СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 30.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Сезонная одежда"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящен развитию связной речи

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Сезонная одежда"»

Тема: «Сезонная одежда: зимняя одежда»


Цель: Формирование умения ухаживать за одеждой, одеваться в соответствии времени года.

Задачи:
• отрабатывать навыки составления простого распространённого предложения, формировать умения различать виды сезонной одежды;
• корригировать вербальную память на основе упражнений в запоминании, развивать творческое воображение;
• воспитывать бережное отношение к одежде, аккуратность, интерес к предмету.
Оборудование: разрезные картинки, картинки одежды, осколочные картинки одежды, образцы тканей, сигнальные карточки, шаблоны одежды с недостающими частями, ТСО.

Ход урока

I. Организационный момент.


1.1. Психологический настрой.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

На вопросы отвечать.


Учитель: Какой у нас урок?

Ученик: У нас урок устной речи.

Учитель: Чему мы учимся на этом уроке?

Ученик: Мы учимся красиво и правильно говорить, чтобы стать грамотными.

Учитель: Прочитайте девиз нашего урока.

Ученики: «Говорю неторопливо, очень чётко и красиво».(слайд 1)


II. Речевая разминка.


Учитель: Для того, чтобы говорить неторопливо, очень чётко и красиво, проведём разминку.

2.1. Артикуляционная гимнастика.

Пройдемся по дорожке со звуком А, У, О.

По лесенкам спускаемся со звуком Ы, И.

По волнистой дорожке со звуком О, У, А.

2.2.. Учащиеся вместе с учителем выполняют упражнения для пальцев рук с проговариванием.

Пальцы – дружная семья.

Друг без друга им нельзя.

Вот - большой,

А это – средний, безымянный и последний –

Наш мизинчик – малышок.

Указательный забыли!

Чтобы пальцы дружно жили,

Будем их соединять и движенья выполнять.

Мы рога козы покажем

И рога оленя даже.

Мы про зайку не забудем,

Ушками мы двигать будем.

Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить.

III. Введение в тему.

3.1. Упражнения в классификации.

(слайд 2) Картинки с изображением одежды.

(Предметные картинки: кофта, куртка, майка, платье, брюки, рубашка, юбка)

Учитель: Как можно назвать, одним словом все предметы?

Ученик: Это одежда.


3.2. Сообщение темы и целей урока.

Учитель: О чем мы сегодня будем говорить, вы узнаете, если отгадаете загадки.

1. Снег на полях, лёд на реках,
Вьюга гуляет. Когда это бывает? (зимой)
2. Черна, а не земля, пушиста, а не снег, греет, а не печка. ( шуба)

-О каком времени года загадки?
- Как называется одежда, которую мы носим зимой?
Учитель: Молодцы! Тема нашего урока «Сезонная одежда: зимняя одежда». Запишите тему в тетрадь.

IV. Изучение нового.

4.1. Рассказ учителя.

- Зимняя одежда предназначена для того, чтобы защитить наше тело от холода. Вы ведь сами замечаете: когда стоит тёплая зима, мы надеваем более лёгкую одежду: куртку, платок, ботинки. Когда стоят морозы, мы надеваем много тёплых вещей: пуховый шарф, варежки, меховую шапку или утеплённую вязаную шапку, валенки. В школу вы обычно надеваете тёплую куртку, утеплённую шапку, варежки, шарф, тёплые ботинки. На каток лучше одеться полегче, т.к. вы постоянно находитесь в движении: надеть куртку, вязаную шапочку, свитер, футболку, спортивные штаны, тёплые носки, варежки. Если вы идёте в гости, то вы наденете праздничную одежду: красивую рубашку, нарядный свитер, а сверху – зимнее пальто или куртку.

4.2. Составление «осколочных» картинок из предметов одежды.


V. Физкультминутка.
На полянку, на лужок тихо падает снежок.
Улеглись снежинки, белые пушинки.
Но подул вдруг ветерок, закружился снежок.
Кружатся пушинки, белые снежинки.

