многослойную первичную кору.
Ближе к центру стебля клетки коры как бы "вклиниваются" в ткань луба, образуя треугольники. Эти группы клеток называются вторичной корой.
Луб стебля состоит из разнообразных клеток. Во-первых, мы с тобой видим уже знакомые нам по строению корня и жилок листа ситовидные трубки.
А вот механические волокна луба. Волокна – это мертвые вытянутые клетки с одревесневшими оболочками. У некоторых растений волокна луба очень прочные и эластичные, например у льна и липы.
Если снять кору, вместе с которой снимется и слой луба, на поверхности оголенной ветки окажется влага. Что это? Это мы с тобой повредили нежные клетки камбия. Камбий тонким слоем располагается между лубом и древесиной. Часто его толщина – всего один слой клеток. Камбий обеспечивает образование новых клеток луба и древесины, именно таким образом стебель растет в толщину.
За слоем камбия располагается древесина. Она, как и луб, состоит из разных клеток. Древесина образует наибольшую по размеру часть стебля. Основной "строительный материал" древесины – сосуды. Это длинные трубки, образованные множеством мертвых клеток с одревесневшими оболочками.
Кроме сосудов, в древесине есть еще волокна, придающие ей прочность, и живые клетки, способные накапливать питательные вещества про запас.
Самое большое количество питательных веществ запасают в стебле клетки сердцевины.
Сердцевина образована крупными клетками, которые имеют тонкие оболочки. Клетки расположены рыхло. На работу отводится 8 минут.
Часть стебля | Название ткани | Особенности строения | Функции |
Кожица | | | |
пробка | | | |
кора | | | |
Камбий | | | |
Древесина | | | |
Сердцевина | | | |
Луб | | | |
Проверка заполнения таблицы.4мин.
Закрепление
Лабораторная работа-6 мин.
Зарисуйте спил вашего древесного стебля и подпишите все основные части стебля
Релаксация 1 мин
Теперь ты знаешь, как устроен стебель. Пора узнать, как же он "работает".
Проведем опыт.(рассказ учителя) слайд №21,22.
Отправляемся в нашу лабораторию. Как хорошо, что там у нас много разных комнатных растений! Сейчас нам понадобится бальзамин (это растение еще называют "Ванька мокрый"). Посмотри, какой у него стебель – водянистый и чуть прозрачный. Как раз то, что нам нужно. Веточек у него много, так что одну можно осторожно срезать.
Теперь нальем в стакан воду и добавим в нее красных чернил.
Опустим нижнюю часть ветки в стакан. Через 1 -2 часа посмотрим, что получится.
Смотри! В стебле бальзамина четко видны красноватые вертикальные прожилки. Да и в листьях жилки постепенно окрашиваются в красный цвет. Вот мы с тобой и нашли тот путь, которым вода поднимается по стеблю.
Теперь давай вынем веточку из раствора и сделаем горизонтальный срез стебля на два сантиметра выше прежнего среза. Что ты видишь?
В красный цвет окрасилась внутренняя часть стебля. Значит, вода поднимается от корней к листьям по древесине.
Тебе интересно узнать, как "работает" луб? Видишь, в углу стоит большой фикус?
Поэкспериментируем немного с одной его веткой.
Аккуратно снимем с нее кольцо коры и луба, обнажив древесину.
Осторожно обернем это место на ветке полиэтиленовой пленкой с влажным песком. Песок будем ежедневно смачивать.
С начала нашего эксперимента прошла неделя. Давайте осторожно развернем наш "компресс" и посмотрим, что там получилось. Видишь, над кольцевым надрезом ветка стала немного толще. Образовался так называемый наплыв. В этом месте скопились сахара, образующиеся в листьях. Значит, по лубу растворы сахаров движутся вниз от листьев и верхних частей стебля.
По лубу сахара поступают к цветкам, плодам, корням и подземным побегам.
Тест. Выписать номера правильных выссказываний. 7минут
Тесты выдаются на стол в распечатанном виде. Ответы пишуться на маленьких полосках бумаги.
1.Стебель боковой орган побега.
2.Стебли бывают древесные и травянистые.
3.Функции стебля: опора, транспорт, запасание и фотосинтез.
4.Невооружённым глазом можно выделить 3 части стебля: кора, древесина, сердцевина.
5.Снаружи стебель покрывает кора, состоящая изкрупных мёртвых клеток с тонкими стенками.
6.Камбий это образовательная ткань, которая обеспечивает рост стебля в толщину.
7.Древесина состоит из лубяных волокон и ситовидных трубок.
8.Древесина это основная часть стебля, состоящая из основной ткани
9.В коре располагаются ситовидные трубки и лубяные волокна.
