4. Актуализация опорных знаний. | Контроль за усвоением пройденного материала, развитие устной математической речи. | «…Математика – это цепь понятий: выпадет одно звёнышко – и не понятно будет дальнейшее». Проверим, насколько крепка цепь наших знаний. Какую тему мы изучали на прошлом уроке? - Какие числовые промежутки вы знаете? У вас на столах карточки с заданием, работать будем по вариантам, Задание: записать промежуток, изображённый на координатных прямых. Для сильных учащихся дополнительное задание. Проверять будем простым карандашом. Проверяем первый вариант: Учащийся, выполнявший работу на доске, читает получившийся числовой промежуток, а учащийся класса говорит верно, он записал или нет, если нет, то почему и исправляет ошибку. Аналогично проверяем второй вариант. Пожалуйста, оцените себя, поставив на оценочном листе себе отметку | Отвечают на вопросы учителя Два ученика выполняют задание на закрытой доске. Все проверяют выполненные задания. Отмечают результат своей работы в оценочном листе. | Развитие предметных и коммуникативных УУД Умение сравнивать результат своей деятельности с эталоном. Формирование грамотной устной математической речи. Умение оценить себя |
5. Определение темы и целей урока. | Принятие темы урока. Определение путей достижения цели. | У меня на доске два выражения: 5х – 11 = 4 5х – 11 4 - Как называется первое выражение? - Как называется второе выражение? - Вы умеете решать линейное уравнение? - Решите его устно - Назовите ответ уравнения? - Кто может записать решение на доске? - Вы умеете решать неравенства? Слайд 2 - Как вы думаете какова же тема нашего сегодняшнего урока? Откройте тетради, запишите число классная работа и тему урока - А какова наша главная цель урока? | Отвечают на вопросы учителя. Один учащийся записывает решение на доске Определяют название темы урока. «Решение неравенств с одной переменной» Делают записи в тетради Формулируют цель урока: Научиться решать неравенства с одной переменной. | Целеполагание. Обсуждение и, формулирование темы и целей урока. |
6. Открытие новых знаний | Активизация мыслительных операций | Скажите мне, какая математика без них? О тайне всех неравенств, вот о чём мой стих. Неравенства такая штука – без правил не решить! Мы тайну всех неравенств попробуем открыть. Слайд 3 - А вы знаете, что понятиями неравенства пользовались уже древние греки. Например, Архимед (III в. до н. э.), занимаясь вычислением длины окружности, указал границы числа . - А вот символы нестрогого неравенства и ≥ были введены в 1734 году французским математиком Пьером Буге́ром. И чтобы продолжить открывать тайны неравенств, Давайте вернёмся к нашим выражениям уравнению и неравенству. У вас на партах лежит таблица, в которой есть вопросы про уравнение и про неравенство, часть таблицы ответы на вопросы про уравнение уже заполнена, а ответы на вопросы про неравенство вам предстоит заполнить Слайд 4 Вопросы | Уравнение с одной переменной | Неравенство с одной переменной | 5х –11= 4 | 5х –114 | Что значит решить..? | Решить уравнение - значит найти все его решение или доказать, что их нет | Решить неравенство – значит найти все его решения или доказать, что их нет | Что является решением...? | Решением уравнения с одной переменной называется значение переменной, которое обращает его в верное равенство | Решением неравенства с одной переменной называется значение переменной, которое обращает его в верное числовое неравенство. | Что называется равносильным..? | Уравнения имеющие одни и те же решения | Неравенства, имеющие одни и те же решения | Какими свойствами пользуются при решении…? | Если из одной части уравнения перенести в другую слагаемое с противоположным знаком, то получится равносильное ему уравнение. Если обе части неравенства умножить или разделить на одно и то же число, то получится равносильное ему неравенство. | Если из одной части уравнения перенести в другую слагаемое с противоположным знаком, то получится равносильное ему уравнение. Если