СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка "Члены предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в специальной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Члены предложения"»

Рудиченко Елена Владимировна. Конспект урока русского языка в 7 классе специальной (коррекционной) школы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Тема урока: «Члены предложения»

Цель: работа с понятием члены предложения.

Задачи урока:

1) образовательная: вырабатывать навыки и умения в составлении предложений с однородными членами, в нахождении однородных членов в готовых предложениях;
2) развивающая: развивать речь, память, внимание, наблюдательность, самостоятельность;
3) воспитательная: воспитывать сознательное отношение к учебе, интерес к изучению русского языка.

Методы обучения: деятельностный, наглядно-словесный.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: учебник «Русский язык» для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, карточки с заданиями, слайды презентации урока.

ХОД УРОКА


I. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА И РАБОЧИХ МЕСТ УЧАЩИХСЯ.

1. Приветствие учителя и учащихся.

2. Проверка наличия на рабочих столах необходимых предметов: книга, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, ластик.

3. Запись в тетради даты.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

- Внимательно рассмотрите рисунок на странице 328.

- На какую тему этот рисунок (весенние хлопоты, дети мастерят скворечник).

- Составьте предложения к рисунку.

- Наступила весна. Скоро прилетят перелетные птицы. В нашем саду поселятся скворцы.

- Прочитайте стихотворение на странице 328:

Мы не зря весь день пилили

И стучали у крыльца.

Мы с Алёшкой смастерили

Дом с окошком для скворца.

Прилетай, дружок-скворец,

Посмотреть на свой дворец.

- У вас на столах карточки со схемами. Покажите мне карточку, на которой изображена схема предложения с обращением.

, О, ….



- Найдите в стихотворении и прочитайте предложение с обращением. Докажите правильность своего выбора.

- Прилетай, дружок-скворец, посмотреть на свой дворец. Дети обращаются к птице, называют его дружок-скворец.

- Покажите мне карточку, на которой изображена схема предложения с однородными членами.

О и О



- Найдите в стихотворении и прочитайте предложение с однородными членами. Докажите правильность своего выбора.

- Мы не зря весь день пилили и стучали у крыльца. К подлежащему мы относятся два сказуемых пилили, стучали. Оба они отвечают на вопрос что делали?

- Каким членом предложения являются однородные члены.

- Это сказуемые.

- Запишите в тетрадь предложение с однородными членами, подчеркните их.

(Для более сильных детей дополнительное задание – нарисовать схему предложения).

ПРОВЕРКА ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ, ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК С КОММЕНТАРИЯМИ (при необходимости).


III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ УРОКА.

- Ребята, только что вы работали с предложением, в котором два слова относятся к одному и тому же члену предложения и отвечают на один и тот же вопрос. Произнесите еще раз, как называются такие члены предложения.

- Это однородные члены предложения.

- Дополните объяснение, записанное на доске (слайде):

Однородные члены предложения относятся к одному и тому же …. в предложении и отвечают на один и тот же …..





- Однородные члены предложения относятся к одному и тому же слову в предложении и отвечают на один и тот же вопрос.

- Кто может сказать, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

ВЫВОД: сегодня на уроке мы будем говорить об однородных членах предложения.


IV. РАБОТА НАД НОВОЙ ТЕМОЙ.

  1. Работа с учебником.

- Откройте учебник на странице 244, упражнение 319. Прочитайте предложения.

1. Из калиток, из подъездов, из ворот рано утром отправляется народ.

2. Пассажир сдавал в багаж сумку, шляпу, саквояж.

3. Девчонки котенка любят, голубят, ласкают, таскают.

4. Эта серенькая мышка любит сыр, печенье, книжки.

5. В зёрнышке-малышке прячутся бублики, пирожки, пышки.

6. Дедке, бабке, внучке, Жучке, кошке мышка помогла.

7. К нам шлет весна своих гонцов – крикливых, радостных скворцов.

- Назовите в каждом предложении однородные члены, при ответе используйте образец:

Отправляется (откуда?) из калиток, из подъездов, из ворот.




- Выпишите из каждого предложения однородные члены по образцу, подчеркните однородные члены, пользуясь памяткой-схемой.





ПАМЯТКА-СХЕМА

В работе с предложением используй следующие обозначения:

кто? что? – подлежащее

что делает? – сказуемое


другие вопросы – второстепенные члены предложения

----------------------








ПРИМЕЧАНИЕ: к доске выходят учащиеся, умеющие хорошо читать.

Запись на доске и в тетради будет выглядеть таким образом:

Отправляется (откуда?) из калиток, из подъездов, из ворот.

---------------- ----------------- ------------

Сдавал (кого? что?) сумку, шляпу, саквояж.

---------- ---------- ----------

Девчонки (что делают?) любят, голубят, ласкают, таскают.

Любит (кого? что?) сыр, печенье, книжки.

------ -------------- --------------

Прячутся (кто? что?) бублики, пирожки, пышки.


Помогла (кому?) дедке, бабке, внучке, Жучке, кошке.