VI. Обобщение и закрепление.

6.1. Упражнение на слуховое внимание:

(Работа с сигнальными карточками)


- Проверим, как вы усвоили материал. Я буду называть предметы одежды, вы должны поднять ту карточку, к какому времени года относится данное слово.

Названия карточек:

ОСЕНЬ, ЗИМА, ВЕСНА, ЛЕТО.

Словарь: резиновые сапоги, плащ, зонт, кепка, ветровка, купальник, футболка, теплая рубашка, свитер, кофта, шорты, шуба, платье без рукавов.

6.2. Упражнения в составлении рассказа.

Учитель: О чем мы сегодня говорим?

Ученик: Мы сегодня говорим о зимней одежде.

Учитель: Составьте рассказ по данной картинке. (слайд 3)

6.3. Работа в тетрадях.

Учитель: Обведите по шаблону одежду и раскрасьте.

6.4. Игра «Закончи предложение» (устно, напечатано для всех на плакате)

Летняя сезонная одежда – это… (теплая юбка, куртка, сапоги, пальто, шуба, купальник, сапоги, кепка).

Осенняя сезонная одежда – это… (теплая, юбка, куртка, сапоги, пальто, шуба, купальник, шорты, майка)

Одежду шьют из … (сена, травы, соломы, кожи, ткани, меха)

Одежда, сшитая из меха, называется … (лисьей, меховой)

Одежда, сшитая из кожи, называется… (деревянной, кожаной)


VII. Итоговое воспроизведение.

Учитель: Какой у нас был урок?

Ученик: У нас был урок устной речи.

Учитель: Чему мы учимся на этом уроке?

Ученик: Мы учимся грамотно, правильно, красиво говорить.

Учитель: Прочитайте девиз нашего урока.

Ученики: «Говорю неторопливо, очень чётко и красиво». (слайд 4)


Учитель: О чем мы сегодня говорили?

Учитель: Какую одежду мы носим сейчас?

Учитель: Что к ней относиться?


7.1. Оценивание работ учащихся.

Учитель: Сегодня на уроке вы все занимались замечательно. Спасибо вам за работу!

7.2. Домашнее задание.

Детям даются шаблоны одежды с недостающими частями, нужно обвести и дорисовать.



























Тема: «Сезонная одежда»


Цель: Уточнение и расширение представления обучающихся о сезонной одежде.

Задачи:

  1. Развитие словообразовательных функций речи.

  2. Расширение представлений о сезонной одежде.

  3. Коррекция мышления на основе различных упражнений в синтезе и анализе.

  4. Повышение интереса к изучаемому предмету.

  5. Воспитание чувства дружбы и товарищества, эмоциональной адекватности поведения.


Оборудование: рабочие тетради, календарь погоды, картинки одежды, название команд «Зимняя одежда», «Летняя одежда», карточки с ребусами, карточки с кроссвордами, карточки с вопросами для кроссворда, мяч, карточки с заданиями «слова наоборот», карточки с заданиями «Образуй слово», картинки «Путаницы», разрезные пазлы, образцы шапок (с помпоном и без него), карточки с домашним заданием, шоколадные медальки.


Тип урока: урок обобщения и систематизации материала.

(Использование набора нетрадиционных упражнений, занимательного материала для демонстрации знаний обучающихся.)


Форма урока: игра-соревнование.


Методы: упражнения, демонстрация, игровой метод, беседа.


Ход урока

  1. Организационный момент.

Цель: создание положительного настроя на работу.

Обучающиеся приветствуют стоя.


Прозвенел звонок весёлый.

Вы начать урок готовы???

Будем слушать рассуждать

И друг другу помогать.

Каждый день - всегда, везде,

На уроках и в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.


Дети занимают свои рабочие места. Предварительно класс поделен на две команды, каждая сидит за своим отдельным столом.

  1. Актуализация опорных знаний.

Цель: систематическое наблюдение за погодой и описание её состояния.

С чего мы начинаем каждый урок по развитию речи?

- С календаря погоды.

Дежурный у доски отмечает погоду по стандартной таблице. Учащиеся выполняют это в рабочих тетрадях.

- Время года, день недели (устный ответ)

- Число, температура воздуха, облачность (ясно, пасмурно, переменная), осадки, другие явления природы.


