Урок №2
Становление наук о человеке.
Цели: усвоить понятие об основных этапах развития анатомии, физиологии и гигиены человека.
Оборудование: модель торса человека, портреты ученых, таблица «Происхождение человека», мультимедийный проектор.
Планируемые результаты:
Предметные:
учащиеся должны знать: основные этапы развития анатомии, физиологии, психологии и гигиены человека; знать ученых, внесших вклад в развитие знаний о человеке.
учащиеся должны уметь: приводить доказательства развития наук о человеке.
Метапредметные:
учащиеся должны уметь: сопоставлять и объяснять на основании приведенных фактов историю развития наук о человеке.
Личностные:
учащиеся должны уметь: отстаивать свою точку зрения, уважать мнение собеседника, оперировать фактами для доказательства или опровержения существующего мнения.
Тип урока: комбинированный
Технологии: здоровье сберегающая; информационно-коммуникационная, проблемного обучения, групповая.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний:
Работа с классом:
Фронтальный опрос: « Науки, изучающие организм человека»
Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.
1. Как называется наука о жизненных функциях организма и его органов?
гигиена 2) анатомия 3) физиология 4) биология
2. Название какой науки происходит от греческого слова, в переводе означающего « рассечение»?
физиологии 2) анатомии 3) биологии 4) эмбриологии
3. Строение и форму организма и его органов изучает:
1) физиология 2) анатомия 3) зоология 4) гигиена
4. Знать особенности строения и жизнедеятельности организма человека нужно для:
охраны окружающей среды 2) более крепкого сна 3)охраны здоровья 4)борьбы с паразитами
5. Название науки « анатомия» происходит от греческого слова « анатоме», что означает:
разрезание 2) отрезание 3) рассечение 4) исследование
6. Внешние особенности человека: рост, вес, телосложение изучает наука:
психология 2) анатомия 3) физиология 4) биология
7. Субъективным методом исследования является:
измерение 2) наблюдение 3) эксперимент 4) самонаблюдение
8. какие методы вам известны в анатомии? Физиологии? Психологии?
Изучение нового материала:
Работа с классом:
Становление наук о человеке
У человека давно пробудился интерес к собственному телу, строению и функциям отдельных органов. Познание собственного тела продвигалось шаг за шагом.
Первые опыты врачевания появились еде до возникновения человека разумного. Ископаемые находки свидетельствуют, что уже неандертальцы проявляли заботу о раненых и искалеченных собратьях. Передаваемый из поколения в поколение опыт лечебной деятельности способствовал накоплению определенных знаний. Охота давала пропитание и информацию о строении животных.
Форма органов была известна, а об их функциях, возможно, не задумывались. Первобытные врачеватели владели приемами оперативного лечения: обрабатывали раны лекарствами из растений, минералов и частей животных; применяли шины при переломах; при кровопускании использовали шипы растений, каменные и костяные ножи; применяли природные обезболивающие средства.
Физкультминутка общего воздействия (4-5 мин.)
Упражнение: «Потянулись»
Упражнение: «Легли на парту»
Упражнение: «Качание головой»
Исходное положение: стойка ноги врозь
Руки отвести назад, затем в стороны и вверх. Встать на носки, расслабив плечевой пояс. Руки опустить вниз с небольшим наклоном туловища вперед.
Исходное положение: стойка ноги врозь, руки согнуты вперед, кисти в кулаках.
Поворот туловища налево и «удар» правой рукой вперед
Работа с классом:
Вариант 1. Класс делится на 3 группы ( по рядам). Учащиеся получают задания и готовят сообщения по темам:
1 группа: Вклад в науку древнегреческих и римских ученых
2 группа: Вклад в науку ученых Средневековья и эпохи Возрождения
3 группа: вклад в науку ученых после эпохи Возрождения.
Выступления учащихся (доклады и сообщения , презентация на тему: «Становление наук о человеке»
Вариант 2. Рассказ учителя с записью учеников в тетрадь.
Ученый | Годы жизни | Вклад в науку |
Аристотель | 384-322г.г. до н.э. | Продолжатель Платона. Сравнивал органы человека и животных, изучал их развитие. Ввел термин «организм» ( от слова организация – четкая организация строения)первый занялся изучением зародышей. По праву можно считать отцом эмбриологии. |
Гиппократ | ( 460-377 гг до н.э.) | Изучал влияние факторов природы на здоровье человека. Ему удалось найти причины болезней, в которых виноваты сами люди. Ввел понятие анамнеза (история болезни) |
Клавдий Гален | 130-200 н.э. | Гален внёс весомый вклад в понимание многих научных дисциплин, включая анатомию, физиологию, патологию, фармакологию, и неврологию, а также философию и логику. Гален получил прекрасное образование, много путешествовал, собрав множество медицинской информации. Его труды «Анатомические исследования» «О назначении частей тела». Подробно изучил строение костей, мышц и суставов обезьяны и предположил, что человек устроен сходным образом, впервые стал проверять действие лекарств на животных, открыл первый госпиталь, применял стерилизацию хирургических инструментов, успешно проводил глазные и черепно-мозговые операции |
Леонардо да Винчи | 1452-1519 | Впервые правильно изобразил различные органы человеческого тела, является основоположником пластической анатомии, описал строение скелета человека, классифицировал мышцы по величине и форме |
Андреас Везалий | 1514-1564г.г | В его основу был положен системный метод аналитического характера. Исправил 200 ошибок Галена, правильно описав скелет, мышцы и внутренние органы человека, установил отсутствие в сердечной перегородке отверстий, описал клапаны сердца. |
Рене Декарт | 1596-1650 | Ввёл в науку представление о рефлексе |
Уильям Гарвей | (1587 -1657 гг) | открыл два круга кровообращения: малый и большой, но считал его разомкнутым. Ему принадлежит догадка о том, что животное в своем онтогенезе повторяет филогенез. |
Анатомия России получила развитие со времен Петра 1. Он приобрел в голландии коллекциюанатомических препаратов и организовал в Петербурге первый естествоенно научный музей. В 1725 г. Им была создана академия наук. |
Луи Пастер | 1822-1895 | Впервые создал и применил вакцину от бешенства и сибирской язвы, разработал способы обеззараживания продуктов питания исследовал процессы гниения и брожения, внёс большой вклад в разработку иммунной теории |
Илья Ильич Мечников | 1845-1916 | Разработал новую теорию воспаления, открыл фагоцитарный иммунитет |
Иван Михайлович Сеченов | | Показал связь спинного и головного мозга, открыл центральное торможение, открыл способность высших отделов нервной системы регулировать нижерасположенные отделы |
Иван Петрович Павлов | 1849-1936 | Открыл условные и безусловные рефлексы, изучил иннервацию сердца и пищеварительной системы, разработал условно-рефлекторную теорию |
Пирогов Н.И. | 1810-1881 | Создатель топографической анатомии. Его труды «Атлас Топографическая анатомия по распилам через замороженные трупы» полный курс прикладной анатомии. |
Закрепление изученного материала:
1.Как представлял Гераклит происходящие в природе процессы?
2. Кому из ученых принадлежит термин «организм»? Какое свойство живой природы было отмечено в этом названии?
3. Как решал Аристотель проблему души и тела?
4. Кто из античных философов впервые заинтересовался проблемами гигиены и охраны здоровья?
5. Какой вклад в науку о кровообращении внесли Везалий и Гарвей?
6. Как отразились успехи техники на развитии анатомии, физиология и медицины?
Домашнее задание: Параграф 2, Заполнить таблицу: «Становление наук о человеке»