СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока : размножение и развитие насекомых

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока разработан на базе ФГОС. Вид урока - открытие новых знаний, тип урока - комбинированный, типы деятельнсти учащихся на уроке - групповая.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока : размножение и развитие насекомых»

​Тема: Размножение и развитие насекомых 7 кл

Цель - создание условий для формирования:

- основных понятий об особенностях размножения и развития насекомых; 

- заинтересованности в учении, развития творческой активности, развития аналитического мышления, навыков извлечения учебной информации на основе сопоставительного анализа материала учебника, дополнительной литературы,  умений перевода информации из одной знаковой системы в другую (текстовой информации в схему);

- основ экологической культуры, опыта равноправного сотрудничества учителя и ученика в процессе обучения, стимулировать развитие познавательного интереса.

Задачи:

- выявить в процессе групповой познавательной деятельности содержание ключевых понятий темы;

- совершенствовать умение работать с различными источниками информации, анализировать и делать выводы в процессе работы с текстом,

- способствовать развитию познавательного интереса к предмету и окружающему миру.

Планируемые результаты:

- личностные: осознание ценностей биологического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

- метапредметные:  умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми; высказывать суждения, подтверждая их фактами;

- предметные: знать особенности организации насекомых, связанных с функцией размножения, познакомиться с типами постэмбрионального развития насекомых.

 Универсальные учебные действия:

- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира,

- регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему,

- познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия,

- коммуникативные:  умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Вид урока: урок открытия нового знания.
Тип урока: комбинированный.

 Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебник, дополнительная литература, раздаточный материал, технологические карты, коллекции насекомых.

  Ход урока:

1.   Организационный момент.

Эпиграф на доске: «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию» (Я.А.Коменский).

Учитель: Как вы понимаете слова Я.А.Коменского? Сегодня мы попытаемся сделать этот  день и урок счастливым.

2. Вспомним прошлый урок.

1 уч-ся Карточка: заполнить таблицу и сделать вывод об усложнении организации насекомых по сравнению с ранее изученными членистоногими.

2 уч-ся выполняет задание по ЭОР

3.  Актуализация знаний

Учитель: Посмотрите, что же произошло с котом Леопольдом? Какая метаморфоза с ним произошла?

Что такое метаморфоз? (Мозговой штурм). Чтобы убедиться в правильности наших гипотез, давайте обратимся к различным словарям – Википедии слайд 3.

Попытаемся дать общее определение. Метаморфоз - это глубокая перестройка  внутреннего и внешнего строения организма на протяжении его жизни.

4. Мотивация, создание проблемной ситуации.

Учитель: А сейчас мне хочется показать вам один из прекрасных метаморфозов(Демонстрация видео «Рождение бабочки»).

С какими свойствами живого связан этот метаморфоз? (Размножение и развитие). А какое животное было показано? К какому классу оно относится? (Класс насекомые). Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь (Определение темы).

Тема урока: Размножение и развитие насекомых.

Учитель: А как вы думаете, все ли насекомые развиваются одинаково? (Целеполагание)

Цель: выяснить, как происходит развитие различных насекомых.

Учащиеся определяют формы работы на уроке

4.    «Открытие» нового знания (Приложение 1).

1 задание: Особенности размножения насекомых

Каково строение половой системы насекомых. По наличию органов размножения насекомые (раздельнополые или гермафродиты) –

Тип оплодотворения  -

Характерен ли для насекомых половой диморфизм?

Класс «Насекомые»: половая система.

Насекомые раздельнополы и нередко обладают резко выраженным половым диморфизмом. Половой диморфизм – это внешние отличия самцов и самок одного вида. Он сказывается в меньшей величине самца (у многих бабочек) или в совершенно иной расцветке обоих полов (например, у самца бабочки голубянки-икра крылья голубые, а у самки – тёмно-бурые), или же в еще более существенных признаках. Так, например, у самцов появляются на теле различные придатки (рог жука - носорога) или же некоторые органы получают у самцов более сильное развитие, чем у самок (громадные жвалы жука - оленя, более длинные усики дровосеков). Иногда только самцы крылаты, тогда как у самок крылья редуцируются или вовсе исчезают (некоторые пяденицы, бабочки - мешочницы).

2 задание. Бабочка – это гусеница в старости.

Развитие насекомых с полным превращением и неполным превращением

Изучите материал учебника. Какие стадии проходит насекомое при развитии с полным и неполном превращением?

Какие изменения происходят на каждой стадии? (Среда обитания, ротовой аппарат, внешнее строение, подвижность).

Составьте схемы,  иллюстрирующую данные типы развития.

В чем заключаются метаморфозы у насекомых при развитии с полным превращением?

Прочтите материал таблицы. Укажите,  какие отряды насекомых и представителей отрядов развиваются с полным превращением и с неполным превращением.

Составьте схему, иллюстрирующую ваши выводы.

Афиширование результатов работы.

Каждый представляет результаты своей работы, учащиеся фиксируют полученные знания в технологической карте урока (Приложение 3). На доске формируется общий кластер «Развитие насекомых».

Вывод: развитие насекомых может происходить с полным превращением и с неполным превращением. Метаморфозы при развитии с полным превращением наблюдаются в строении, образе жизни, типе питания, среде обитания. При развитии с неполным превращением изменения связаны с ростовыми процессами.

Физкультминутка стоя: называю насекомое, если у него полный тип превращения – повороты туловищем, если неполный тип превращения –повороты головой. Саранча, комар, бабочка капустница, жук, кузнечик, комнатная муха, моль, стрекоза, медоносная пчела, тля.

5. Первичное закрепление.

Работа с тестом «Закончи предложение» (Приложение 3)

 Закончи предложение:

Процесс  глубокой перестройки  внутреннего и внешнего строения организма на протяжении его жизни называют метаморфоз.

Взрослая особь насекомых называется имаго.

Развитие включающая три стадии развития (яйцо, личинка, имаго)  называют развитие с неполным превращением.

Развитие включающая четыре стадии развития (яйцо, личинка, куколка, имаго) называют развитие с полным превращением.

6. Включение «нового знания» в систему знаний.

Учитель: Обратите внимание на  коллекции, после минутного обсуждения, определите тип развития насекомых, докажите верность своего высказывания. Прием ПОПС (Приложение 5).

Краткое выступление в соответствии с ПОПС – формулой, которая состоит из четырех элементов:


П – позиция (в чем заключается точка зрения)


я (мы) считаю(ем), что …

О – обоснование (довод в поддержку позиции)

… потому, что …

П – пример (факты, иллюстрирующие довод)

… например …

С – следствие (вывод)

… поэтому …

7. Вывод по уроку .Заполнить пропуски

Развитие насекомых происходит по-разному. В зависимости от числа стадий развития, у подавляющего большинства насекомых различают два основных типа метаморфоза: неполное и полное превращение. По этим двум типам превращения крылатые насекомые разделяются на две большие группы — насекомых с неполным превращением и насекомых с полным превращением. Следовательно, основная черта биологии насекомых — способ метаморфоза — явилась важнейшим критерием в их классификации.

8. Рефлексия.

Давайте вновь вернемся к эпиграфу нашего урока.

Эпиграф на доске:

«Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию»(Я.А.Коменский).

Можно ли данный день считать счастливым?

Что вы прибавили к своему образованию?

Какие новые факты вы узнали?

9. Домашнее задание: стр. 164-166. Составить сравнительную характеристику различных форм развития насекомых. Какая из форм  развития является эволюционно более выгодной и почему

10. итоги урока.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!