СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 5 классе "Главные члены предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему "Главные члены предложения" с использованием здоровьесберегающих технологий.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 5 классе "Главные члены предложения"»

Урок русского языка по теме "Главные члены предложения. Подлежащее". 5-й класс

Тема “Главные члены предложения. Подлежащее” рассчитана на 1 час, изучается в разделе “Синтаксис. Пунктуация”. Всего на изучение темы “Главные члены предложения” отводится 2 часа.

Планируемые результаты:

  • предметные: на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым углубление знаний о подлежащем, как главном члене предложения, формирование умения синтаксического анализа предложений и морфологического анализа слов разных частей речи.

  • метапредметные: владение аудированием и чтением, говорением и письмом, умение определять цель предстоящей деятельности, строить логическую цепочку (схему), конструировать текст, создавать письменный текст по заданной модели, способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной форме, умение определять результаты учебной деятельности,

  • личностные: формирование умения самооценки, стремление к речевому самосовершенствованию, личностной самостоятельности при работе в группе, раскрытию творческих возможностей.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, таблицы “Загадки членов предложения”.

Ход урока

1.Организационный момент.

- Проверьте, все ли необходимое находиться на партах: дневник, тетрадь, ручка и учебник.

- Записываем число, классная работа. (слайд 1)

- Добрый день! - тебе сказали
- Добрый день! - ответил ты,
Нас две ниточки связали.
Теплоты и доброты.

- Надеюсь, сегодняшний наш урок пройдет в атмосфере доброты, всем присутствующим будет тепло и комфортно.

2. Выведение темы урока.

-Перед вами слова из стихотворения А.С.Пушкина. Составьте с ними стихотворную фразу и запишите её. (слайд 2)

(Приближаться, довольно, скучный, пора;

Стоять, ноябрь, уж, у, двор).

-Что получилось? (слайд 3)

(Приближалась довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора).

- Что вы записали? Докажите.

- Итак, вы записали предложение. Таким образом, мы продолжаем разговор о предложении.

- Посмотрите на доску. Дополните схему и объясните, что она обозначает.

Звук ... ... ... ... текст.

(звук, слово, словосочетание, предложение, текст – единицы языка) (слайд 4)

3. Игра “Я учитель”

-А вы любите играть? Тогда поиграем. А называется игра “Я учитель”. Ученика 5 класса попросили выполнить задание: выписать из нашего предложения словосочетания. Ваша задача: найти ошибку, если она есть. Вот что он сделал.

Приближалась пора,

Довольно скучная,

Скучная пора,

Стоял ноябрь,

Стоял у двора. (слайд 5)

- Верно. Грамматическая основа не является словосочетанием. Итак, тема урока: Главные члены предложения. Подлежащее. (слайд 6)

- Чем же мы сегодня будем заниматься?

Вспомним, что такое подлежащее;

Научимся находить его в предложении;

Узнаем способы выражения подлежащего;.

- Мы с вами сформулировали задачи урока. (слайд 7)

4. Игра “Крестики-нолики”

- Но прежде давайте вспомним сведения о предложении и выясним, кто же у нас лучший знаток правил. (р-та в тетрадях).

В строчку запишите цифры от одного до пяти. Я вам читаю утверждение по теме предложение, а вы ставите под цифрой +, если утверждение верно, - , если неверно.

1. Предложение – это единица речевого общения, где слова связаны по смыслу и грамматически.

2. Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, называется фонетика.

3. Сочетание двух слов, связанных по смыслу и грамматически, называется морфемой.

4. Словосочетания бывают трех видов: местоименные, глагольные и наречные.

5. Грамматическая основа предложения - это подлежащее и сказуемое.

- Сколько правильных утверждений вы услышали?

- Объясните, в чём ошибочность суждения?

Посмотрите внимательно на доску и проверьте правильность выполнения задания. Поставьте себе оценку. Объясните свой выбор. (Слайд 8 (ответы)

1

2

3

4

5

+

-

-

-

+

- Знакома ли вам, ребята, тема сегодняшнего урока?

- Прищло время вспомнить, что же такое подлежащее. Кто скажет? Верно?

5. Работа с учебником.

- Давайте откроем учебник и проверим, все ли мы правильно сказали (чтение теоретического материала)

6. А теперь небольшая разминка перед более сложной частью урока.

Физпауза.

7. Работа у доски.

Проанализируйте предложения и скажите, какой частью речи может быть выражено подлежащее.

(запись предложений под диктовку у доски с анализом орфографии и пунктуации)

  1. Ум да здоровье всего дороже.

  2. Сон – лучшее лекарство.

  3. Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья.

  4. Кто хорошо жует, тот долго живет.

  5. Закаляться – быть здоровым.

  6. Больной – тяжкое бремя для здоровых.

  7. Болезнь с грязью дружит.

- Чем же может быть выражено подлежащее?

8. А теперь наши медицинские эксперты помогут ответить на вопрос: что поможет быть здоровым?

Загадки. Отгадки запишите в строчку через запятую.

  1. Вот какой забавный случай:
    Поселилась в ванной туча:
    Дождик льётся с потолка
    Мне на спину и бока (душ)

  2. Целых 25 зубов для кудрей и хохолков,
    И под каждым под зубком
    Лягут волосы рядком. (Расчёска)

  3. Лёг в карман и караулю
    Рёву, плаксу и грязнулю
    Им утру потоки слёз,
    Не забуду и про нос. (Платочек)

  4. Точно ёжик я колюсь,
    Запылишься – пригожусь! (Щётка)

  5. Я не сплю со всеми,
    Караулю время.
    Если хочешь – разбужу,
    А не надо – погожу. (Будильник)

  6. Мойдодыру я родня,
    Отверни, открой меня.
    И холодною водою
    Живо я тебя умою. (Кран)

  7. Гладко и душисто.
    Моет очень чисто. (Мыло)

9.Творческая работа.

Составьте небольшой текст из полезных советов, включив в предложения полученные отгадки.

10. Видеофрагмент.

Один мальчик не следовал полезным советам, и вот какие привычки приобрел, а чем закончилась эта история, давайте посмотрим.

11. Советы медика. (Презентация)

12. Рефлексия. Оценки.

- Что вы делали на уроке?

- Как вы это делали?

- Зачем вы это делали?

Солнышко полезных и вредных советов.

13. Дом. задание.