ЗАНЯТИЕ 17
ТЕМА: Введение в язык программирования. Основные типы данных
ОЦ: Рассмотреть понятие языка программирования, структура программы, типы данных.
РЦ: Развивать научное и логическое мышление, память, внимание, познавательный интерес к учебе в целом и конкретной дисциплине.
ВЦ: Воспитывать усидчивость, аккуратность, вежливость, настойчивость.
ТИП УРОКА: сообщение и усвоение новых знаний
ВИД ЗАНЯТИЯ: Лекция – беседа
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ: плакаты, ПК
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.Вводная часть. (5мин)
2. Основная часть – изучение нового материала (60мин)
3. Закрепление (20 мин)
4. Д/з. (5мин)
План:
Проверка домашнего задания.
Объяснение новой темы.
1.Вводная часть.
Организационный момент: приветствие, отсутствующие, цель.
2.Основная часть
История языка
Типы данных
Целые
Вещественные
Символьные
Выражения и операции
Структура программы
3. Закрепление.
Подведение итогов
4. Д.з.
Лекция в тетради читать.
Введение в язык программирования. Основные типы данных.
Язык Паскаль был создан швейцарским программистом Никлаусом Виртом в начале 1970-х гг. как язык для начала серьезного изучения программирования. Вирт назвал его именем выдающегося французского математика Блеза Паскаля (1623-1662 гг.). Паскаль постоянно совершенствовался, и сегодня его наиболее полно представляют версии Turbo Pascal 7.0, Borland Pascal 7.0, а также Object Pascal. По некоторым экспертным оценкам, в той или иной степени он изучается более чем в 65% учебных заведений мира.
Основные сведения о языке Паскаль.
Алфавит языка Паскаль состоит из букв русского и латинского алфавита, арабских цифр, знаков операций (+,-,*,/,=,,:=), ограничителей (. , : , ; , ',[],(), ). Действительные числа изображаются в естественной и полулогарифмической форме (например, 2Е+5 это 200000).
В языке Паскаль используются различные типы данных. Мы будем пользоваться некоторыми из так называемых стандартных типов данных:
Арифметические операции.
Основные математические функции.
Структура программы на Паскале.
В Паскале существует очень важное правило — любое имя (кроме ключевых слов), используемое в программе, обязательно должно быть предварительно описано. Описать имя — это означает, в первую очередь, присвоить ему соответствующий тип. Программа всегда начинается с заголовка:
programm ;
Имя программы выбирается произвольно, но оно не должно совпадать с каким-либо ключевым словом и должно быть уникальным.
Далее следует описательная часть, которая может включать в себя несколько разделов.
Раздел описания констант начинается с ключевого слова const, за которым следуют сами описания.
Например:
Обратите внимание, что комментарии здесь, в отличие от Бейсика, заключаются в фигурные скобки. Их можно размещать в программе везде, где есть пробелы. Это часто оказывается полезным для документирования программы, да и просто в качестве памятки. На работу программы комментарии никак не влияют.
Раздел описания переменных начинается с ключевого слова var, за которым следуют сами описания. (Напомним, что переменные — это поименованные данные, которые в процессе работы программы могут принимать различные значения.) Например:
var {заголовок раздела описания переменных}
i: integer; {целая переменная типа Integer}
y:byte; {целая переменная типа Byte}
s:real; {вещественная переменная типа Real}
b67:char; {символьная переменная}
str:string; {строковая переменная}
R_T:boolean; {булевская (логическая) переменная}
Обратите внимание: после имени переменной всегда ставится двоеточие, а любая команда в языке Паскаль заканчивается точкой с запятой.
Раздел описания типов начинается с ключевого слова type и включает в себя описания нестандартных (пользовательских) типов данных. Например, пусть нам для создания картотеки нужно описать такой тип данных, который включал бы поля avt (автор), nazv (название) и god (год издания). Такого типа среди стандартных явно нет, поэтому опишем свой. (Такие структуры называются записями — record.)
Итак, в описательной части, помимо описания подпрограмм, могут иметься четыре раздела: const, var, type. Нужно помнить, что точка с запятой после названия раздела не ставится.
Основные операторы Паскаля.
Ввод данных — это передача информации от внешних устройств в оперативную память. Вводятся, как правило, исходные данные решаемой задачи.
Вывод — обратный процесс, когда данные передаются из оперативной памяти на внешние носители (принтер, дисплей, магнитные устройства и т.д.). Результаты решения всякой задачи должны быть выведены на один из этих носителей.
Основными устройствами ввода-вывода у персонального компьютера являются клавиатура и дисплей (экран монитора). Процедура ввода с клавиатуры имеет следующий формат:
Read{),
где — это последовательность имен переменных, разделенных запятыми.
Слово read переводится как читать. (Точнее говоря, Read — это оператор обращения к стандартной процедуре ввода.)
Например,
Read(a,b,с,d)
При выполнении этого оператора происходит прерывание работы компьютера, после чего пользователь должен набрать на клавиатуре значения переменных а, b, с, d, отделяя их друг от друга пробелами. При этом вводимые значения высвечиваются на экране. В конце нажимают клавишу Enter.
Пример:
Набираем на клавиатуре:
253.98 100 G (Enter)
Если в программе имеется несколько операторов Read, то данные для них вводятся потоком, т.е. после считывания значений переменных для одного оператора Read данные для следующего оператора читаются из той же строки на экране, что и для предыдущего до окончания строки, затем происходит переход на следующую строку.
Набираем на клавиатуре:
18758 34 (Enter)
2.62E-02 1.54Е + 01 (Enter)
Другой вариант оператора ввода с клавиатуры имеет вид:
ReadLn ()
Здесь слово ReadLn означает read line — читать строку. Этот оператор отличается от Read только тем, что после считывания последнего в списке значения для одного оператора ReadLn данные для следующего оператора будут считываться с начала новой строки.
ReadLn(А, В);
ReadLn(C, D);
то ввод значений будет происходить из двух строк
18758 34 (Enter)
2.62E-02 1.54E+01 (Enter)
Оператор вывода на экран (обращение к стандартной процедуре вывода) имеет следующий формат:
Write()
Здесь элементами списка вывода могут быть выражения различных типов (в частности, константы и переменные).
Второй вариант процедуры вывода на экран:
WriteLn ()
Слово WriteLn — write line — означает писать строку. Его действие отличается от оператора write тем, что после вывода последнего в списке значения происходит перевод курсора к началу следующей строки. Оператор WriteLn, записанный без параметров, вызывает перевод строки.
В результате выполнения writeln после вывода информации курсор переводится на следующую строку. Результатом выполнения write (1); writeln; write(-2,3); будет 1
-2 3