10.У молодых стеблей покровная ткань представлена кожицей и пробкой.
Взаимопроверка. Оценивание.2мин.
Правильные ответы: 2,3,6,9,10.
Рефлексия. 2мин. Выставление самому себе баллов за разные виды работ на уроке.
В оценочную таблицу. Таблица сдаётся учителю.
Бал за д./з тест | Бал за ответы с места | Бал за ответ у доски | За л/р | Тест на усвоение н/м | Средний бал |
| | | | | |
Подведение итогов урока. Д/з §8 упр.32 стр.18 тетради на печатной основе.
Урок по биологии 6 класс по учебнику В.В. Пасечника линия «Вертикаль» на тему: Видоизменения побегов.
Тип урока изучение нового материала.
Оборудование: клубень картофеля, луковица репчатого лука, нож или скальпель, лупа ручная.
Презентация, проектор, компьютер
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные УД | • опознают понятия «клетка», «ткань»,«побег», «междоузлие», «стебель», почка адекватно используют их в собственной речи | 1 уровень — понимание, адекватное употребление в речи |
• рассказывают и показывают по таблице (рисунку строение побега, клубня и луковицы) строение | 2 уровень — воспроизведение |
• анализируя и оценивая факты, приходят к выводу о сходном строении побегов растений | 3 уровень — реконструкция (преобразование) информации |
Регулятивные УУД | • самостоятельно преобразуют практическую задачу в познавательную, формулируют вопросы | 3 уровень — самостоятельное действие учащихся на основе усвоенного алгоритма действий |
• планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления | 3 уровень — самостоятельное действие учащихся на основе имеющихся знаний о методах биологических исследования |
Познавательные УУД | • сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников | 2 уровень — совместные (групповые), выполняемые под руководством учителя действия учащихся |
Коммуникатив-ные УУД | • готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции | 1 уровень — высказывать свою точку зрения по инициативе учителя |
Личностные УУД | • осуществляют рефлексию своего отношения к содержанию темы | 2 уровень — выполнение учебного действия с использованием опорных слов |
Организационный момент-3мин.
Что изображено на рисунках слайда?(побеги) Теперь, когда ты уже достаточно знаешь о строении побегов, пора рассказать тебе и о том, насколько разными они могут быть. Этот урок познакомит тебя с прямостоячими и ползучими побегами, лианами и столонами. А еще ты узнаешь, почему клубни, луковицы и корневища тоже могут по праву называться побегами. Определяется тема урока. Цели и задачи урока.
Изучение нового материала-20мин.
Классификация побегов. Побег – самая изменчивая по своему виду часть растения. Порой бывает трудно сразу догадаться, что ты видишь именно побег. За примером далеко ходить не надо, достаточно вспомнить картофелины.
Проблемный вопрос:
Почему клубень картофеля можно считать видоизменённым побегом?
Есть растения, у которых подземные побеги очень недолговечны, как, впрочем, и сами эти растения-однолетки.
Такие подземные побеги называются столонами. На своей верхушке столоны сильно разрастаются и утолщаются. При этом на них образуются клубни.
На картофелине легко можно рассмотреть боковые почки. Их называют глазками. На старых, начинающих прорастать клубнях видна и верхушечная почка. В клубнях картофеля к концу лета скапливается большое количество крахмала.
Если у корневищ и клубней листьев почти нет, но очень хорошо развит стебель, то у луковицы все наоборот. Возьмем обычную луковицу лука. Лучше ту, которая уже долго хранилась. Разрежем ее вдоль на две половинки. Что ты видишь? Где стебель? Где листья? Где почки? Да вот же они!
Листья превратились в мясистые чешуи. Посмотри, как их много, какие они крупные. У луковиц именно в листьях-чешуях накапливаются питательные вещества.
Теперь поищем почки. Мы с тобой специально взяли старую луковицу, готовую вот-вот прорасти. В ней почки найти легче.
Видишь, как они спрятаны в самой середине луковицы под чешуями? Почки уже немного позеленели и готовы вырваться вверх на свободу от своих стражей – луковичных чешуй.
Но где же стебель?
А ты повнимательнее присмотрись, к чему прикрепляются листья и почки. Это и есть стебель! В луковице он совсем короткий и плоский. Такой стебель называется "донце".
Может быть, ты и не догадываешься, что луковицы есть не только у лука, но и у тюльпанов, лилий, нарциссов, гладиолусов и других многолетних травянистых растений.
Это была верхушечная почка. В луковицах многих растений образуется большое количество пазушных почек, из которых вырастают новые молодые побеги-луковички. Их особенно много образуется у чеснока и тюльпана. Садоводы называют такие луковички детками.
Релаксация -1мин.
