СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Три среды обитания"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Три среды обитания"»

Тема: Три среды обитания организмов.

Цели урока:

Обучающие:

- закрепить знания о многообразии живых организмов, о значении благоприятных природных условий для жизни организма;

- сформировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания организмов и их приспособленности к жизни в этих средах.

Развивающие:

- учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи развивать воображение учащихся;

- развивать поисково-информационные умения: работать с конспектом урока.

Воспитательные:

- формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;

- прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле.

Задачи урока:

1. Познакомить учащихся с различными средами обитания организмов.

2. Выяснить особенности приспособленности организмов к среде обитания.

3. Определить уровень усвоения школьниками учебного материала по теме урока.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: осознание единства и целостности окружающего мира; формирование коммуникативной компетентности в общении с одноклассниками в процессе учебно-исследовательской деятельности; знание правил отношения к живой природе и основ здоровьесбережения, формирование экологического мышления и культуры.

Метапредметные:

1. Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

2. Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему); составлять схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

3. Коммуникативные УУД: уметь работать индивидуально и в группе; организовывать учебное сотрудничество (определять общие цели и уметь договариваться друг с другом).

Предметные: характеризовать и выделять существенные особенности условий сред обитания; распознавать по рисункам учебника черты приспособленности живых организмов к различным средам жизни, описывать их; приводить примеры обитателей различных сред жизни.


ХОД УРОКА

I. Организационный этап.

- Приветствие

II. Повторение пройденного на прошлом уроке.

Вопросы:

1. На какие царства учёные делят живую природу? (Царства живых организмов: Бактерии, Растения, Грибы, Животные, Простейшие)

2. Какие из них относятся к одноклеточным и почему? (состоят из одной клетки)

3. Какие царства относятся к многоклеточным? (имеют сложное строение, деление на органы и системы органов)

4. Что общего у бактерий и простейших животных и чем они отличаются друг от друга? (состоят из одной клетки, бактерии не имеют ядра)

5. Чем отличается царство растений от других многоклеточных организмов?(ведут прикрепленный образ жизни, неограниченный рост, способны производить органические вещества сами)

6. На какие группы делят растения? (одноклеточные, многоклеточные, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, покрытосеменные)

7. Какое царство живых организмов самое многочисленное и почему?(животных, распространены повсеместно)

8. Какие группы животных выделяют учёные и почему?(беспозвоночные- кишечнополостные, черви, моллюски, насекомые, паукообразные, ракообразные, позвоночные- рыбы, амфибии, рептилии, птицы, млекопитающие)

9. Распределите признаки по царствам: Растения, Животные, Грибы, Бактерии

1. одна или множество клеток;

2. клетки имеют ядро;

3. используют готовые органические вещества;

4. содержат хлорофилл;

5. создают органические вещества;

6. состоят из одной клетки;

7. активно передвигаются;

8. клетки не имеют ядра.

III Этап подготовки к активному сознательному усвоению знаний.

Тема урока: Три среды обитания организмов (запись в тетради). Приспособленность организмов к жизни в них.

– Как вы думаете, как можно сформулировать цели урока?

Что нам предстоит изучить? С чем познакомиться?

Цели урока.

- Узнать, что такое среда обитания организмов;

- Познакомиться с отличительными особенностями разных сред обитания организмов;

- Найти отличия между условиями жизни в разных средах и определить черты приспособленности организмов к жизни в них.

– Много интересного, необычного и загадочного таит в себе прекрасный мир живой природы.

IV. Этап перехода учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

- Почему же все живые организмы разные? Почему отличаются друг от друга?

- Организмы так не похожи друг на друга, потому что живут в различных условиях.

В самом деле, условия обитания влияют на внешний вид, внутреннее строение, особенности поведения существ.

Среда - это часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие. Из среды организмы получают все необходимое для жизни и в нее же выделяют продукты обмена веществ.

Среда обитания – условия, окружающие организм (запись в тетради).

Существует несколько сред обитания: водная, почвенная, наземно-воздушная.

Жизнь в каждой среде имеет свои особенности.

Важнейшие факторы для любого организма – свет, тепло и влага. С детства нам знакомо: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!». Можно сюда добавить кислород – для животного мира, и углекислый газ – для растений. Каково же влияние каждого из них на живые организмы?

Попробуем охарактеризовать каждую из этих сред по следующим показателям:

- свет

- температура

- наличие кислорода

- влажность (наличие воды).

В какой среде обитания света больше, в каком меньше? (обсуждение вопроса, данные заносятся в таблицу).

Условия жизни

Наземно-воздушная

Водная

Почвенная

1.

Кислород

Достаточно

Не хватает

Меньше

2.

Вода

Не всегда хватает

Достаточно

Бывает много

3.

Температура

Значительные

Более ровная

Более ровная

4.

Свет

Достаточно

Меньше

Свет не проникает


В водной среде:

1. Обтекаемая форма тела встречается у представителей различных групп организмов, обитающих в воде, - дельфинов (млекопитающих), костистых и хрящевых рыб для снижения лобового сопротивления, что приводит к снижению энергозатрат на плавание.

