ТЕМА: Слова с двумя безударными гласными в корне
ЦЕЛИ: научить производить проверку безударных гласных в корне слова, способствовать выработки привычки подбирать проверочные слова, развивать орфографическую зоркость, фонематический слух, речь, мышление, способствовать увеличению словарного запаса, прививать любовь к русскому языку, природе, труду.
МЕТОДЫ: словесный, наглядный, интерактивный.
ТИП УРОКА: комбинированный
ФОРМА УРОКА : словарная работа, практическое выполнение упражнений.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, тетради для работ, слайды, презентационный материал, кроссворд.
ХОД УРОКА
ОРГМОМЕНТ. Приветствие. Готовность к уроку. Психологический настрой.
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
На лесной полянки растет душистая земляника. Под окнами в саду появились первые цветы.
- Какие безударные гласные вставили в слова?
- Назовите проверочное слово?
Лесной – лес, полянке – поле, земляника – земля, под окнами – окна, в саду – сад, появились – явка, цветы – цвет.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
Запись числа. Классная работа. Каллиграфическая минутка.
В в вода
- На какой слог падает ударение? (На второй слог, гласную «а»).
- Какая гласная безударная? В какой части слова находится безударная гласная? Как проверить безударную гласную в корне?
- Давайте подберем проверочные слова: водный, подводный, воды.
СЛАЙД 3
1) Раздели слова на две группы.
Водичка, вода, водитель, водный
Обоснуй выбор.
(Водитель слово лишнее, оно на однокоренное всем остальным, отличается значением)
ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ. УСТНО.
СЛАЙД 5
Отправь ракеты к своим планетам.
А О Я И Е
В . лна В . терок Л . сток П . руса Гр . да
Дети предлагают свои варианты ответы, однако их надо подвести к тому, что просто так вставить букву в слово нельзя, НУЖНО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ КАКИМ-ТО ПРАВИЛОМ.
- В какой части слова находится пропущенная буква? (В корне)
- Пропущенная буква ударная или безударная? (Безударная)
- Какова цель нашего урока? (Научиться писать слова с безударными гласными в корне слова)
Поиск решения проблемы.
- Напишите название ракет в тетрадь друг под другом, оставляя на месте безударных гласных “окошки”.
- Выдели части слова, в которых пропущена буква?
- Какие безударные гласные в корне слова нужно проверять? (А или О, И или Е или Я)
- Почему их следует проверять? (Звук и буква могут не совпадать)
- Что же нужно сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с безударными гласными в корне слова? (Нужно проверять слова)
- Давайте разберёмся каким должно быть проверочное слово.
СЛАЙД 6
(нажимаем на слово В .ТЕРОК гиперссылка)
- Выбери из данных слов слово, которым можно проверить слово В . терок: ветрище, ветерочек, ветреный. Объясни почему? (Ветреный – так как гласный под ударением, произносится отчётливо и находится в той же части слова – в корне)
- Значит на планету с какой буквой полетит ракета “В . терок”? (На планету с буквой Е)
Запись в тетрадь проверочного слова.
СЛАЙД 7
(Нажимаем на слово В . ЛНЫ - гиперссыдка)
- Подбери однокоренные слова к слову В . лна? (Волны, волновой)
- Каким из них будешь проверять слово В . лна? Почему?
Запись в тетрадь проверочного слова.
Возврат к слайду 5 (полёт ракеты)
СЛАЙД 8
(Нажимаем на слово П . РУСА – гиперссылка)
- Подбери однокоренные слова к слову П . руса? (Парусник, парус, парусный)
- Все ли слова подойдут для проверки? Почему?
Запись в тетрадь проверочного слова.
Возврат к слайду 5 (полёт ракеты)
СЛАЙД 9
(Нажимаем на слово Л . СТОК - гиперссылка)
- Подбери однокоренные слова к слову Л . сток? (Лист, листва, лиственный, листья)
- Какие из этих слов подойдут для проверки? Почему?
Запись в тетрадь проверочного слова.
Возврат к слайду 5 (полёт ракеты)
СЛАЙД 10
(Нажимаем на слово ГР . ДА – гиперссылка)
- Подбери проверочные слова к слову Гр . да? (Грядка, гряды, грядочка)
- Почему эти слова подошли для проверки?