Дополнительные вопросы для класса:

- Какой день недели был вчера?

- Какое время года наступит после зимы?

- Назовите первый месяц зимы.

- Назовите первый месяц года.


  1. Сообщение темы урока.

Мы сегодня не будем проводить урок по развитию речи, а проведём игру-соревнования между двумя командами.

Вы заметили, что сегодня у нас много гостей, и чтобы они не скучали мы попросим их быть судьями на наших соревнованиях.


На доске вывешены картинки с одеждой.


- Придумайте предложение с любым из этих предметов.

- На какой вопрос отвечают все эти предметы?

- Как назвать одним словом все эти предметы?


Наши соревнования сегодня будут посвящены ОДЕЖДЕ.


  1. Основная часть урока. Игра-соревнование.

1 задание «Виды одежды»

Вопросы для всех. Вспомним, как называется:

- одежда для праздников – праздничная, нарядная (красивое платье, костюм)

- одежда для улицы – верхняя (куртка, пальто, плащ)

- одежда для тела – нижняя, бельё (трусы, майка, пижама, ночная рубашка)

- одежда для мужчин – мужская (брюки, рубашка)

- одежда для женщин – женская (платье, юбка, сарафан)

- одежда для каждого дня – повседневная (джинсы, рубашка, юбка, брюки)

- одежда для спорта – спортивная (спортивный костюм, купальник)

- одежда для школы – школьная (школьная форма)

- одежда для дома – домашняя (халат, футболка, трико)


2 задание «Упражнение на внимание»

Вопросы каждой команде.

Посчитайте сколько раз встречается слово «одежда»?


Одежда, юбка, шорты, одежда, майка, купальник, одежда, футболка, одежда, сарафан, панама, одежда. (5 раз)

В какое время года носят эту одежду? (летом)

Эта одежда какая? (летняя)

Одежда, шапка, одежда, шуба, куртка, одежда, свитер, варежки, одежда, пальто, одежда, шарф. (5 раз)

В какое время года носят эту одежду? (зимой)

Эта одежда какая? (зимняя)


Каждой команде присваивается название «Зимняя одежда» и «Летняя одежда».

Зимняя и летняя одежда называется СЕЗОННОЙ, т.е. её носят в определённый сезон. Но есть одежда, которую мы носим между этими сезонами (между летом и зимой). Она называется ДЕМИСЕЗОННОЙ (от французского слова межсезонная).

В какое время года мы носим демисезонную одежду? (весной и осенью)


Работа с тетрадью.

Записать на доске и в тетради:

Сезонная одежда – летняя и зимняя.

Демисезонная одежда – носят весной и осенью.


3 задание «Разгадай ребус»

Отгадываем ребус вместе на доске. Вспоминаем правила разгадывания ребусов.


Каждая команда получает свой ребус.






4 задание «Конкурс загадок»

Вы внимательны, как прежде, и загадки про одежду

Сразу отгадаете, потому что знаете:

В чём гулять, а в чём играть, в чём укладываться спать,

Что зимой надеть, что летом – в этом нет для вас секрета,

Только время не теряйте – поскорее отгадайте!


Загадки отгадывают все вместе до правильного ответа на скорость.


От холода и снега согреет где б ты не был.

Пусть в ней похож ты на мишутку,

Зимой наденешь что ты? (шубку)


Кто мало кушает конфет и не любит тортики,

Летом будет очень стройным и наденет… (шортики)


Знаю я, друзья, на «пять» в чём мне спать, а в чём гулять:

Днем на солнце я в панаме, ночью сплю я в чем? (в пижаме)


Я как зонт – не промокаю, от дождя вас защищаю.

И от ветра вас укрою, ну, так что же я такое (плащ)


ФИЗМИНУТКА

«Маша-растеряша»

Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.


Ищет вещи Маша, (поворот в одну сторону)

Маша-растеряша. (поворот в другую сторону, в исходное положение)

И на стуле нет, (руки вперед, в стороны)

И под стулом нет, (присесть, развести руки в стороны)

На кровати нет,

(руки опустили)

(наклоны головы влево - вправо, «погрозить» указательным пальцем)

Маша-растеряша!