Некоторые растения вместо наземных ползучих побегов имеют очень похожие подземные побеги – корневища. Да-да! Корневище – это не корень, а побег! Для того, чтобы убедиться в этом, давай рассмотрим внимательно корневище ландыша.
На корневище ландыша хорошо заметны очередно расположенные чешуйки. Они совсем светлые (белые или сиреневато-розовые у верхушки корневища). Это видоизмененные листья.
На корневище хорошо различимы узлы и междоузлия.
Если нам удастся извлечь из-под земли верхушечную часть подземного побега, то мы увидим верхушечную почку.
Из боковых почек в междоузлиях начинают свой рост придаточные корни. Теперь ты видишь, что корневище имеет все части побега, а значит, его никак нельзя считать корнем.
Помимо ландыша, хорошо развитые корневища имеют такие растения, как пырей, сныть, ирис, черника.
3.Закрепление
Выполните лабораторную работу стр.56 10 мин.
Зарисуйте клубень и луковицу,
подпишите их части,
сделайте вывод о том, почему мы их считаем видоизменёнными побегами.
Надземные видоизменённые побеги слайд №25,26,27.
4.Прочитать §10, заполнить таблицу.7мин.
В Видоизменённые побеги иВВиидоизменённый побег | Функции |
Кольраби-утолщённый стебель (междоузлия) | |
Боярышник-колючки | |
Усики винограда | |
Усы земляники | |
Проверка таблицы.1мин.
5.Рефлексия- 2мин. Подведение итогов урока
д/з §10-1мин.
Урок по биологии 6 класс по учебнику В.В. Пасечника линия «Вертикаль» на тему: Строение цветка. Соцветия.
Урок изучение нового материала.
Оборудование: презентация, проектор, компьютер, влажные препараты цветка яблони, препаровальная игла, лупа.
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные УД | • опознают понятия «генеративгый побег», «чашечка», «венчик» , «околоцветник», «цветоножка», «цветоложе», «растения однодомные и двудомные», «околоцветник простой и даойной», «цветок обоеполый и разнополый», «соцветие», « виды соцветий», «пестики», «тычинки»- адекватно используют их в собственной речи | 1 уровень — понимание, адекватное употребление в речи |
• рассказывают и показывают по таблице (рисунку строение цветка) строение | 2 уровень — воспроизведение |
• анализируя и оценивая факты, приходят к выводу, определяют виды цветков, типы соцветий | 3 уровень — реконструкция (преобразование) информации |
Регулятивные УУД | • самостоятельная преобразуют практическую задачу в познавательную, формулируют вопросы. Умеют читать формулу цветка и умеют её составлять. | 3 уровень — самостоятельное действие учащихся на основе усвоенного алгоритма действий |
• планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления | 3 уровень — самостоятельное действие учащихся на основе имеющихся знаний о методах биологических исследования |
Познавательные УУД | • сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников. Закрепляют умение составлять таблицу. | 2 уровень — совместные (групповые), выполняемые под руководством учителя действия учащихся |
Коммуникатив-ные УУД | • готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции. Обсуждение результатов заполнения таблицы. | 1 уровень — высказывать свою точку зрения по инициативе учителя |
Личностные УУД | • осуществляют рефлексию своего отношения к содержанию темы | 2 уровень — выполнение учебного действия с использованием опорных слов |
Активизация познавательной деятельности-1мин.
Это интересно знать!
Цветы – одно из самых великолепных творений Природы. Они разнообразны по цвету и запаху, форме и размерам.
Так, в Индонезии на острове Суматра в чаще тропических лесов можно найти удивительный гигантский цветок раффлезии. Раффлезия Арнольди – рекордсмен по размерам. Цветки этого растения в диаметре достигают 1 метра и весят около 7 килограммов. А развивается растение, имеющее такие цветки-гиганты, из самого обычного маленького семечка.
Самые маленькие цветки появляются на растениях ряски. Их размер – 5-6 миллиметров.
Древнейший ископаемый цветок был обнаружен в Австралии недалеко от Мельбурна. Его возраст составляет 120 млн. лет. Он был похож на цветок современного черного перца.
Связь с предыдущим материалом-3мин.
Назовите 2 основные части цветкового растения.
Почему побег называют сложным органом?
Какие виды побегов мы различаем?
Какие вы знаете видоизменённые побеги?
Как развивается клубень картофеля?
Почему его можно считать видоизменённым побегом?
Какое строение имеет луковица?
Почему луковица является видоизменённым побегом?
Как доказать, что корневище и луковица это видоизменённые побеги?
Какие надземные изменения побега вы знаете?
Какое строение имеет генеративный побег, который развивается из генеративной почки?
