СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Введение в программирование"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Введение в программирование". Содержит таблицы с начальными операторами.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Введение в программирование"»

ЗАНЯТИЕ 17


ТЕМА: Введение в язык программирования. Основные типы данных

ОЦ: Рассмотреть понятие языка программирования, структура программы, типы данных.

РЦ: Развивать научное и логическое мышление, память, внимание, познавательный интерес к учебе в целом и конкретной дисциплине.

ВЦ: Воспитывать усидчивость, аккуратность, вежливость, настойчивость.


ТИП УРОКА: сообщение и усвоение новых знаний

ВИД ЗАНЯТИЯ: Лекция – беседа

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ: плакаты, ПК


ХОД ЗАНЯТИЯ:

1.Вводная часть. (5мин)

2. Основная часть – изучение нового материала (60мин)

3. Закрепление (20 мин)

4. Д/з. (5мин)


План:

Проверка домашнего задания.

Объяснение новой темы.


1.Вводная часть.

Организационный момент: приветствие, отсутствующие, цель.


2.Основная часть

  1. История языка

  2. Типы данных

  • Целые

  • Вещественные

  • Символьные

  1. Выражения и операции

  2. Структура программы




3. Закрепление.

Подведение итогов


4. Д.з.

Лекция в тетради читать.










Введение в язык программирования. Основные типы данных.


Язык Паскаль был создан швейцарским программистом Никлаусом Виртом в начале 1970-х гг. как язык для начала серьезного изучения программирования. Вирт назвал его именем выдающегося француз­ского математика Блеза Паскаля (1623-1662 гг.). Паскаль постоянно совершенствовался, и сегодня его наибо­лее полно представляют версии Turbo Pascal 7.0, Borland Pascal 7.0, а также Object Pascal. По некоторым экспертным оценкам, в той или иной степени он изучается более чем в 65% учебных заведений мира.

Основные сведения о языке Паскаль.

Алфавит языка Паскаль состоит из букв русского и латинского алфавита, арабских цифр, знаков операций (+,-,*,/,=,,:=), ограничителей (. , : , ; , ',[],(), ). Действительные числа изображаются в естественной и полулогарифмической форме (например, 2Е+5 это 200000).

В языке Паскаль используются различные типы данных. Мы будем пользоваться некоторыми из так называемых стандартных типов данных:


Арифметические операции.











Основные математические функции.


Структура программы на Паскале.

В Паскале существует очень важное правило — любое имя (кроме ключевых слов), используемое в программе, обязательно должно быть предварительно описано. Описать имя — это означает, в первую очередь, присвоить ему со­ответствующий тип. Программа всегда начинается с заголовка:

programm ;

Имя программы выбирается произвольно, но оно не должно совпа­дать с каким-либо ключевым словом и должно быть уникальным.

Далее следует описательная часть, которая может включать в себя несколько разделов.

Раздел описания констант начинается с ключевого слова const, за которым следуют сами описания.

Например:


Обратите внимание, что комментарии здесь, в отличие от Бейсика, заключаются в фигурные скобки. Их можно размещать в программе везде, где есть пробелы. Это часто оказывается полезным для доку­ментирования программы, да и просто в качестве памятки. На работу программы комментарии никак не влияют.






























Раздел описания переменных начинается с ключевого слова var, за которым следуют сами описания. (Напомним, что переменные — это поименованные данные, которые в процессе работы программы могут принимать различные значения.) Например:

var {заголовок раздела описания переменных}

i: integer; {целая переменная типа Integer}

y:byte; {целая переменная типа Byte}

s:real; {вещественная переменная типа Real}

b67:char; {символьная переменная}

str:string; {строковая переменная}

R_T:boolean; {булевская (логическая) переменная}


Обратите внимание: после имени переменной всегда ставится двоето­чие, а любая команда в языке Паскаль заканчивается точкой с запятой.

Раздел описания типов начинается с ключевого слова type и вклю­чает в себя описания нестандартных (пользовательских) типов данных. Например, пусть нам для создания картотеки нужно описать такой тип данных, который включал бы поля avt (автор), nazv (название) и god (год издания). Такого типа среди стандартных явно нет, поэтому опи­шем свой. (Такие структуры называются записями — record.)




Итак, в описательной части, помимо описания подпрограмм, мо­гут иметься четыре раздела: const, var, type. Нужно помнить, что точка с запятой после названия раздела не ставится.

Основные операторы Паскаля.

Ввод данных — это передача информации от внешних уст­ройств в оперативную память. Вводятся, как правило, исходные данные решаемой задачи.

Вывод — обратный процесс, когда дан­ные передаются из оперативной памяти на внешние носители (принтер, дисплей, магнитные устройства и т.д.). Результаты ре­шения всякой задачи должны быть выведены на один из этих носителей.

Основными устройствами ввода-вывода у персонального ком­пьютера являются клавиатура и дисплей (экран монитора). Процедура ввода с клавиатуры имеет следующий формат:

Read{),

где — это последовательность имен перемен­ных, разделенных запятыми.

Слово read переводится как читать. (Точнее говоря, Read — это оператор обращения к стандартной процедуре ввода.)

Например,

Read(a,b,с,d)

При выполнении этого оператора происходит прерывание ра­боты компьютера, после чего пользователь должен набрать на клавиатуре значения переменных а, b, с, d, отделяя их друг от друга пробелами. При этом вводимые значения высвечиваются на экране. В конце нажимают клавишу Enter.

Пример:

Набираем на клавиатуре:

253.98 100 G (Enter)

Если в программе имеется несколько операторов Read, то дан­ные для них вводятся потоком, т.е. после считывания значений переменных для одного оператора Read данные для следующего оператора читаются из той же строки на экране, что и для предыдущего до окончания строки, затем происходит переход на следующую строку.

Набираем на клавиатуре:

18758 34 (Enter)

2.62E-02 1.54Е + 01 (Enter)

Другой вариант оператора ввода с клавиатуры имеет вид:

ReadLn ()

Здесь слово ReadLn означает read lineчитать строку. Этот оператор отличается от Read только тем, что после считывания последнего в списке значения для одного оператора ReadLn данные для следующего оператора будут считываться с начала новой строки.

ReadLn(А, В);

ReadLn(C, D);

то ввод значений будет происходить из двух строк

18758 34 (Enter)

2.62E-02 1.54E+01 (Enter)

Оператор вывода на экран (обращение к стандартной процеду­ре вывода) имеет следующий формат:

Write()

Здесь элементами списка вывода могут быть выражения раз­личных типов (в частности, константы и переменные).

Второй вариант процедуры вывода на экран:

WriteLn ()

Слово WriteLn — write line — означает писать строку. Его дей­ствие отличается от оператора write тем, что после вывода пос­леднего в списке значения происходит перевод курсора к началу следующей строки. Оператор WriteLn, записанный без парамет­ров, вызывает перевод строки.

В результате выполнения writeln после вывода информации курсор переводится на следующую строку. Результатом выполнения write (1); writeln; write(-2,3); будет 1

-2 3