СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме: «Правописание буквосочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание условий для запоминания правила написаний буквосочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ, совершенствование умений находить слова с изученными орфограммами  после шипящих, находить и исправлять ошибки.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка во 2 классе по теме: «Правописание буквосочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу»»

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме:

«Правописание буквосочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу»

Учитель 1 квалификационной категории Кондудина Галина Владимировна, МБОУ Глубокинская школа, Краснинского района, Смоленской области


Цель: создание условий для запоминания правила написаний буквосочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ, совершенствование умений находить слова с изученными орфограммами после шипящих, находить и исправлять ошибки.

Задачи:

Предметные – способствовать повторению и закреплению навыка правописания сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

Метапредметные :

Регулятивные – принимать учебную задачу урока, учитывать выделенные учителем ориентиры действия; осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. (Развитие организационных умений, самоорганизация и организация своего рабочего места, мотивация к деятельности.), умение выражать свои мысли; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, формулировать собственное мнение и позицию

Познавательные общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Личностные УУД: содействовать формированию положительного отношения к учебной деятельности, формировать представление о здоровье сберегающем поведении.

Оборудование: видеопослание «Королевы Орфографии», слайд «Цель поиска», карточки – предложение пословица, буквосочетания ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ, картинки - ребусы, карточки для дифференцированной работы, задание «Анаграммы» на интерактивной доске, план-карта .

Ход урока.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Прозвенел для нас звонок –

Начинается урок.

К нам без опоздания приходи старание.

Помоги нам потрудиться,

Мы пришли сюда учиться.

- К нам на урок пришли гости, которым мы всегда рады. Повернитесь, улыбнитесь, поздоровайтесь и тихонечко садитесь.

  1. Актуализация знаний.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

– Вспомните, над какой орфограммой работали на предыдущих уроках. (Написание букв гласных и, у, а после букв шипящих.)

– Давайте красиво и правильно запишем эти буквы. Минутка чистописания.

(запись в тетради а, у, и, ж, щ, ч, ш)

III. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

Ко мне на почту пришло видеопослание от королевы Орфографии

- Я королева Орфография. Мне срочно нужна ваша помощь. Шпионы страны невыученных уроков похитили моих верных слуг: букву И, букву А и букву У. Если вы за 40 минут не выполните секретную миссию по их спасению, то…(звонок обрывается) Ребята, вот это да! Я ничего не поняла, почему звонок поступил именно в наш класс? Сформулируйте тему нашего урока.

Правописание буквосочетаний жи - ши, ча – ща, чу - щу.

- Ребята, вы готовы выполнить секретную операцию по спасению букв?

-Какое правило нам поможет достичь этой цели?

Сообщение на слайде 1

Цель № 1: буква И – гласная, любит петь, всегда старается смягчить конфликтную ситуацию среди согласных букв. Верная подруга букв Ж и Ш.

Цель № 2: буква А – гласная, первая в Алфавите. В дружеских отношениях со всеми жителями страны Орфографии. Особенно любит работать в паре с буквами Ч и Щ.

Цель № 3: буква У – гласная, вызывает у всех удивление, музыкальна. Благодаря ей буквы Ч и Щ становятся более уверенными в себе.

- Что мы узнали о похищенных? Так в чем же заключается наша секретная задача? Она будет выполнена, если мы верно справимся со всеми заданиями, с минимальным количеством ошибок. После каждого выполненного задания мы будем получать часть карты, которая приведет нас к похищенным буквам. За дело!

  1. Развитие умений – применение знания.

  1. Работа в учебнике.

- Наше первое задание находится в учебнике под номером 183, прочитайте его.

Упр. 183 – развивается умение самостоятельно подбирать слова с орфограммами в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу.

- Надо подобрать и самостоятельно записать по пять слов со слогами жи-ши, ча-ща, чу-щу. Слова записать в три столбика. Обозначь орфограммы.

- Ребята, кто из вас первый справится с заданием, тот получит первую часть нашей карты.


- Предлагаю проверить это задание с помощью светофориков.

  1. Письмо по памяти.

- Каждый из вас должен обладать отличной памятью. И я думаю, что вам не составит труда справиться со следующим заданием.

Предложение записано на доске.

Не спеши языком — торопись делом.

а) – Прочитайте предложение. Кто знает, что это такое? Как его понимаете? Как можно сказать по-другому, чтобы смысл не изменился?

б) – Назовите орфограммы. (Учитель на доске подчёркивает их.)

в) – Прочитайте предложение ещё раз, чтобы запомнить.

г) – Прочитайте по слогам трудные для написания слова.