обе части неравенства умножить или разделить на одно и то же положительное число, то получится равносильное ему неравенство. Если обе части неравенства умножить или разделить на одно и то же отрицательное число, изменив при этом знак неравенства на противоположный, то получится равносильное ему неравенство. | Для этого мы воспользуемся учебником п. 34 на стр. 186. Пожалуйста, самостоятельно найдите ответы на вопросы в учебнике и аккуратно карандашиком отметьте их. Итак, проверяем и читаем таблицу полностью. - Что значит решить уравнение? - А что значит решить неравенство? - Что является решением уравнения? - А сколько значений переменной может получиться при решении уравнения? - А что является решением неравенства? - А сколько значений переменной может получиться при решении неравенства? - Что называется равносильным уравнением? - А что называется равносильным неравенством? - Какими свойствами пользуются при решении уравнения? - А какими свойствами пользуются при решении неравенства? - А теперь давайте сравним ответы на все вопросы, о неравенстве с одной переменной и об уравнении с одной переменной, какую тайну мы открыли о неравенствах с одной переменной в сравнении с уравнением? - На что надо обратить особое внимание при решении неравенств, чего нет при решении уравнений? - Как говорил римский баснописец первой половины I в. н. э. Федр: «На примерах учимся», давайте попробуем решить наше неравенство, с помощь полученных знаний. - При мы решении неравенства получили множество значений переменной х - Изобразите это множество решений на числовой прямой, ответ запишите в виде числового промежутка и прочитайте его. Слайд 5 Давайте обобщим наши знания и составим алгоритм решения неравенств. 1. Решить неравенство, как линейное уравнение с помощью свойств. 2. Изобразить множество значений переменной на координатной прямой. 3. Записать ответ неравенства в виде числового промежутка. Алгоритма решения неравенств в учебнике у вас нет, поэтому я вам даю его напечатанный на листочках, вложите его себе в тетрадь и запомните. Заполните свой оценочный лист, как вы работали на этапе изучения нового материала, для этого вам поможет таблица на слайде. Слайд 6 Я всё понял и смогу сам решать | 5 | Я всё понял, но сам решать немного затрудняюсь | 4 | Я немного понял, но для решения мне требуется помощь | 3 | Я ничего не понял и не смогу ничего решить | 2 | | Рассматривают таблицу Отвечают на вопросы учителя. Заполняют таблицу по учебнику. Делают вывод, что неравенство с одной переменной надо решать по такому же алгоритму, как и уравнение с одной переменной, используя свойства равносильности. Отвечают на вопрос: При делении или умножении на отрицательное число, знак неравенства меняется на противоположный, а в уравнении знак равно сохраняется. Один учащийся пробует решить неравенство на доске, остальные записывают решение в тетрадь. Один учащийся выполняет задание на доске, остальные в тетради. Составляют алгоритм и кладут алгоритм в тетрадь Заполняют оценочный лист | Работа с литературой, заполнение таблиц, анализ, обобщение. Развитие коммуникативных УУД инициативное сотрудничество. Формирование грамотной устной математической речи. Умение работать самостоятельно Умение оценить себя. |
7. Первичное закрепление нового материала | Практическое усвоение учебного материала | Ну а теперь попробуйте самостоятельно применить полученные знания на примерах из учебника, пользуясь алгоритмом. Слайд 7 алгоритм решения неравенств. Стр. 189 № 835 выполним по рядам, 1 ряд решает 1 стр. 2 ряд - 2 стр. От каждого ряда по одному выполняют на доске Проверяем, 1 ряд поднимите руку, кто согласен с решением на доске, кто не согласен расскажите, в чём ваше несогласие. Аналогично проверяем 2 ряд Оцените себя, поставив отметку в оценочном листе на этапе решения неравенств. | Двое учащихся выполняют работу на доске, остальные в тетради | Умение работать самостоятельно. Умение сравнивать результат своей деятельности с эталоном. |