5 задание «Отгадай кроссворд»

Кроссворд-загадка про одежду

Нужно отгадать загадки, а слова-отгадки вписать в соответствующие клетки.

Если правильно отгадать, то в выделенных клетках получится название одежды



Кроссворд начерчен на доске. Работают одновременно обе команды. Вопросы читает один участник из команды.


1.Черна, а не земля, пушиста, а не снег, греет, а не печка(Шуба)

2. Я любой девчонке прикрою волосёнки. От солнца я защита – для того и сшита. (Панама)

3. Не галстук он, не воротник, но шею обвивать привык. (Шарф)

4. У него большая пряжка, ну, а сам он худ, бедняжка. (Ремень)

5. У маленькой девчушки уселся на макушке. Не мотылек, не птичка, но держит две косички(Бант)

6. Меховым корытом вся голова покрыта. (Шапка)

7. Сшили их из чёрной кожи, в них теперь ходить мы можем. (Сапоги)


1 команда – вопросы 1, 4, 7.

2 команда – вопросы 3, 5, 6.

Учитель читает вопрос 2.

Кроссворд для каждой команды

Заполните клеточки кроссворда, рассматривая картинки. В вертикальном столбце сможете прочесть название русской старинной женской одежды.



6 задание «Вопросы про одежду»

Отвечают на мои вопросы команды по очереди. Здесь важно дать полный и правильный ответ.


- Для чего человеку нужна одежда?

– Из чего шьют одежду?

– Кто шьет одежду?

- С помощью чего можно застегнуть одежду?

- Где покупают одежду?

- Как ухаживают за одеждой?


7 задание «Назови ласково»

Игра с мячом: образуй уменьшительно-ласкательное слово.


Кофта – (кофточка) Платье – (платьице)

Рубашка – (рубашечка) Пальто – (пальтишко)

Куртка – (курточка) Сарафан – (сарафанчик)

Шапка – (шапочка) Шуба – (шубка)


8 задание «Слова наоборот»

Подбери слова, противоположные по смыслу. Раздаю карточки с заданиями командам.

Старый пуховик - Чёрное платье –

Большая куртка - Женские брюки –

Летняя одежда - Чистая рубашка –

Длинная юбка - Мокрые варежки -

9 задание «Хлопушки-топотушки»

Если слышите название одежды – нужно хлопнуть в ладоши,

если слышите название обуви – нужно топнуть,

если слышите название головного убора – нужно положить руки на голову. Будьте внимательны!

Побеждает та команда, которая меньше всего ошибалась.


/ Брюки, ботинки, платье, платок, тапки, туфли, пиджак, кепка, юбка, сапоги, рубашка, шапка /


10 задание «Образуй слово»

Необходимо придумать слово так, чтобы оно отвечало на вопрос какое?

Например: Чёрная шапка из меха – (чёрная меховая шапка)


Разноцветная косынка из шёлка – (разноцветная шёлковая косынка)

Голубая шапка, связанная из шерсти – (голубая шерстяная шапка)

Сарафан из ситца – (ситцевый сарафан)

Синяя рубашка из джинсовой ткани – (синяя джинсовая рубашка)

Чёрная шуба из меха – (меховая шуба)

Юбка сшитая из кожи – (кожаная юбка)


11 задание «Путаница»

Каждой команде даны одинаковые картинки. Нужно найти как можно больше нарисованной там одежды.


12 задание «Собери пазлы»

Каждой команде даны разрезанные картинки с одеждой. Нужно как можно быстрее собрать свою картинку.


  1. Домашнее задание.

Разукрасить представленные виды зимней и летней одежды и написать их названия.

Для команды «Летняя одежда» - выдаётся комплект зимней одежды.

Для команды «Зимняя одежда» - выдаётся комплект летней одежды.


VI. ИТОГ УРОКА.

В заключении нашей игры у меня остались два последних к вам вопроса.

  1. Чем отличается одна куртка от другой? (Предлагаются две куртки разного размера – взрослая и детская).

О том, как определить размер своей одежды, вы узнаете на уроках СБО и швейного дела.

