Гайкова Эльмира Наримановна
11.03.2020 г.
Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме
«Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным».
Планируемые результаты
Личностные: осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности.
Метапредметные: учащиеся определяют и формулируют цель деятельности на помощью учителя; проговаривают последовательность действий на уроке; учатся высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом; учатся составлять алгоритм действий и работать по нему; умеют работать в группе, умеют слышать и слушать одноклассников.
Предметные: учащиеся познакомятся с существенными признаками имени прилагательного как части речи; научатся распознавать имена прилагательные в речи, устанавливать связь между прилагательным и существительным
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование: мультимедийная доска, презентация, электронное приложение к учебнику, учебник «Русский язык», предметные картинки, карточки для самооценки.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс,
Повернитесь поскорей
Поприветствуем гостей:
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Уж команду дал звонок:
Начинаем наш урок!
-У вас на столах лежат листы самооценки. Сегодня вы оцените себя. Тот, кто не допустил ни одной ошибки, рисует кружок зеленого цвета, 2 ошибки – желтого, 3 ошибки и более – красного цвета.
Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:
1.На уроке будь старательным
Будь спокойным и … внимательным.
2. Всё пиши, не отставая,
Слушай, … не перебивая.
3. Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё … понятно.
4. Если хочешь отвечать –
Надо … руку поднимать.
- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, «Классная работа».
Минутка каллиграфии.
1.Прописывание строчной буквы в.
2.Повторение сведений о звуках, которые обозначает эта буква.
3.Прописывание строчной буквы в соединении с другими буквами: ве, ва, вя, вл, вс.
2.Мотивация к учебной деятельности.
Актуализация опорных знаний. Слайд 2.
Ребята, посмотрите внимательно на слова, которые даны на экране. Прочитайте.
На слайде: лиса, яркое, светит, коты, солнце, рыжая, бежит.
-Предлагаю записать в тетрадь эти слова в три столбика.
Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями. Выполните взаимопроверку.
Слайд 3. Проверка.
Слова распределены по столбикам: имя существительное, глагол, имя прилагательное
Что можете сказать о словах в 1-ом столбике?
- По какому признаку определили, что это имена существительные?
Как называется часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на вопросы кто ? что? (Имя существительное.)
Что можете сказать о словах во 2-ом столбике? Как определили?
Как называется часть речи, которая обозначает действие предметов и отвечает на вопросы что делает? что сделает? (Глагол.)
-Что можете сказать о словах в 3-ем столбике?
-Почему их назвали прилагательными? Кто сможет объяснить значение слова. В этом поможет нам этимологический словарь
Слово прилагательное имеет латинские корни и происходит от глагола adicio, который означает присоединять, прибавлять. Именно в этом и смысл прилагательного как части речи в русском языке. Оно присоединяет или выражаясь более точно, дополняет описываемое существительное, предмет, какими-либо свойствами, признаками или характеристиками. Прилагает к предмету его описание.
3.Самоопределение к деятельности.
- Дети, подумайте и скажите, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Слайд 4.ТЕМА УРОКА
-Какую цель мы поставим на уроке?
- В конце урока мы должны будем закончить следующие фразы.
Слайд 5. ЦЕЛЬ УРОКА: - познакомиться … - уметь распознавать .. - наблюдать
Слайд 6. Грамматические признаки имени прилагательного.
4. Первичное усвоение новых знаний.
Работа с учебником стр.86.
Упр.148.
Запишите, вставляя подходящие по смыслу слова.
Чтение правила.
Физкультминутка.
Предлагаю поработать в парах.
Работа в парах.
Задание 1. Игра « Угадай кто это?»
Каждой паре дается слово – название определенного животного. Пара записывает слова прилагательные, характерные данному животному. Другие дети должны отгадать кто это?
№ 1 – крокодил, № 2 – белы медведь, № 3- слон, № 4 – жираф, №5-зебра
Показываются картинки по мере отгадывания живого существа группами
– По какому слову вы точно поняли, о каком предмете идет речь?
- Какой можно сделать вывод?
5.Первичная проверка понимания
Самостоятельная работа.
Задание 2. Опишите предметы по плану.
Работа с картинками.
Алгоритм: помидор (какой?) красный, круглый, большой - маленький, кислый – сладкий
1.Цвет. 2.Форма. 3.Размер. 4.Вкус.
Проверка. ( ученик берёт картинку и описывает предмет по плану.)
Вывод: Какая часть речи помогает нам описать предмет?
Вывод: имя прилагательное связано с именем существительным и от него зависит.
Вывод. От какой части речи зависят прилагательные? Прилагательные нужны в нашей речи. Они помогают описать предмет и всегда зависят от существительного.
6. Первичное закрепление.
Работа с электронным приложением к учебнику.
Игра «Распредели по группам».
7.Итог урока. Слайд 7.
Грамматические признаки имени прилагательного
-Над какой темой мы сегодня работали?
- С чем познакомились?
- Что такое имя прилагательное?
-Какую роль они выполняют в речи?
У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука.
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Вот громкий звук,
Вот желтый шар,
Вот сокрушительный удар,
Вот звонкий колокольчик,
А вот и острый кончик,
Но если нас к ним приложить
Им веселее станет жить.
8.Домашнее задание. Слайд 8.
Найти или самим сочинить загадки, которые состоят из прилагательных.
9.Рефлексия. Слайд 9.
- Какую тему мы сегодня изучили?
- Какие предметные умения нам сегодня понадобились?
- Посмотрите в свои листы самооценки, посчитайте, кружков какого цвета у вас больше?
- Встаньте, кто набрал 4 или больше зеленых кружков ? Вы получаете отметку «5».
-Встаньте, у кого 3 зеленых кружка? Вы получаете отметку «4».
-Были ли такие ученики, у которых больше было красных кружков?
-Какие задания у вас вызвали затруднения?
Спасибо за урок!