| Проверка понимания способа действия. | Коллективное выполнение упражнения. – Назовите и выпишите однокоренные слова. (Как-то много лет назад Посадили дивный сад Не был этот сад фруктовым Был он только словом. Это слово, слово – корень Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новым слов. Вот из сада вам рассада. Вот ещё посадки рядом. А вот садовод Иль садовник к нам идёт. Очень – очень интересно Погулять в саду словесном! – Почему вы так считаете? – К какой части речи относится каждое слово? – Выделите корень в словах. – Что заметили? – От какого корня образовались слова: рассада, посадки, садовод, садовник. - Назовите корень в этих словах. Что вы заметили? (корни в однокоренных словах чаще всего пишутся одинаково) | Доказательство | Дает образец короткого доказательства | Объясняют написания слов, делают выводы. | Познавательные: - выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства; Регулятивные: - составление плана и последовательности действий. |
Гимнастика для глаз | Снятие усталости с глаз | -Видео Собрались у воды родственники…. (видео) - Кто же оказался чужаком среди родственников Воды? -Почему гости не сразу заметили чужака? -А найти родственников поможет словарь О.Д.Ушаковой «Однокоренные слова». С корнем «вод» можно найти более 100 слов. -Какие слова называются родственными? Прочитайте правило самостоятельно и скажите, как называется общая часть родственных слов. Почему корень – главная часть родственных слов? - Расскажите правило друг другу. | Просмотр видео . | Организует выполнение гимнастики для глаз | Выполняют гимнастику для глаз по упражнениям из видео. Общая часть – дом, все слова близки по значению: домик – маленький дом, домище – большой дом, домишко – небольшой плохой дом. (Ответы детей) Корень. В нём лексическое значение всех родственных слов | Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, коррекция. Познавательные: общеучебные- самостоятельное создание алгоритма деятельности, осознанное построение речевого высказывания. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества |
Первичное закрепление нового материала | Развитие умения распознавать и подбирать однокоренные слова, | На листах Игра «Выбери пару». Соединить пары однокоренных слов. – Какими частями речи являются эти слова? Работа в парах. 1ряд-лес 2ряд-сад 3ряд-гриб Если не можете справиться с заданием, то можно воспользоваться стихотворением и выписать однокоренные слова. Творческая работа. –Из-под снега вышел друг И весной запахло вдруг. (подснежник) Они занесены в Красную книгу -А, лёгкий весенний ветерок дунул и разбросал по поляне слова из предложения. Поможем вернуть весеннюю поляну. На л…сной п…ляне расцв…ли первые подснежники. Найдите главные члены предложения. Письмо по памяти. Белый цв..точек Гла..ки распахнул, Нежный лепесточек Со…нцу прот..нул. –Легенда гласит: «Однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну. Но смелый подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнышко заметило подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне». | Самостоятельная работа, рефлексия, контроль. Работа в парах. | Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями | По очереди соединяют слова, доказывая. Один человек объясняет решение группы у доски. Производят взаимопроверку, рефлексию | Регулятивные: - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств; Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; - оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор; Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
| | (На столах лежат карточки с заданиями.) Найти среди слов только родственные слова, выделить в них корень. Зачеркнуть лишнее слово. Объяснить по какому признаку вы его зачеркнули. Карточка: Белка, беленький, белить Водяной, вода, водить Лист, лиса, лисёнок Лось, лоскут, лосёнок Горный, горка, городок Пёс, песочный и песок | Работа в группе | Организует рефлексию | Выполняют в группах творческое задание, обсуждают, советуются, отстаивают свое мнение. | Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Подведение итогов. Рефлексивно-оценочный этап. | Обеспечение позитивного настроя на получение знаний | - Какая цель была на уроке? Достигли ли мы её? - Что такое корень слова? - Как правильно определить корень в слове? - Какие слова называются однокоренными? - Каковы признаки однокоренных слов? Было интересно… Я научился... Было трудно… Кто доволен своей работой на уроке? Оценить. –Спасибо за урок. | Рефлексия, КОД | Обеспечивает положитель ную реакцию учащихся на уроке русского языка | Получают позитивный настрой от урока | Регулятивные: - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; - осуществлять итоговый контроль Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. - проявлять активность в деятельности. |