СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 1 классе "Как обозначить буквой безударный гласный звук"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 1 классе "Как обозначить буквой безударный гласный звук"»



Конспект урока русского языка

Тема: Как обозначить буквой безударный гласный звук

Класс: 1

Цель: создать условия для развития умения сравнивать гласные ударные в ударных и безударных слогах.

Задачи:

Дидактические: обеспечить усвоение знаний об ударных и безударных гласных;

Развивающие: способствовать развитию связной речи, способствовать развитию умения самостоятельно делать выводы на основе наблюдений и сравнений, материале урока

Воспитательные: способствовать воспитанию любви к русскому языку, аккуратности, ответственности и доброжелательности

УУД:

Личностные: проявление интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Метапредметные:

Регулятивные – выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке;

Познавательные – умение осуществлять поиск необходимой информации, находить рациональные пути решения;

Коммуникативные – использование речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь, уважать другую точку зрения;

Предметные:

- знать, как распознавать ударные и безударные гласные звуки в слове;

- уметь применять полученные знания на практике и пользоваться памяткой для определения ударного и безударного гласного звука.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Орг. момент

Здравствуйте.

Приветствуют учителя и проверяют готовность к уроку

Актуализация знаний

Откройте тетради. Дата

Каллиграфическая минутка. Учитель пишет на доске и объясняет ученикам. Слова собака, собачья, собачка пишите в строчку через запятую.

Сначала мы пишем буквы С и делаем закругление и переходим к следующей букве С. Не отрываю руки прописываем удлиненную наклонную с петелькой вверху и внизу, после пишем снова букву С, далее тоже букву С с закруглением. Пропишите еще раз с проговариванием элементов. На следующей строке мы пишем С с О и Б. сначала давайте пропишем С с О. какое у нас здесь соединение? (среднее). Пишем букву С (малый левый полуовал), не отрываю руки, делаем соединение с буквой О.

Буква Б (Б состоит из овала и наклонной палочки с округлым поворотом вправо)


  1. Давайте отгадаем загадки. После того, как отгадали, нужно записать слова-отгадки в тетрадь в линию через запятую. Слушаем внимательно.

У меня длинней иголки,

Чем у елки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветви – только на макушке. (сосна)

Почему это сосна? Учитель пишет на доске и объясняет


С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед

А меня все ж обижают:

Шкуру тонкую сдирают. (Липа)


Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)


Клейкие почки,

Зеленые листочки.

С белой корой

Стоит под горой. (Береза)

После того, как вы записали слова, подчеркните в них буквы, которыми обозначены гласные звуки. Читаем первое слово и подчеркиваем гласную

В первом слове какие буквы подчеркнули? Во втором? В третьем? В четвертом?

А к какой тематической группе можно отнести эти слова?

Сколько слогов в каждом слове?

Поставьте ударение в словах.

































(Деревья)

Самоопределение к деятельности

Написание каких слов у вас вызвало сомнения? Какое слово у вас сомнение не вызвало?

Сегодня на уроке нам предстоит разобраться в том, какой буквой обозначить безударный гласный звук.

Тема нашего урока

Сосна, береза, дуб

Работа по теме урока

  1. Сопоставление гласных в ударном и безударном слогах

Отгадайте загадку.

Всю ночь летает –

Мышей добывает.

А станет светло –

Спать летит в дупло.

Кто же это? Что вы знаете о сове?

Измените это слово так, чтобы оно обозначало несколько предметов.

Запишите это слово и поставьте ударение. А рядом напишите сова.

Учитель на доске записывает: сова – совы (с ударением) а почему в слове сова мы написали О?

Давайте сравним первым слог в слове совы и первый звук в слове сова. Одинаковые гласные звуки в этих словах?



- А какой буквой обозначены на письме эти звуки?


Получается, мы можем сделать вывод о том, что в ударном и безударном слогах одних и тех же слов пишутся одинаковые гласные.

А теперь давайте вернемся к нашим словам и разберем их. Сосна. 2 слога. Ударение падает на А. а чтобы проверить какая буква пишется без ударения, что нам нужно сделать? Береза, 3 слога. Ударение падает на Ё. но вместо буквы Е в первом слоге при написании мы можем допустить ошибку. Поэтому, нам нужно подобрать проверочное слово Белый. Поэтому березу так и назвали, потому что она белая

  1. Беседа о безударных гласных

Безударные гласные в словах произносятся неотчетливо. Для проверки слов нужно поставить под ударение.

В ударном слоге гласный произносится длиннее, чем любой другой звук в этом слове, с большей силой и более отчетливо.

Хорошо живется ударным гласным корня: все их отчетливо слышат, видят и правильно пишут. А как быть бедняжкам безударным? Они очень обижены. Помогите им, друзья, ставьте их под ударение, и бывшие безударные так отчетливо зазвучат, что правильно их написать уже не составит труда. Только не забудьте: при этом нужно изменить слово, а не просто поставить ударение на безударную гласную.

Упр. 2 (с.63)

Прочитайте задание. Когда нужно пользоваться этой памяткой?




Давайте прочитаем памятку. Какие гласные называются ударными? Какие гласные называются безударными?





Сейчас нам нужно выполнить задание, пользуясь этой памяткой. Прочитайте слова Вишня, слива, смородина (слова даны в учебнике). Вам нужно объяснить какой звук в каждом слове ударный, а какой – безударный.

Прочитайте, на что нужно обратить внимание. Как может обозначаться безударный гласный в слове?



Что нужно делать, чтобы правильно написать слово с безударным гласным?


ФИЗМИНУТКА

Раз-два — шли утята, (Шагаем на месте.)

Три-четыре — шли домой. (Прыжки на месте.)

Вслед за ними плелся пятый, (Хлопаем в ладоши.)

Впереди бежал шестой, (Топаем ногами.)

А седьмой отстал от всех, (Шагаем на месте.)

Испугался, закричал: (Хлопаем в ладоши.)

— Где вы, где вы? (Прыжки на месте.)

— Не кричи, мы тут рядом, поищи! (Топаем ногами.)







- Сова

- Совы







- Разные. В слове совы – звук О, а в слове сова – звук А

- Одной и той же буквой О
























- Когда нужно определить в слове ударный и безударные гласные звуки

- Ударные гласные – это гласные звуки в ударных слогах слов

- Безударные гласные – это гласные звуки в безударных слогах слов





-Безударный гласный в слове может обозначаться разными буквами.

-для того, чтобы правильно написать слово с безударным гласным, нужно проверить это слово, т.е. изменить его.



Закрепление изученного материала

5. Работа по учебнику

Упр.1 (с. 63)

Прочитайте задание. прочитайте Какую картину вы представляете, читая это стихотворение? Как вы ее назвали?

Давайте выполним задание. Вам нужно списать первое предложение и в словах обозначить ударение. Над какими словами знак ударения не ставится? И почему?

Упр. 3 (с. 64)

Прочитайте скороговорку: На дворе трава, на траве дрова. Теперь прочитайте ее медленно. Прочитайте постепенно, увеличивая темп. А теперь прочитайте скороговорку быстро. Давайте запишем эту скороговорку в тетрадь. Произнесите гласный звук в каждом двусложном слове. Какими буквами он обозначен на письме?






- В словах с одним слогом и с буквой Ё










Подведение итогов и рефлексия

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Какие гласные звуки называются ударными?

Какие гласные звуки называются безударными?





Какой памяткой можно пользоваться, чтобы определить ударные и безударные звуки в слове? Прочитайте ее.

Почему написание слов с безударными гласными звуками надо поверять?

Оцените свою работу на уроке. У вас на партах лежать маленькие листочки. Нарисуйте на них веселый смайлик, если вам понравился урок, и вы хорошо работали на уроке. Нарисуйте грустный смайлик, если вам не понравился урок, и вы не довольны уроком

Ребята вы сегодня очень хорошо поработали.

- Ударные гласные – это гласные звуки в ударных слогах слов

- Безударные гласные – это гласные звуки в безударных слогах слов







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя