СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Буквы е — и в корнях с чередованием»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Буквы е — и в корнях с чередованием»»

Хомченко Наталья Петровна, учитель русского языка и литературы


Хомченко Наталья Петровна

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Санаторная школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении» города Магнитогорска (МОУ «СШИ № 2»

г. Магнитогорска)

Учитель русского языка и литературы

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Буквы е — и в корнях с чередованием»

Тема: Буквы е — и в корнях с чередованием.

Тип: изучение и первичное закрепление нового материала.

Планируемые результаты

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

• знать перечень корней с чередованием е — и, условия выбора букв е — и в изучаемых корнях, различия в условиях выбора между корнями с чередованием гласных и корнями с безударными гласными, проверяемыми ударением;

• правильно писать слова с чередованием е — и в корнях;

• графически обозначать условия выбора правиль-

ных написаний;

• разграничивать слова с чередованием гласных в корне и с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением.


регулятивные:

• ставить и адекватно формулировать учебную задачу, прогнозировать содержание учебной деятельности;

• контролировать свою деятельность;

• считывать информацию, представленную в форме таблицы;

познавательные:

• извлекать фактуальную информацию из текстов,

содержащих теоретические сведения;

• соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило;

коммуникативные:

• уметь выступать перед аудиторией;

• адекватно воспринимать устную и письменную речь.

• осознавать лексическое и грамматическое богатство русского языка;

• иметь достаточный словарный запас и объём

грамматических средств для воспроизведения исходного текста в устной форме;

• стремиться к личностному самоопределению;

• вырабатывать свою мировоззренческую позицию;

• осознавать черты своего характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор;

• оценивать информацию с нравственно-этической точки зрения;

• стремиться к совершенствованию культуры речи, к созданию собственных текстов на основе владения литературным языком.


Ход урока

I. Оргмомент

II. Подготовка к восприятию нового материала. Работа с карточками (графическое обозначение частей слова без корня)

- Составьте по данной схеме слово.

- Почему нельзя составить?

- Значит, мы будем работать над орфограммой в какой части слова?

III. Введение новой информации

1. - Перед вами слова с пропущенной орфограммой в корне. Ваша задача: вставить пропущенные буквы, выписать слова с известной орфограммой в один столбик, а с неизвестной – в другой столбик. Работа по группам.

Прил…гательное, р…стение, зам…рать, прил…жение, выр…щивать, отд…рать, выр..с, выб…ру, сл…жение, расст…лать, зам…р

Вывод: во второй столбик записали слова с гласными Е-И.

- Определите тему урока.

Буквы е — и в корнях с чередованием

- Определим цели урока

научиться правильно писать слова с чередованием е — и в корнях (орф. № 24); сформировать устойчивое представление об условиях выбора гласных и умение графически обозначать условия

этого выбора.

IV. Наблюдение (Работа в группе)

1. Задание: Обозначить изучаемую орфограмму; определить условия написания Е-И в корнях; составить алгоритм.

Блестеть

Блистать

Вытереть

Вытирать

Запереть

Запирать

Стелить

Застилать


Сделайте вывод. Сравните ваши наблюдения с материалом в учебнике.

2. Наблюдения над материалами учебника (с. 112), выявление закономерности выбора гласных е — и в корнях с чередованием, запоминание орф. № 24, рассуждение по образцу. Перечень корней учитель дополняет: -блест- // -блист-а-; -жег- //-жиг-а-; -чет- // -чит-а-.

- Можно ли правописание этих корней проверять ударением?

- Вспомните, правописание каких корней сопровождалось таким же предупреждением.

3. Игра «Четвёртый лишний»:

1) сложить, изложение, налагать, избираю

2) растение, росток, отрасль, запереть

3) лиса, блестят, смотреть, глазок

Вывод:

V. Закрепление

1. Тренировочные упражнения

1.1 Работа по сигнальным карточкам.

1. Все замерзло.

2. Кругом зажигаются огни.

3. мать вытерла ручку ребенка.

4. пчелы собирают мед.

6. Дуб вершиной упирается в облака.

7. Спортсмены одержали блистательную победу.

2. Работа с карточками по вариантам

1 вариант

Выписать слова с изучаемой орфограммой в столбик, исправить ошибки; напротив каждого слова написать ту гласную, которую исправили

1. Трусливый друг опаснее врага: врага опасаешься, а на друга операешься.

2. Добившись успеха нос не задерай.

3. В умной беседе ума набраться, а в глупой свой растирять.

4. Всякий гриб в руки бирут, да не всякий в кузовок кладут

2 вариант

Выписать слова с изучаемой орфограммой в столбик, исправить ошибки; напротив каждого слова написать ту гласную, которую исправили

1. Трусливый друг опаснее врага: врага опасаешься, а на друга оп…раешься.

2. Добившись успеха нос не зад…рай.

3. В умной беседе ума набраться, а в глупой свой раст…рять.

4. Всякий гриб в руки б…рут, да не всякий в кузовок кладут


VI. Диагностика достижения планируемых результатов:

1. Списать, вставить пропущенные буквы, определить часть речи, записать в тетради, обозначив орфограмму:

неразб . риха, отм . рание, бл . стательный, обт . рание, выч . тание, заж . галка.


2. Выписать из пословиц слова с чередованием е — и в корне, графически обозначить орфограмму:

Собирай по ягодке, наберёшь кузовок.

Кто раньше встаёт, тот грибки собирает, а сонливый да ленивый идут после за крапивой.

Счастье тому бывает, кто в труде да в ученье ума набирает.

Язык без ног, а далеко пробирается.

- Как вы понимаете смысл последней пословицы?

VII. Подведение итогов урока. Сколько всего корней с чередованием гласных вам теперь известно? От чего зависит выбор гласных в этих корнях?

Обучающиеся оценивают свою учебную деятельность, продолжают фразы

Урок привлёк меня тем, что...

Навёл на размышления...

Заставил задуматься...

Мне пригодятся знания, приобретённые на уроке, в дальнейшей жизни...

VIII. Домашнее задание. § 112; упр.649


Литература:

1. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. Учреждений. В 2ч. Ч. 2 / [Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский] – М.: Просвещение, 2016. - 176с.: ил.

2. Русский язык: поурочные разработки: технологические карты уроков: 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций / М. Б. Багге, Л. Г. Гвоздинская, И. А. Шерстобитова, Е. Ю. Пучкова, Н. И. Роговцева. — M.; СПб.: Просвещение, 2016. — 369 с.

3. Бондаренко М. А. Б81 Русский язык. Поурочные разработки. 5 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / М. А. Бондаренко. — М.: Просвещение, 2016. — 239 с. —ISBN 978-5-09-042876-7.