д) – Запишите по памяти. (Предложение закрывается.)

е) – Взаимопроверка написанного. (Предложение открывается на доске)

- Ребята, поднимите руки, кто написал это предложение без ошибок. Вы получаете следующую часть карты.

- Каждому требуется отдых, чтобы набраться сил перед выполнением новых заданий.

Физминутка «Солнышко проснулось»

3. Работа с интерактивной доской.

- Следующее задание требует от вас смекалки и наблюдательности. Задание называется «Анаграммы». Переставив буквы местами, образуйте новые слова и запишите их в тетради. Подчеркнуть орфограммы, связанные с нашей секретной задачей, давайте ее повторим. (Правильно пиши жи-ши с буквой И, ча-ща с буквой А, чу-щу с буквой У) Лучок, сачок, ниша, манишка.

- Давайте с помощью светофориков проверим, что у вас получилось:

Чулок, часок, шина, машинка.

Последний, выполняющий задание, ставит следующую часть карты на доску.

4. Работа в группах.

- Отлично справились с заданием. Но это еще не все. Следующее задание еще сложнее. При его выполнении нужно быть максимально внимательным к деталям. Это задание «Ребусы». Вам нужно отгадать слово. И придумать на это слово загадку . Помните, задание секретное.

Ребусы со словами: груши, дача, щука.

Последний, выполняющий задание, ставит следующую часть карты на доску.

- Перед последним заданием предлагаю суперагентам провести тренировку для глаз:

Чтоб глаза твои зорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить.

Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся – что такое?
И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведём глазами дружно.
Ну а дальше – БУДЬ ЗДОРОВ!

5. Дифференцированная работа.

- И последнее задание нашей секретной работы. Нужно выполнить его по карточке, которые лежат у вас на парте. Но у вас есть выбор: карточка с красным цветом – сложный уровень, с синим цветом – легкий, с зелёным - самый лёгкий.(Приложение 1) Приступаем.

- Если вдруг у вас не получится выполнить задание на выбранной карточке, то вы можете взять другую, с более легким заданием.

  1. Итог урока. Рефлексия.

- Ребята, вот мы и справились со всеми заданиями секретной работы. Осталось самое главное – найти похищенные буквы и вернуть их королеве Орфографии, для этого посмотрите на карту, которую мы с вами сложили. Что у нас получилось?

После того как нашли буквы, приходит видеосообщение от королевы Орфографии.

Найденные буквы размещаем на доске рядом с согласными.

- Ребята, в роли кого вы сегодня были на уроке? (помощников королевы Орфографии

- Помощники всегда поручают самые трудные дела. Какими личными качествами обладают они? Потому что они какие? Они самые…(лучшие, умные, смелые, внимательные, быстрые, находчивые)

- Вы сегодня были такими?

- Это нам помогло запомнить одно из главных правил русского языка, давайте вместе его повторим.

В сочетаниях жи –ши

Только И всегда пиши!

В сочетаниях ча – ща

Пишем только букву А.

В сочетаниях чу – щу

Пишем только букву У!

- Оцените, как вы усвоили это правило.

- Если вы уверены, что самостоятельно можете писать слова с этими буквосочетаниями, нарисуйте на полях тетради в конце классной работы смайлик, который покажет вашу работу на уроке. По вашим результатам вы все отлично поработали, усвоили написание буквосочетаний


Дом. задание.

- Предлагаю вам на выбор домашнее задание:

А) сочинить продолжение сказки про страну Орфографию.

Б) составить орфографический словарик слов с каждым буквосочетанием.

- На этом наш урок закончен. Всем спасибо за работу.


























Приложение 1

КАРТОЧКА 1.

Запиши, одним словом.

  1. Зимой летят с неба. __________________________

  2. Человек долго смеётся, и тогда говорят, что ему в рот попала ____________________________

  3. Берёзовая ___________________

  4. Катаются с горы зимой на длинных палках на ногах __________________________

  5. Часть колеса машины __________________________

  6. Чайная пара: блюдце и _________________________


КАРТОЧКА 2.

Вставьте подходящие по смыслу слова.

______________________ в лесу. В воздухе кружатся __________________________. Птицы больше не ______________________. ________________ тучи.


Слова для справок: кричат, тишина, снежинки, мчатся.


КАРТОЧКА 3.


Вставь пропущенные орфограммы "жи-ши, ча-ща, чу-щу".
Дятлы.

Тре___т морозы. В лесу ти____на. Только дятлы сту___т по стволам. Они и____т пи____ под корой. Дятлы любят долбить ____шки. Там они и____т вкусные семена.