РУССКИЙ ЯЗЫК 4 КЛАСС УРОК 2 ДАТА
Тема: Текст: тема и основная мысль. Текст и его план
Тип урока: урок открытия новых знаний
Методическая цель урока: уточнить представления об особенностях текста как единицы речи;
развивать умение составлять план текста.
Задачи урока: повторить признаки текста, различать текст и группу предложений; научить детей
определять тему текста, основную мысль, подбирать заглавие, составлять план текста.
Планируемые результаты.
Предметные: научатся различать текст и группу предложений, определять тему текста, основную
мысль, подбирать заглавие, составлять план текста.
Метапредметные: регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его
результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;
познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и
произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ, сравнение,
классификация объектов по выделенным признакам; коммуникативные: инициативное
сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра.
Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее
личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения: урок.
Методы, применяемые на уроке: словесный; наглядный ; деятельностный; методы контроля и
самоконтроля.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карточки для самоконтроля, «Лесенка успешности»,
карточки «Светофора», таблица «Текст»
Цель деятельности учителя: уточнить представления об особенностях текста как единицы речи; развивать умение составлять план текста. Задачи урока: повторить признаки текста, различать текст и группу предложений; научить детей определять тему текста, основную мысль, подбирать заглавие, составлять план текста.
Планируемые результаты.
Предметные: научатся различать текст и группу предложений, определять тему текста, основную мысль, подбирать заглавие, составлять план текста.
Метапредметные: регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра. Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, таблица «Текст».
ТЕЗАУРУС
Текст – это несколько предложений, которые объединённых темой и основной мыслью.
Тема текста – это предмет речи; то, о чём говорится в тексте.
Основная мысль текста – это главное, в чём хочет убедить автор, что хочет объяснить.
План текста –
Ход урока
Организационный момент
Актуализация
Учебник упр. 4 стр. 7
- Какой текст составили по рисунку?
- Какие слова вежливости употребили в диалоге?
- Какую роль играют «вежливые» слова в каждой речевой ситуации?
Словарная работа.
- Запишите слова, объясните орфограммы: здравствуйте, спасибо, пожалуйста, до свидания, извините.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
– Что вы составляли? (Рассказ, сообщение, текст.)
– Докажите. Что такое текст?
– Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Вспомнить, чем текст отличается от группы предложений, научиться определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст и составлять его план.)
4.Работа по теме урока.
Работа по учебнику. Фронтальная работа.
Упр. 5 (с. 8).
Работа по учебнику. Фронтальная работа. Упр. 5 (с. 8).
Проведём исследование. Прочитайте.
– Это текст или отдельные предложения? (Текст.)
– Как вы определили, что это текст? (Предложения связаны по смыслу.)
– Как связаны между собой второе и третье предложения? (Местоимение она указывает на то,
что речь идёт о берёзе.)
– Какой эпитет использован для описания берёзы в четвёртом предложении? (Зелёная красавица.)
– О чём говорится в данном тексте? Определите его тему. (Берёза – символ России).
– Какова главная мысль текста? (Это дерево любят за его красоту, за пользу, которую оно
приносит.)
– Как можно озаглавить этот текст?
– Объясните написание выделенных слов.
– Выполните письменные задания к упражнению. (Самопроверка).
Физкультминутка для глаз.
Проведём исследование. Прочитайте. – Это текст или отдельные предложения? (Текст.)
– Как вы определили, что это текст? (Предложения связаны по смыслу.)
– Как связаны между собой второе и третье предложения? (Местоимение она указывает на то, что речь идёт о берёзе.)
– Какой эпитет использован для описания берёзы в четвёртом предложении? (Зелёная красавица.) – О чём говорится в данном тексте? Определите его тему. (Берёза – символ России).
– Какова главная мысль текста? (Это дерево любят за его красоту, за пользу, которую оно приносит.)
– Как можно озаглавить этот текст?
– Объясните написание выделенных слов.
– Выполните письменные задания к упражнению. (Самопроверка).
Физкультминутка для глаз.
5. Первичная проверка понимания Упр. 6 (с. 8).
– Прочитайте стихотворение.
– Какими чувствами пронизаны строки?
– Прочитайте стихотворение ещё раз. Постарайтесь при чтении передать чувства, которые переживает автор.
– Какова тема стихотворения? (В нём рассказывается о нашей родине – России.)
– Какова главная мысль стихотворения? (У каждого в нашей стране есть свой родной уголок, но у всех нас один общий дом – Россия, надо его беречь.)
– Спишите стихотворение.
6.Первичное закрепление Упр. 7 (с. 9). Работа в парах.
– Прочитайте текст.
– Что отражено в заглавии – тема или основная мысль?
– Как выделить в тексте части? (В каждой части содержится своя главная мысль.)
– Почему части текста называют так: зачин, основная часть , концовка? (Во вводной части читатель узнаёт, о чём будет текст, в основной – происходят основные события, в заключительной – делается вывод, автор высказывает своё отношение к событиям.)
– Что надо отразить в формулировках пунктов плана?
– Составьте план текста и запишите в тетради.
Примерный план
1. Отцовский наказ.
2. Испытание.
3. Совет отца.
– Перескажите текст, пользуясь составленным планом
7.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Проверка выполнения задания 2-3 пары. Оценивание.
8. Итог урока. Рефлексия.
– Что такое текст?
– Что такое тема текста?
– Что такое главная мысль текста?
– Достигли мы поставленной цели урока?
– Оцените свою работу
9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
1.Прочитать рубрику «Страничка для любознательных» (стр.9).
2.Составить письменно в тетради сообщение о происхождении слова «каникулы».
3.Карточка
– Что хотел сказать автор читателю?
Письменно. Придумай и запиши заголовок текста. Определи и запиши главную мысль текста.
Составь и запиши план данного текста.
(1)Все знают, как поют комары. (2)Летним утром в лесу или даже в доме обязательно раздаётся над ухом тоненький, назойливый, неприятный писк. (3)Это комар летит и зудит: «Пи-и-и-и-и». (4)Сел – и сразу смолк. (5)Почему? (6)Да потому, что комары «поют» крыльями. (7)Это их крохотные крылышки во время полёта бьют по воздуху так быстро, что воздух начинает дрожать и возникает высокий, пронзительный звук.
(8)Мы комариное пение слышим даже сквозь ночной сон, а вот слышат ли комары друг друга? (9)Да, слышат, но об этом люди узнали совершенно случайно. (10)Один учёный работал с электрическим трансформатором – прибором, который во время работы гудит. (11)И вдруг он заметил, что стоит включить трансформатор, как вокруг него собираются комары. (12)Оказывается, прибор гудел точь-в-точь так, как туча комаров, вот они и слетались на знакомый звук. (13)Значит, комары могут слышать и гудение крыльев для них – призывный сигнал.
(14)Но разве у них есть уши? (15)Конечно, нет, но у комаров усики устроены так, что чувствуют звуки. (16)Значит, эти насекомые слушают свои песни не ушами, а усиками!