СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Текст, тема и основная мысль. Текст и его план"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока соответсвует новому ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Текст, тема и основная мысль. Текст и его план"»

РУССКИЙ ЯЗЫК 4 КЛАСС УРОК 2 ДАТА

Тема: Текст: тема и основная мысль. Текст и его план

Тип урока: урок открытия новых знаний

Методическая цель урока: уточнить представления об особенностях текста как единицы речи;

развивать умение составлять план текста.

Задачи урока: повторить признаки текста, различать текст и группу предложений; научить детей

определять тему текста, основную мысль, подбирать заглавие, составлять план текста.

Планируемые результаты.

Предметные: научатся различать текст и группу предложений, определять тему текста, основную

мысль, подбирать заглавие, составлять план текста.

Метапредметные: регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его

результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;

познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и

произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ, сравнение,

классификация объектов по выделенным признакам; коммуникативные: инициативное

сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее

личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения: урок.

Методы, применяемые на уроке: словесный; наглядный ; деятельностный; методы контроля и

самоконтроля.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карточки для самоконтроля, «Лесенка успешности»,

карточки «Светофора», таблица «Текст»

Цель деятельности учителя: уточнить представления об особенностях текста как единицы речи; развивать умение составлять план текста. Задачи урока: повторить признаки текста, различать текст и группу предложений; научить детей определять тему текста, основную мысль, подбирать заглавие, составлять план текста.

Планируемые результаты.

Предметные: научатся различать текст и группу предложений, определять тему текста, основную мысль, подбирать заглавие, составлять план текста.

Метапредметные: регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра. Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, таблица «Текст».

ТЕЗАУРУС

Текст – это несколько предложений, которые объединённых темой и основной мыслью.

Тема текста – это предмет речи; то, о чём говорится в тексте.

Основная мысль текста – это главное, в чём хочет убедить автор, что хочет объяснить.

План текста –


Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация

Учебник упр. 4 стр. 7

- Какой текст составили по рисунку?

- Какие слова вежливости употребили в диалоге?

- Какую роль играют «вежливые» слова в каждой речевой ситуации?

Словарная работа.

- Запишите слова, объясните орфограммы: здравствуйте, спасибо, пожалуйста, до свидания, извините.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

– Что вы составляли? (Рассказ, сообщение, текст.)

– Докажите. Что такое текст?

– Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Вспомнить, чем текст отличается от группы предложений, научиться определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст и составлять его план.)

4.Работа по теме урока.

Работа по учебнику. Фронтальная работа.

Упр. 5 (с. 8).

Работа по учебнику. Фронтальная работа. Упр. 5 (с. 8).

Проведём исследование. Прочитайте.

– Это текст или отдельные предложения? (Текст.)

– Как вы определили, что это текст? (Предложения связаны по смыслу.)

– Как связаны между собой второе и третье предложения? (Местоимение она указывает на то,

что речь идёт о берёзе.)

– Какой эпитет использован для описания берёзы в четвёртом предложении? (Зелёная красавица.)

– О чём говорится в данном тексте? Определите его тему. (Берёза – символ России).

– Какова главная мысль текста? (Это дерево любят за его красоту, за пользу, которую оно

приносит.)

– Как можно озаглавить этот текст?

– Объясните написание выделенных слов.

– Выполните письменные задания к упражнению. (Самопроверка).

Физкультминутка для глаз.

Проведём исследование. Прочитайте. – Это текст или отдельные предложения? (Текст.)

– Как вы определили, что это текст? (Предложения связаны по смыслу.)

– Как связаны между собой второе и третье предложения? (Местоимение она указывает на то, что речь идёт о берёзе.)

– Какой эпитет использован для описания берёзы в четвёртом предложении? (Зелёная красавица.) – О чём говорится в данном тексте? Определите его тему. (Берёза – символ России).

– Какова главная мысль текста? (Это дерево любят за его красоту, за пользу, которую оно приносит.)

– Как можно озаглавить этот текст?

– Объясните написание выделенных слов.

– Выполните письменные задания к упражнению. (Самопроверка).

Физкультминутка для глаз.

5. Первичная проверка понимания Упр. 6 (с. 8).

– Прочитайте стихотворение.

– Какими чувствами пронизаны строки?

– Прочитайте стихотворение ещё раз. Постарайтесь при чтении передать чувства, которые переживает автор.

– Какова тема стихотворения? (В нём рассказывается о нашей родине – России.)

– Какова главная мысль стихотворения? (У каждого в нашей стране есть свой родной уголок, но у всех нас один общий дом – Россия, надо его беречь.)

– Спишите стихотворение.

6.Первичное закрепление Упр. 7 (с. 9). Работа в парах.

– Прочитайте текст.

– Что отражено в заглавии – тема или основная мысль?

– Как выделить в тексте части? (В каждой части содержится своя главная мысль.)

– Почему части текста называют так: зачин, основная часть , концовка? (Во вводной части читатель узнаёт, о чём будет текст, в основной – происходят основные события, в заключительной – делается вывод, автор высказывает своё отношение к событиям.)

– Что надо отразить в формулировках пунктов плана?

– Составьте план текста и запишите в тетради.

Примерный план

1. Отцовский наказ.

2. Испытание.

3. Совет отца.

– Перескажите текст, пользуясь составленным планом

7.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Проверка выполнения задания 2-3 пары. Оценивание.

8. Итог урока. Рефлексия.

– Что такое текст?

– Что такое тема текста?

– Что такое главная мысль текста?

– Достигли мы поставленной цели урока?

– Оцените свою работу

9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

1.Прочитать рубрику «Страничка для любознательных» (стр.9).

2.Составить письменно в тетради сообщение о происхождении слова «каникулы».

3.Карточка

– Что хотел сказать автор читателю?

Письменно. Придумай и запиши заголовок текста. Определи и запиши главную мысль текста.

Составь и запиши план данного текста.


(1)Все знают, как поют комары. (2)Летним утром в лесу или даже в доме обязательно раздаётся над ухом тоненький, назойливый, неприятный писк. (3)Это комар летит и зудит: «Пи-и-и-и-и». (4)Сел  – и сразу смолк. (5)Почему? (6)Да потому, что комары «поют» крыльями. (7)Это их крохотные крылышки во время полёта бьют по воздуху так быстро, что воздух начинает дрожать и возникает высокий, пронзительный звук.

(8)Мы комариное пение слышим даже сквозь ночной сон, а вот слышат ли комары друг друга? (9)Да, слышат, но об этом люди узнали совершенно случайно. (10)Один учёный работал с электрическим трансформатором  – прибором, который во время работы гудит. (11)И вдруг он заметил, что стоит включить трансформатор, как вокруг него собираются комары. (12)Оказывается, прибор гудел точь-в-точь так, как туча комаров, вот они и слетались на знакомый звук. (13)Значит, комары могут слышать и гудение крыльев для них  – призывный сигнал.

(14)Но разве у них есть уши? (15)Конечно, нет, но у комаров усики устроены так, что чувствуют звуки. (16)Значит, эти насекомые слушают свои песни не ушами, а усиками!