2. Высокая плотность воды является также причиной того, что механические колебания (вибрации) хорошо распространяются в водной среде. Это имело важное значение в эволюции органов чувств, ориентации в пространстве и коммуникации между водными обитателями. Вчетверо большая, чем в воздухе, скорость звука в водной среде определяет более высокую частоту эхолокационных сигналов.

3. В связи с высокой плотностью водной среды ее обитатели лишены обязательной связи с субстратом, которая характерна для наземных форм и связана с силами гравитации. Поэтому есть целая группа водных организмов (как растений, так и животных), существующих без обязательной связи с дном или другим субстратом, "парящих" в водной толще.

4.Электропроводность открыла возможность эволюционного формирования электрических органов чувств, обороны и нападения.

Самая заметная особенность многих водных животных - приспособления для плавания: у моржей и тюленей – ласты. У бобров, выдр, водоплавающих птиц, лягушек – перепонки между пальцами.

У жуков-плавунцов – плавательные ножки, похожие на весла.

Только в водной среде встречаются неподвижные, ведущие прикрепленный образ жизни животные: гидроиды, коралловые полипы, морские лилии, двустворчатые моллюски и др.

Приспособления к водной среде обитания

- обтекаемая форма тела

- наличие слизи на теле

- плавники,

- ласты

- подкожный слой жира.

К наземно-воздушной среде обитания.

Животные в наземно-воздушной среде передвигаются по почве или по воздуху (птицы, насекомые), а растения укореняются в почве. В связи с этим, у животных появились легкие и трахеи, а у растений – устьичный аппарат, т.е. органы, которыми сухопутные обитатели планеты усваивают кислород прямо из воздуха. Сильное развитие получили скелетные органы, обеспечивающие автономность передвижения по суше: ноги одних приспособлены к бегу (страус, гепард, зебра), других – к прыжкам (кенгуру, тушканчик). Из каждых ста обитающих в этой среде видов животных 75 умеют летать. Это большинство насекомых, птиц и некоторые звери (летучие мыши).

Приспособительные особенности животных и растений:

- крылья;

- конечности для передвижения по твердой поверхности;

- шерсть;

- перья;

- приспособления для экономного расходования влаги;

- приспособления для опыления растений.

Обратить внимание на организмы, обитающие в двух и более средах: бактерии, лягушки, мыши.

Почвенная среда.

Для почвенных организмов характерны специфические органы и типы движения (роющие конечности у млекопитающих; способность к изменению толщины тела; наличие специализированных головных капсул у некоторых видов); формы тела (округлая, вольковатая, червеобразная); прочные и гибкие покровы; редукция глаз и исчезновение пигментов. Среди почвенных обитателей широко развита сапрофагия - поедание трупов других животных, гниющих остатков и т.д.

Приспособления к почвенной среде обитания.

- округлая, червеобразная форма тела

- способность к изменению толщины тела

- роющие конечности

- маленькие глаза или вовсе нет органа зрения.

V этап. Работа в парах. Приспособление организмов к различным средам обитания.

Задание: выявить черты приспособления различных животных к водной, почвенной и наземно-воздушной средам обитания.

ПЛАН РАБОТЫ:

заполнить таблицу

среда обитания

черты приспособленности к среде обитания

примеры животных

Наземно-воздушная



Водная



Почвенная




сделать вывод: какая среда наиболее заселена?

VI этап. Закрепление.

Кроссворд.





1

в


















2


о



















3

д




















н















5





а

















6


я

















1.Крупный зверь, хорошо плавающий под водой. Лапы короткие с плавательными перепонками. (выдра)

2. Крупная пресноводная бесчешуйчатая рыба (сом)

3. Только мимо нас проплыли,

Поиграли и уплыли.

Среди волн мелькают спины, Дети, кто это? (дельфины)

4. Есть такой на свете жук - может в воду прыгнуть вдруг.

Но не тонет жук-храбрец, плыть умеет...(плавунец)

5. Глазастая, зубастая, хвостом виляет, в океане промышляет. (акула)

6. Не зверь, и не птица, Всего боится. Наловит мух – И в воду – плюх! (лягушка)

Игра «Определение среды обитания»

- Назовите среду обитания, в котором много кислорода, мало воды и резкие колебания температуры. (наземно-воздушная).

- Это среда обитания, в котором мало кислорода, много воды, температура ровная, в глубинах меньше проникает света. (водная).

- В этой среде обитают черви, личинки насекомых, и имеются гифы грибов, бактерии. (почвенная).

- Назвать название среды обитания тех или иных организмов: жираф, дельфин, уж, муха, гусь, рыба, оса, дождевой червь, ворона, лев, карась, сова, крот, сом.

VII Домашнее задание:

Задание на выбор: 1. придумать невероятное животное, которое может обитать во всех средах жизни. Составить мини-рассказ. 2. Найти загадки о животных, которые обитают в водной среде обитания.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!