--------- -------- -------- --------- --------

Скворцов (каких?) крикливых, радостных.

---------------- ---------------












- Какие знаки препинания стоят между однородными членами?

- Между однородными членами предложения стоят запятые.

- Начертите схемы однородных членов к 1,2,4, 5 предложениям. Пользуйтесь памяткой-схемой:

ПАМЯТКА-СХЕМА

В работе с предложением используй следующие обозначения:

О, О, О - однородные члены предложения.







Запись на доске и в тетради будет выглядеть таким образом:

  1. О, О, О…

  2. О, О, О.

  3. О, О, О.

  4. О, О, О.






- Что общего в предложениях?

- В каждом из них по три однородных члена предложения.

2. Познакомься со словом и его значением.

- Посмотрите на предложенную вам картинку. Что на ней изображено?

- На картинке изображен чемодан.

- Что такое чемодан? Прочитайте в книге на странице 246 значение слова чемодан.

- Чемодан – прямоугольный ящик с откидной крышкой и ручкой. Используется для перевозки вещей.

- Укажите в слове орфограммы (ошибкоопасные места).


ЧЕМОДАН


- Составьте и запишите предложения с данным словом, используя схему.

Мама положила в чемодан О, О и О.




ПРОВЕРКА ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ, ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК С КОММЕНТАРИЯМИ (при необходимости).


V. Разбор домашнего задания.

- На самоподготовке вы будете выполнять упражнение 322 на странице 246.

- Вначале прочитайте слова в рамке.

кричат хмурое ласково переливается шумит плещет мрачное



- Эти слова вы будете использовать для дополнения предложений однородными членами.


Я вынимаю из чемодана ракушку, прикладываю к уху. В ракушке бушует, …, … море. Закрываю глаза и вижу его как наяву. Море каждый день разное. Носятся, … над волнами белокрылые чайки.

Скрывается солнце, море становится серым, …, … . Иногда придешь к морю печальная, а оно сияет, … тысячами искринок. Войдешь в воду. Море нежно, … похлопает тебя по плечу.

(По А. Фаворской)










- Вставьте в текст слова из рамки.

Я вынимаю из чемодана ракушку, прикладываю к уху. В ракушке бушует, шумит, плещет море. Закрываю глаза и вижу его как наяву. Море каждый день разное. Носятся, кричат над волнами белокрылые чайки.

Скрывается солнце, море становится серым, хмурым, мрачным. Иногда придешь к морю печальная, а оно сияет, переливается тысячами искринок. Войдешь в воду. Море нежно, ласково похлопает тебя по плечу.

(По А. Фаворской)


(По А. Фаворской)












- Дома вы запишите предложения, устно докажете, что вставленные слова однородные члены и подчеркнете их.


VI. Закрепление изученного материала.

- У каждого из вас на столе лежат карточки с заданиями. Вам надо прочитать предложения, записанные в левом столбике. Затем рассмотреть предложенные в правом столбике схемы с однородными членами. Стрелками вы соедините предложение с подходящей схемой.

ПРИМЕЧАНИЕ: задания на карточках дифференцированные, они учитывают уровень обучаемости ребенка: карточка № 1 – сильный уровень, карточка № 2 – средний уровень, карточка № 3 – слабый уровень.


КАРТОЧКА № 1

Поле, речку и овраги я рисую на бумаге


О, О, О

Возле яркой лампы мошки греют крылышки и ножки.

О, а О

Качались, скрипели, шумели в чаще ели.

О и О

Болезнь ходит не по лесу, а по людям.

О, но О

Линь в глубине холодных вод легко, но медленно плывет.

О, О и О


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВОПРОС К КАРТОЧКЕ № 1:

- Какие союзы могут стоять перед однородными членами?


КАРТОЧКА № 2

Поле, речку и овраги я рисую на бумаге


О, О, О

Возле яркой лампы мошки греют крылышки и ножки.

О, О и О

Качались, скрипели, шумели в чаще ели.

О и О


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВОПРОС К КАРТОЧКЕ № 2:

- Каким членом предложения являются однородные члены в предложении Качались, скрипели, шумели в чаще ели.



КАРТОЧКА № 3

Поле, речку и овраги я рисую на бумаге


О, О, О

Качались, скрипели, шумели в чаще ели.

О, О и О


ПРОВЕРКА ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ, ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК С КОММЕНТАРИЯМИ (при необходимости).


VII. РЕФЛЕКСИЯ.

- Какие же члены предложения мы называем однородными членами предложения?

-Чем связаны однородные члены предложения?

- Как оформляются при письме (если нет союзов)?

- Давайте сделаем вывод: «А справились ли мы с поставленными в начале урока задачами?

- Покажите зеленый флажок, если вы считаете, что урок прошёл для вас с пользой. Вы научились находить однородные члены предложения и можете помочь другим.

- Покажите жёлтый флажок, если вы считаете, что научились находить однородные члены предложения, но иногда вам ещё нужна помощь.

-Покажите красный флажок, если вы считаете, что на уроке было трудно.