Запись в тетрадь проверочного слова.
Возврат к слайду 5 (полёт ракеты)
(Нажимаем на гиперссылку в правом нижнем углу и уходим на 11 слайд)
СЛАЙД 11
Попробуем сформулировать правило проверки безударных гласных в корне слова. (Чтобы правильно написать безударные гласные буквы А О И Е Я в корне слова, надо подобрать проверочное слово с тем же корнем и с ударной гласной)
(В другой руке человечка появляется запись этого правила в символах
Дети делают модель в своих справочниках, где записывают все правила в виде схем.)
V. Моделирование алгоритма.
Дети вместе с учителем моделируют алгоритм проверки безударных гласных в корне слова.
СЛАЙД 12
1. Определяю часть слова;
2. Слышу в корне безударный гласный;
3. Ставлю его под ударение;
4. Под ударением …;
5. Пишу ту же гласную в корне слова.
(Сравнение с учебником)
РАБОТА В ТЕТРАДИ.
УПРАЖНЕНИЕ 133. Прочитай. Определи, какая гласная проверена. Проверь и другую. Запиши.
Образец: Лепечет, лепет – лепетали.
Трепещет, трепет – трепетали.
Вечерний, вечер – вечереет.
Сторожка, сторож – сторожит.
Хлопочет, хлопоты – хлопотали.
ФИЗМИНУТКА.
УПРАЖНЕНИЕ 134.
- Кого вы видите на экране?
- Чем полезна пчелка?
- А какие пословицы о труде вы знаете?
- Следующее задание у нас будет про пчелку?
ПРОЧИТАЙ ОТДЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ ТЕКСТА. Расположи их в нужной последовательности. Запиши рассказ « Пчелка на разведке». Вставь пропущенные буквы.
2. Вылетела из улья и полетела к яблоньке. Цветы яблони были еще спрятаны в почках.
1. Пригрело раннее весеннее солнце. Проснулась пчелка. Прочистила она свои глазки мохнатыми лапками.
4. Наелась, напилась пчелка и полетела домой.
3. Увидела пчелка под кустом фиалку. Ее чашечка была полна сладкого сока.
(По К.Д. Ушинскому)
- В каких словах пропущены буквы?
- В какой части находится эта гласная?
- Какая гласная: ударная или безударная?
- Как проверить безударную гласную в корне?
(весеннее – вёсна, лапками – лапы, вылетела – полёт, полетела – полёт, цветы – цветик, цвет, чашечка, полна – полный, сладкого -сладость).
Закрепление изученного.
СЛАЙД 13
1) Цифровой диктант с последующей проверкой.
гн…здо
1. А ос…нь
пр…мой
О п…сьмо
м…ряк
И с…лить
тр…ва
4. Е б…да
м…сной
5. Я ч…сло
Ключ: 4, 4, 5, 3, 2, 2, 1, 4, 5, 3.
(Дети самостоятельно сравнивают с образцом и дают себе самооценку)
Итог урока.
- Как нужно действовать, чтобы не ошибиться в написании слов с безударным гласным в корне?
- Зачем нужно знать и помнить это правило?
- Какие способы проверки безударных гласных в корне слова вы запомнили?
Рефлексия.
- Оцените свою работу на уроке сами.
Тот, кто хорошо поработал на уроке и усвоил правило – красный шарик;
Тот, кто чуть-чуть сомневается в своих знаниях – синий шарик;
Тот, кому было что-то непонятно на уроке – зелёный шарик.
За работу на уроке я выставила такие оценки …
Домашнее задание. Упражнение с учебника 136.
КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ВО 2 «Б» КЛАССЕ
ГСС ШКОЛЫ № 37
Г. БУХАРЫ
УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ:
СУЮНДУКОВОЙ Н.А.
КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО
УРОКА
ПО ЧТЕНИЮ
ВО 2 «Б» КЛАССЕ
ГСС ШКОЛЫ № 37
Г. БУХАРЫ
УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ:
СУЮНДУКОВОЙ Н.А.