Тема: Размножение и развитие насекомых 7 кл
Цель - создание условий для формирования:
- основных понятий об особенностях размножения и развития насекомых;
- заинтересованности в учении, развития творческой активности, развития аналитического мышления, навыков извлечения учебной информации на основе сопоставительного анализа материала учебника, дополнительной литературы, умений перевода информации из одной знаковой системы в другую (текстовой информации в схему);
- основ экологической культуры, опыта равноправного сотрудничества учителя и ученика в процессе обучения, стимулировать развитие познавательного интереса.
Задачи:
- выявить в процессе групповой познавательной деятельности содержание ключевых понятий темы;
- совершенствовать умение работать с различными источниками информации, анализировать и делать выводы в процессе работы с текстом,
- способствовать развитию познавательного интереса к предмету и окружающему миру.
Планируемые результаты:
- личностные: осознание ценностей биологического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
- метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми; высказывать суждения, подтверждая их фактами;
- предметные: знать особенности организации насекомых, связанных с функцией размножения, познакомиться с типами постэмбрионального развития насекомых.
Универсальные учебные действия:
- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира,
- регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему,
- познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия,
- коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Вид урока: урок открытия нового знания.
Тип урока: комбинированный.
Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебник, дополнительная литература, раздаточный материал, технологические карты, коллекции насекомых.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Эпиграф на доске: «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию» (Я.А.Коменский).
Учитель: Как вы понимаете слова Я.А.Коменского? Сегодня мы попытаемся сделать этот день и урок счастливым.
2. Вспомним прошлый урок.
1 уч-ся Карточка: заполнить таблицу и сделать вывод об усложнении организации насекомых по сравнению с ранее изученными членистоногими.
2 уч-ся выполняет задание по ЭОР
3. Актуализация знаний
Учитель: Посмотрите, что же произошло с котом Леопольдом? Какая метаморфоза с ним произошла?
Что такое метаморфоз? (Мозговой штурм). Чтобы убедиться в правильности наших гипотез, давайте обратимся к различным словарям – Википедии слайд 3.
Попытаемся дать общее определение. Метаморфоз - это глубокая перестройка внутреннего и внешнего строения организма на протяжении его жизни.
4. Мотивация, создание проблемной ситуации.
Учитель: А сейчас мне хочется показать вам один из прекрасных метаморфозов. (Демонстрация видео «Рождение бабочки»).
С какими свойствами живого связан этот метаморфоз? (Размножение и развитие). А какое животное было показано? К какому классу оно относится? (Класс насекомые). Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь (Определение темы).
Тема урока: Размножение и развитие насекомых.
Учитель: А как вы думаете, все ли насекомые развиваются одинаково? (Целеполагание)
Цель: выяснить, как происходит развитие различных насекомых.
Учащиеся определяют формы работы на уроке
4. «Открытие» нового знания (Приложение 1).
1 задание: Особенности размножения насекомых
Каково строение половой системы насекомых. По наличию органов размножения насекомые (раздельнополые или гермафродиты) –
Тип оплодотворения -
Характерен ли для насекомых половой диморфизм?
Класс «Насекомые»: половая система.
Насекомые раздельнополы и нередко обладают резко выраженным половым диморфизмом. Половой диморфизм – это внешние отличия самцов и самок одного вида. Он сказывается в меньшей величине самца (у многих бабочек) или в совершенно иной расцветке обоих полов (например, у самца бабочки голубянки-икра крылья голубые, а у самки – тёмно-бурые), или же в еще более существенных признаках. Так, например, у самцов появляются на теле различные придатки (рог жука - носорога) или же некоторые органы получают у самцов более сильное развитие, чем у самок (громадные жвалы жука - оленя, более длинные усики дровосеков). Иногда только самцы крылаты, тогда как у самок крылья редуцируются или вовсе исчезают (некоторые пяденицы, бабочки - мешочницы).
2 задание. Бабочка – это гусеница в старости.
Развитие насекомых с полным превращением и неполным превращением
Изучите материал учебника. Какие стадии проходит насекомое при развитии с полным и неполном превращением?
Какие изменения происходят на каждой стадии? (Среда обитания, ротовой аппарат, внешнее строение, подвижность).
Составьте схемы, иллюстрирующую данные типы развития.
В чем заключаются метаморфозы у насекомых при развитии с полным превращением?
Прочтите материал таблицы. Укажите, какие отряды насекомых и представителей отрядов развиваются с полным превращением и с неполным превращением.
Составьте схему, иллюстрирующую ваши выводы.
Афиширование результатов работы.
Каждый представляет результаты своей работы, учащиеся фиксируют полученные знания в технологической карте урока (Приложение 3). На доске формируется общий кластер «Развитие насекомых».
Вывод: развитие насекомых может происходить с полным превращением и с неполным превращением. Метаморфозы при развитии с полным превращением наблюдаются в строении, образе жизни, типе питания, среде обитания. При развитии с неполным превращением изменения связаны с ростовыми процессами.
Физкультминутка стоя: называю насекомое, если у него полный тип превращения – повороты туловищем, если неполный тип превращения –повороты головой. Саранча, комар, бабочка капустница, жук, кузнечик, комнатная муха, моль, стрекоза, медоносная пчела, тля.
5. Первичное закрепление.
Работа с тестом «Закончи предложение» (Приложение 3)
Закончи предложение:
Процесс глубокой перестройки внутреннего и внешнего строения организма на протяжении его жизни называют метаморфоз.
Взрослая особь насекомых называется имаго.
Развитие включающая три стадии развития (яйцо, личинка, имаго) называют развитие с неполным превращением.
Развитие включающая четыре стадии развития (яйцо, личинка, куколка, имаго) называют развитие с полным превращением.
6. Включение «нового знания» в систему знаний.
Учитель: Обратите внимание на коллекции, после минутного обсуждения, определите тип развития насекомых, докажите верность своего высказывания. Прием ПОПС (Приложение 5).
Краткое выступление в соответствии с ПОПС – формулой, которая состоит из четырех элементов:
П – позиция (в чем заключается точка зрения) | я (мы) считаю(ем), что … |
О – обоснование (довод в поддержку позиции) | … потому, что … |
П – пример (факты, иллюстрирующие довод) | … например … |
С – следствие (вывод) | … поэтому … |
7. Вывод по уроку .Заполнить пропуски
Развитие насекомых происходит по-разному. В зависимости от числа стадий развития, у подавляющего большинства насекомых различают два основных типа метаморфоза: неполное и полное превращение. По этим двум типам превращения крылатые насекомые разделяются на две большие группы — насекомых с неполным превращением и насекомых с полным превращением. Следовательно, основная черта биологии насекомых — способ метаморфоза — явилась важнейшим критерием в их классификации.
8. Рефлексия.
Давайте вновь вернемся к эпиграфу нашего урока.
Эпиграф на доске:
«Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию»(Я.А.Коменский).
Можно ли данный день считать счастливым?
Что вы прибавили к своему образованию?
Какие новые факты вы узнали?
9. Домашнее задание: стр. 164-166. Составить сравнительную характеристику различных форм развития насекомых. Какая из форм развития является эволюционно более выгодной и почему
10. итоги урока.