  1. Чем отличается одна шапка от другой? (Предлагается две шапки: одна с помпоном, другая без него).

На уроке труда мы с вами сделаем помпон для шапки и выполним аппликацию шапки из шерстяных ниток.


А теперь слово предоставляется нашим судьям.


Зима к концу подходит. Закроем мы сезон.

И зимнюю одежду подальше уберём.

Достанем мы ветровку и плащик от дождей.

Демисезонной станет одежда у людей.


Урок я завершаю. Спасибо всем, друзья.

Вам шоколад вручаю. Вас победить нельзя.























































Слайд 1

«Дикие животные зимой» ( для детей младшего возраста) Подготовила: зам.зав. по УВР Кувшинова С.Н.

Слайд 2

Кто в лесном дупле живет? Кто орешки всё грызет? Кто грибы на ветках сушит? С кисточками ее уши. Пушистый теплый хвост, как грелка, Ну, конечно, это – Белка.

Слайд 3

Дупло- домик для белочки, там она хранит запасы на зиму. А бывает, что закапывает орехи в землю.

Слайд 4

Кто колюч? Живет в лесу? Не боится кто лису? От нее он не бежит: В клубок свернется и лежит, Не видать ни глаз, ни ножек? Ты узнал? Ведь это ежик.

Слайд 5

Впадают в спячку

Слайд 7

Загадка Он зимой в берлоге спит, Потихонечку храпит, А проснётся, ну реветь, Как зовут его? – Медведь.

Слайд 8

Зимой берлогу засыпает снегом – внутри медведю тепло и уютно. Медведь зимой спит и ничего не ест – он живёт за счёт накопленного летом и осенью жира.

Слайд 10

Загадка Зимой он в шубке белой, А летом серым стал. Весь день по лесу бегал, Но даже не устал. Страшна лиса-плутовка Ему и серый волк. Любитель грызть морковку. В капусте знает толк. А, кто он? Угадай-ка! Зовём его мы зайка .

Слайд 11

Живет и зайка в глухом лесу. Под кусточком прячется, всего боится. Страшно в лапы к волку да лисе попасться. Зубки у зайки острые, да укусить никого не может, смелости не хватает. Вот и прячется зайка то под кусточком, то под пенечком.

Слайд 12

Загадка Кто крадётся между сосен? Шубку огненную носит? Чей там хвост в траве густой Замелькал, как золотой? Это – девица краса, Ярко-рыжая лиса.

Слайд 13

У лисицы зубы острые, мордочка тоненькая, ушки на макушке. Хорошо лиса наряжена: шерстка пушистая и золотистая; сама рыжая, грудка у нее белая, хвост пышный, красивый. Тепло лисе зимой в такой шубке. Ходит лисица тихонько, к земле низко пригибается. Свой пышный хвостик носит бережно.

Слайд 15

У лисы - лисята

Слайд 16

Загадка Дружбу водит лишь с лисой, Этот зверь сердитый, злой. Он зубами щёлк да щёлк, Очень страшный серый волк.

Слайд 17

Сейчас мы с вами превратимся в волчат. Волки зимой громко воют. Как они воют? Дети произносят протяжное «У-у-у»

Слайд 18

У волка глаза зоркие, зубы острые. Шубка серая, теплая. Не страшны серому зимние морозы. Он по лесу и день и ночь рыщет – себе добычу ищет. Прячьтесь все зверюшки лесные. Как попадетесь в лапы к серому – не сдобровать .

Слайд 19

Загадка Ходит по лесу Красавец Сквозь чащобы продираясь. Носит рогов корону. Рогами крепит оборону. Если встретить довелось Знайте, дети, это … (Лось)

Слайд 20

Он и смелый, он и быстрый, У него рога ветвисты Средь заснеженных болот Он лишайник вкусный рвет.

Слайд 21

У лося- лосята. Лось с большим удовольствием употребляет в пищу прутья и листья липы, осины, рябины, пихты, ели, сосны, даже сосновые шишки. Лось нагибает макушку деревьев ртом и держит невысокие деревья между ног, от этого иногда деревья не выдерживают его большой тяжести и ломаются.



Предварительный просмотр:




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс