Конспект урока русского языка в 10 классе ( урок повторительно-обобщающий ).
Правописание гласных в корнях слов
Цели:
- знать условия выбора проверяемых гласных в в корне слова;
- Знать обязательный минимум слов с непроверяемыми безударными гласными;
- знать классификацию чередующихся корней и условия выбора гласных в них4
- Уметь различать проверяемые и чередующиеся гласные в корне слова;
- уметь правильно писать слова с орфограммами в корне;
- воспитывать любовь к родному языку;
- развивать речь, мышление, логику.
Оборудование: презентация, учебник, карточки.
Ход урока.
Организационный момент. ( проверка готовности к уроку и приветствие).
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Урок русского языка.
Жизнь пронесётся, как одно мгновенье,
Её цени, в ней черпай наслажденье.
Как проведёшь её, так и пройдёт.
Не забывай: она твоё творенье.
Омар Хайям
2. Возникновение мотивации.
- Сегодняшний урок мне хочется начать с чтения притчи. В ней содержится народная мудрость. Давайте её прочтём..
Путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил каждого, что он делает.
Первый ответил: «Толкаю эту тяжелую тачку, будь она проклята».
Второй сказал: «Зарабатываю на хлеб для своей семьи».
Третий гордо произнес: «Я строю прекрасный храм».
- Расскажите об отношении каждого рабочего к своему труду и о том, как каждый из них чувствует себя в жизни.
(Первый рабочий несчастен, т.к. для него труд – каторга; второй – спокоен, т.к. он трудится ради своей семьи (в его ответе – спокойное достоинство);
третий горд и счастлив, т.к. служит прекрасной цели.)
3. Актуализация знаний.
- Прочитайте эпиграф и подумайте, к чему призывает Омар Хайям
-Каким образом связана притча и высказывание? (без труда в жизни ничего не добиться)
- Всё в жизни зависит от нас, от нашего трудолюбия, от того, как мы достигаем поставленных целей
Я очень надеюсь, что сегодня мы будем работать в полную силу и наш совместный труд принесёт нам новые знания. Тему нашего урока попробуем определить после орфографической работы.
Работать вы будете в индивидуальных рабочих картах, в которых прописаны все этапы нашей работы и критерии оценивания каждого этапа. Подпишите листы. Также на столах находятся карточки, если вы быстро будите выполнять все задания, вы работаете в них, а в конце урока сдаёте вместе с картами.
Запишем небольшой орфографический диктант.
Пленительный, заря , слагаемое, равнина, согрешить, очарование, канонада, загореть, аромат, забирать, касательная, оптимист
Выделите корни, поставьте ударение
4. Определение темы и целей урока.
- Какие орфограммы встретились у нас в тесте?
- Как проверить безударную гласную в корне слова?
- Каково правописание непроверяемых гласных?
- Как верно написать слова с чередующейся гласной в корне?
- Попробуйте определить, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
-Какова наша тема? Запишем ее в тетради. (Правописание гласных в корнях слов).
5. Решение проблемы
- Определим план нашей работы, для этого составьте опорную схему, которая может нам помочь при рассмотрении данной орфограммы?
Безударные гласные в корне
Проверяемые | Непроверяемые Чередующиеся |
– Можно ли найти общий принцип написания букв в корнях? (вывод делают уч-ся)
6. Безударные гласные корня
-Начнём повторение с безударных проверяемых гласных в корне слова.
-Одной чертой подчеркните слова с проверяемой безударной гласной в корне слова Пленительный (плен), согрешить (грех), очарование (чары)
- Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в правописании безударной гласной в корне слова?
Безударные гласные корня проверяются ударением, т.е. в неударяемом слоге пишется та же гласная, что и в соответствующем ударяемом слоге однокоренного слова.
-Закрепим данную орфограмму, выполнив тест
1. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
разг..реться оштр..фовать
прил..гать прик..снуться к..ламбур
Ответ:_________________________
2.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
т..оретик забл..ставший
изб..рательный пер..одический предпол..гать
Ответ____________________________
3.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
рез..денция анн..тация
забл..стал р..стение скр..пучий
Ответ:_____________________
4. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
б..гаж оф..рмлять
оз..рило водор..сли зап..раются
Ответ: ___________________________
5. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
зат..мнённый комп..тентность
выт..раться р..шение бл..стеть
Ответ:_________________________
Проверим тестовую работу. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл. Максимальное количество 5 б. Занесли в шкалу оценок. Мы систематизировали наши знания о правописании проверяемых безударных гласных . НО
7. Непроверяемые безударные гласные корня
В русском языке существует много слов, корневые гласные у которых нельзя проверить ударением. Написание таких слов определяется по орфографическому словарю.
Сюда включаются как исконно русские, так и заимствованные слова. Вот некоторые из них: Абориген, антагонизм, бадминтон, бифштекс, бриолин, вестибюль, винегрет, волынка, диапазон, деликатес, дирижабль, демагог, иждивение, инициатива, кабала, криминология, кобура, макулатура, наваждение, обаяние, оказия, оптимизм, панорама, привилегия, палисадник, смятение, туннель
-Попробуйте проверить безударную гласную в корне слова. Значение всех слов вам понятны
-Запишите 5 слов, значение которых вам непонятны. Домашнее задание: из толкового словаря выписать в свой словарик значение этих слов.
-В нашей работе найдите слова , правописание которых надо запомнить, подчеркните волнистой линией.
канонада, аромат, оптимист
8. Корни с чередующимися гласными.
-Какие слова у вас остались не подчеркнутыми. заря, слагаемое, равнина, загореть, забирать, касательная
9. Создание проблемной ситуации.
Воспользуйтесь отработанным алгоритмом проверки безударных гласных ударением:
И проверим гласную в корне заря
Вывод:
Отработанный прием не дает результатов: на заданный вопрос получается два ответа. -----Какой же выход найти? (надо знать правило)
- Вспомним правописание корней с чередованием
Оцените свою работу до 5 баллов
-От чего может зависеть правописание корней с чередованием.
- Как появились корни с чередованием в русском языке, расскажет Алина
2. Одни из чередующихся корней возникли в результате влияния старославянского языка (например, корни рос-, ровн- являются русскими, а раст-, равн- старославянскими), другие отражают старое распределение глаголов по видам (глаголы несовершенного вида на -ать имели в корне а, а глаголы совершенного вида на -ить имели в корне о: излагать – изложить). Поскольку в древнерусском языке безударные гласные произносились почти так же, как и ударные (в корне слов росла, уложить, загорать на месте буквы о произносился звук [о], а не [а]), то и проблемы разграничения на письме этих вариантов корней не было. Основное правило об употреблении этих гласных в корне («в безударном слоге пиши ту же букву, которая выступает под ударением») нельзя распространять на правописание чередующихся корней».
Откроем учебник п.20 стр 65 , прочитаем теорию, дополним таблицу корнями с чередованием, которые не встретились в орфографическом диктанте. Работаем в парах, можете обсудить спорные моменты. Слова- исключения также заносим в таблицу.
Выбор гласной зависит от ударения | Выбор гласной зависит от последующих букв и сочетаний букв | Выбор гласной зависит от суффикса А, стоящего за корнем | Выбор гласной зависит от значения корня |
-ГОР- - -ГАР-, в безуд. положении О. Искл.: выгарки, изгарь, пригарь. | -ЛАГ- - ЛОЖ-, перед Г – А, перед Ж-О. Искл.: полог. | -БЕР- - БИР-, -ДЕР- - -ДИР, -МЕР- - - МИР-, -ПРЕ- - -ПИР-, -ТЕР- - - ТИР-, -БЛЕСТ- - -БЛИСТ- -ЖЕГ- - -ЖИГ-, -СТЕЛ- - -СТИЛ-, -ЧЕТ- - -ЧИТ-, в корне пишется И, если за корнем стоит суффикс А. Искл . : сочетать, сочетание. | -МАК- - «погружать в жидкость. -МОК- - «пропускать жидкость» |
- КЛОН- - -КЛАН-, в безуд. положении О. | -РАСТ_ - РАЩ- - РОС-, перед СТ-А, перед Щ-А, перед С-О. Искл.: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль. | -КОС- - -КАС-, в корне пишется А, если после корня стоит суффикс А. | -РАВН- -«равный, одинаковый, наравне». -РОВН- - «Ровный, прямой, гладкий». |
-ТВОР- - -ТВАР-, в безуд. положении О. Искл. : утварь. | - СКАК- _ -СКОЧ-_, перед К-А, перед Ч-О. Искл.: скачок, скачу. | | -ПЛАВ- -ПЛОВ- - только в словах пловец, пловчиха, -ПЛЫВ-, только в слове плывуны. В остальных слу-чаях пишется А. |
-ЗОР- - -ЗАР-, в безуд. положении А. Искл.: зоревать. | | | |
Расскажите о правописании корней с чередованием, которые нам сегодня не встречались.
10. Закрепление повторенного материала.
Закрепим данный материал, выполнив графический диктант
Я читаю слова и словосочетания, ваша задача определить слово в котором находится корень с чередующейся гласной и вписать в лист ответа только гласные буквы: а/о, е/и.
замирать от счастья
маленький росточек
поравняться с прохожим
постелить скатерть
непромокаемый плащ
написать изложение
слегка прикасаться
Зарница
Благотворительный
10. заниматься в секции
- Возьмите работу соседа. Выполним взаимопроверку. За каждый правильный ответ 1 б – максимально-10 баллов
Отметим получившийся результат в листе самоанализа.
11. Рефлексия учебной деятельности
– Какие затруднения мы испытали? Правописание слов с ошибками, объясните своему соседу.
-Мы обобщили и систематизировали знания о правописании корней. Давайте вернёмся к притче , которую читали в начале урока.
- Найдите слова с орфограммами, которые мы повторили на уроке. Докажите свою точку зрения. Объясните расстановку знаков препинания.
Путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил каждого, что он делает.
Первый ответил: «Толкаю эту тяжелую тачку, будь она проклята».
Второй сказал: «Зарабатываю на хлеб для своей семьи».
Третий гордо произнес: «Я строю прекрасный храм».
12 Домашнее задание. Параграф 19-20, упр.104, выучить таблицу, записать из толкового словаря значение 5 слов
13. Подведение итогов.
- О каких орфограммах мы сегодня говорили на уроке?
- Какими правилами мы пользуемся при выборе гласных в корне?
- Какую мудрость мы подтвердили?
Подведение итогов по «Карте самоанализа».
Урок окончен.
8