Определение темы урока, цели и задач.
Изучение нового материала. 15мин.
На одном из первых занятий мы с тобой узнали, что среди всех растений на нашей планете выделяют большую группу тех, у которых образуются цветки – это отдел цветковых.
Цветок – орган семенного размножения растений.
В результате развития цветка на его месте образуется плод, из семян которого развиваются новые растения, поэтому цветок и является органом семенного размножения растения. Давай рассмотрим строение какого-нибудь цветка. Что тебе больше всего нравится в цветах?
Наверное лепестки Они-то и отличаются великолепными красками и формой. Лепестки образуют венчик цветка.
Посмотри-ка еще раз на цветок. Его нежный венчик снизу окружен "юбочкой" из мелких зеленых листочков. Такие листочки есть и у многих других цветков. Они называются "чашелистики". Все вместе чашелистики образуют чашечку.
В центральной части каждого цветка находятся главные участники семенного размножения. Это тычинки.
И пестик.
Части цветка, располагающиеся вокруг тычинок и пестика, называют околоцветником.
На чем же держатся чашелистики и лепестки? На самом стебле? Нет, на верхушке цветоносного побега имеется утолщение, которое называется цветоложем. Вот к нему-то и прикрепляются все части околоцветника.
Мы узнали названия почти всех частей цветка. А как называется верхняя часть стебля, которая находится непосредственно под цветком? Это цветоножка, она не имеет настоящих листьев.
Теперь сравним венчик лютика и венчик колокольчика. Конечно, они различаются по цвету. А в чем еще различие?
У лютика венчик состоит из отдельных лепестков – это раздельнолепестный венчик.
А у колокольчика все лепестки срослись.
Такой венчик называется сростнолепестным.
Вот цветок дурмана. Его чашечка состоит из сросшихся чашелистиков Она сростнолистная.
А вот у астры каждый чашелистик сам по себе. Чашечка получается пушистая, как и сам цветок. Такая чашечка – раздельнолистная.
Околоцветник может состоять из чашечки и венчика, как у ромашки. Тогда он называется двойным.
Околоцветник может быть простым, если в нем невозможно выделить венчик и чашечку. Как у красавца тюльпана.
Чем же еще цветки разных растений отличаются друг от друга?
Среди цветов есть такие, у которых имеются только пестик или только тычинки. Их называют однополыми. Такие цветки есть, например, у огурца, кукурузы, тополя.
Те цветки, в которых есть только пестик, называют пестичными, или женскими.
А те, у которых имеются только тычинки, – тычиночными, или мужскими.
Большинство цветков являются обоеполыми, то есть, имеющими в своем строении тычинки и пестики.
Вот у огурца мужские и женские цветки расцветают на одном растении, как бы живут в одном доме. Такое растение называется однодомным.
А у тополя на одних деревьях живут только мужские цветки, а на других – только женские. Такое растение называется двудомным. Как раз женские растения тополя и засыпают нас в начале лета вездесущим пухом.
Самостоятельная работа с книгой 2мин.
Прочитайте раздел формула цветка страница 62 §11
Что мы понимаем под понятием формула цветка
Выпишите примеры формул цветков женского и мужского цветка огурца.
Что означает данная запись: ☼ Ч4Л4Т4+2П1
Составьте формулу цветка яблони по образцу. Лабораторная работа2мин.
Релаксация-отдых (упражнения для отдыха глаз)-1мин.
Изучение нового материала-2мин.
Смотри! Перед тобой на картинке подорожник. Ты думаешь, что его колосок, который поднимается над листьями на длинной ножке, – это цветок? Нет! Это не цветок, а соцветие.
Что такое соцветия?
Соцветия – это группы цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке.
Как же устроены соцветия?
В каждом соцветии можно выделить главную ось.
А в некоторых соцветиях есть и боковые оси.
Соцветия бывают простыми и сложными.
Если цветки расположены на главной оси, то это значит, что перед нами простое соцветие.
Если они находятся на боковых осях, то соцветие – сложное.
Биологическое значение соцветий в том, что мелкие, часто невзрачные цветки, собранные вместе, становятся лучше заметными, дают больше пыльцы и нектара и этим сильнее привлекают насекомых, переносящих пыльцу с цветка на цветок.
Прочитать §12 стр.66 заполнить таблицу.10мин.
Тип соцветия | Характерные признаки | Примеры растений |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Проверка заполнения таблицы.2мин.
Тест.5мин.
Решите правильны или неправильны предложенные вам выссказывания.
Выпишите номера правильных выссказываний.(2,4,5,7,9)
Взаимопроверка 1мин.
Рефлексия-1мин..
Подведение итогов урока.
Д/з §11-12,