Тема урока: «ГОРЕНИЕ СВЕЧИ»
Ход урока
Актуализация знаний. Введение в тему урока.
Добры день!
Слайд «Эпиграф»
- Ребята, обратите своё внимание на высказывание М.Фарадея, которое очень хорошо подходит в качестве эпиграфа для сегодняшнего урока: «Для начинающего исследователя горящая свеча – это кладезь необычайных наблюдений и открытий» (М.Фарадей).
- Вам это о чем ни будь говорит?
- Для того чтобы понять тему нашу урока давайте сыграем в одну очень интересную игру, по мотивам популярной телепередачи «ГДЕ ЛОГИКА?».
(ИГРА ГДЕ ЛОГИКА - картинки)
Далее учитель определяет цель урока для обучающихся.
- «О чём же сегодня пойдёт речь? Чем мы с вами будем заниматься на уроке?».
Заслушиваются ответы обучающихся.
- Перед вами лежат ваши рабочие карточки сегодняшнего урока, пожалуйста запишите тему и цель.
Учитель зажигает на столе свечу.
- Химия – одна из наук, помогающая познать тайны природы. Но этому надо учиться. Одно из необходимых умений – это умение наблюдать за явлениями, отличать, определять принадлежность их к определенной группе.
- Сегодня я предлагаю Вам представить себя не учениками, а учёными – исследователями.
2. Поисковая деятельность обучающихся.
- Прежде чем приступить к практической работе предлагаю. Нам, повторить некоторые правила по технике безопасности на уроке химии. В рабочих карточках вам предложены 7 вариантов правил, ваша задача написать рядом с правилом согласны вы с ним или нет. Приступайте.
3. Изучение нового материала.
- Молодцы. Вы уде готовы приступить к работе. Зажгите пожалуйста свечи. Посмотрите на пламя свечи! «Что вы наблюдаете?».
- Обратите внимание на неоднородность пламени, в нем можно различить три зоны.
Нижняя (темная), где находятся пары парафина, смешанные с воздухом. Процесс испарения парафина сопровождается охлаждением, поэтому нижняя часть пламени холодная. Там горение не происходит.
Средняя (наиболее яркая), где под действием высокой температуры происходит разложение углеродсодержащих соединений, и частицы угля раскаляются, излучая свет;
Внешняя (наиболее светлая), где происходит наиболее полное сгорание продуктов разложения с образованием углекислого газа и воды.
4. Лабораторная работа
- Сегодня мы с вами проведем практическую работу, специально для этого урока я разделила вас на две команды.
- Первая группа: ваша задача ознакомится с инструкцией к выполнению работы. Вам необходимо провести 3 опыта (прочитать) и результаты исследования зафиксировать в таблице на ваших карточках.
2 группа, вы сегодня будете работать с цифровой лабораторией РЕЛЕОН, ваша задача ознакомиться с инструкцией к практической работе.
- Измерить с помощью мультидатчика температуру пламени на разных уровнях у свечи и у спиртовки. Все данные измерения зафиксировать в таблицу на рабочих карточках.
В выводах указать, какой источник теплоты предпочтительно использовать в химической лаборатории и почему.
Карта – инструкция по выполнению практической работы (находится у каждого обучающегося на столе).
5. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Ребята, выскажите своё мнение о ходе урока, изученном материале, о применённых методах работы, сделайте оценку своей работе и работе своих товарищей.
- Сегодня мы смотрели на пламя свечи и дурные мысли покидали нас. В следующий раз, когда вы будете зажигать свечу – это маленькое чудо, то вспомните и подумайте о том, что сегодня узнали и пусть разноцветные горящие свечи принесут в ваш дом только счастье.
- Мы с Вами на уроке были учеными – исследователями, поэтому я, как руководитель нашей лаборатории, выдаю каждому удостоверение исследователя, который изучил строение пламени свечи и явления, происходящие при её горении.
6. Домашнее задание.
Предлагаю двум обучающимся (по желанию) тему для проекта «Поэты о свече».