II.Актуализация знаний | -Как на письме отделяется одно предложение от другого? -Что ставится в конце предложения? -Приведите примеры повествовательного, восклицательного, вопросительного предложений. -Что такое подлежащее? -На какой вопрос отвечает подлежащее? -Как выделить на письме подлежащее? (На доске предложение.) Пришла осень птицы не поют они улетели в теплые страны. -Откройте тетради, запишите число классная работа. -Ребята, разделите текст на предложения. Спишите, правильно обозначьте границы предложения. -Проверяем. Первое предложение прочитает …….. -Каким знаком обозначил? -У всех так? -……….. прочитай второе предложение. -Каким знаком обозначил? -У всех так? -Последнее предложение прочитает. Каким знаком обозначил. -У всех так? -Молодцы. | -Первое слово в предложении пишется с большой буквы. -В конце предложения ставится точка или многоточие, восклицательный или вопросительный знак. Учащиеся приводят примеры. -Подлежащее это главный член предложения, который обозначает, о ком или о чем говорится в предложении. -Подлежащее отвечает на вопрос Кто? или Что? -Подчеркиваем одной чертой. Учащиеся списывают. -Точкой. Ответы учащихся. -Точкой. Ответы учащихся. -Точкой. |
III.Самоопределение к деятельности | -Прочитайте первое предложение. Найдите подлежащее. -Докажите что это подлежащее. -Как выделим на письме? -Что говорится об осени? -Это основа предложения. -Слово «пришла» чем является в предложении? -Как на письме мы выделим слово «пришла»? -А почему вы не можете (затрудняетесь) ответить на эти вопросы? -У каждого члена предложения есть свое название. Вы уже знаете название «подлежащее». Сегодня на уроке мы узнаем, как называется еще один главный член предложения. -Откройте учебник на стр. 75 прочитайте правило. -Что такое сказуемое? -На какие вопросы отвечает сказуемое? -Правильно. -Сейчас мы с вами применим это правило на практике с оставшимися двумя предложениями. -Прочитайте второе предложение. -Найдите подлежащее. -Докажите что это подлежащее. -Как выделим на письме? -Что говорится о птицах? -Это основа предложения. -Слово «не поют» чем является в предложении? -Докажите. -Как выделим на письме? -Спишите предложение к себе в тетрадь, подчеркните главные члены предложения. -Прочитайте последнее предложение. -Запишите предложение в тетрадь. Самостоятельно найдите главные члены предложения и подчеркните подлежащее и сказуемое. -Кто выполнил? Где в этом предложении подлежащее? -Докажи. -Как выделим на письме? -Где в этом предложении сказуемое? -Докажи. -У всех так получилось? -Молодцы! | -Пришла осень. Осень. -В этом предложении говорится об осени и оно отвечает на вопрос что? -Подчеркиваем одной чертой. -Осень пришла. -Не знаем. Сказуемым. -Не знаем. -Мы еще этого не изучали. -Сказуемое это главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем. -Сказуемое отвечает на вопросы: что делает? что делают? что делал? что делали? что сделает? что сделают? -Птицы не поют. -Птицы. - В этом предложении говорится о птицах, и оно отвечает на вопрос кто? -Подчеркиваем одной линией. -Они поют. -Сказуемым. -Обозначают, что говорится о подлежащем и отвечает на вопрос что делают? -Подчеркнем двумя линиями. -Они улетают в теплые страны. Учащиеся пишут. -Они. -Отвечает на вопрос кто? и обозначает, о ком говорится. -Подчеркнем одной линией. -Улетают. -Обозначает, что говорится о подлежащем и отвечает на вопрос что делают? Ответы учащихся. |
V.Физминутка | Для начала мы с тобой Крутим только головой. (Вращения головой.) Корпусом вращаем тоже – Это мы, конечно, сможем. (Повороты вправо и влево.) Напоследок потянулись, Вправо, влево наклонились. (Наклоны вправо и влево.) От разминки раскраснелись И за парты все уселись. (Садятся на место.) | |
VI.Продолжение работы по теме урока | Упражнение 134. -В тетради запишите упражнение 134. Прочитайте задание под текстом упражнения. ………..прочитает первое предложение. -Измени предложение так, чтобы в нем были только главные члены предложения. В этом вам поможет образец в конце упражнения. -Где здесь подлежащее? -Докажите. -Найди в предложении сказуемое. -Как подчеркнем? -Запишите в тетрадь и подчеркните подлежащее и сказуемое. -К доске выйдет …….. Остальные работают самостоятельно в тетради. Прочитай второе предложение. -Измени предложение так, чтобы в нем были только главные члены предложения. -Запиши на доске. -Где здесь подлежащее? -Докажи. -Как подчеркнем? -Найди в предложении сказуемое. -Как подчеркнем? -Молодец. Садись. -К доске выйдет ........ Прочитай третье предложение. -Измени предложение так, чтобы в нем были только главные члены предложения. -Запиши предложение на доске. -Где здесь подлежащее? -Докажи. -Как подчеркнем? -Найди в предложении сказуемое. -Как подчеркнем? -Молодец. Садись. -К доске выйдет ........ Прочитай последнее предложение. -Измени предложение так, чтобы в нем были только главные члены предложения. -Запиши предложение. -Где здесь подлежащее? -Докажи. -Как подчеркнем? -Найди в предложении сказуемое. -Как подчеркнем? -Молодец. Садись. -Ребята сверьте свою работу. У всех правильно? | -Улыбнулось из-за тучи солнышко. -Улыбнулось солнышко. -Солнышко. -Отвечает на вопрос что обозначает, о чем говорится в предложении. -Солнышко (что сделало?) улыбнулось -Подчеркнем двумя линиями. -Затих теплый дождь. -Затих дождь. -Дождь. -Отвечает на вопрос что? и обозначает, о чем говорится. -Подчеркнем одной чертой. -Дождь (что сделал?) затих. -Подчеркнем двумя линиями. -С берез падают тяжелые капли. -Падают капли. -Капли. -Отвечает на вопрос что, обозначает, о чем говорится в предложении. -Подчеркнем одной чертой. -Капли (что делают?) падают. -Подчеркнем двумя линиями. -В лесу запели птицы. -Запели птицы. -Птицы. -Отвечает на вопрос кто? -Подчеркнем одной линией. -Птицы (что сделали?) запели. -Подчеркнем двумя линиями. |
VII.Рефлексия | -Ребята, на партах у вас лежат кружочки зеленого, розового и синего цвета. -Зеленый цвет - я уже понял, как находить подлежащее и сказуемое. -Розовый цвет - я еще не все понял. -Синий цвет - я пока еще не все понял, как находить подлежащее и сказуемое. | |
VIII.Итог урока | -Что такое подлежащее? -На какой вопрос отвечает? -Как выделить на письме? -Что такое сказуемое? -На какие вопросы отвечает сказуемое? -Как выделить на письме? -Урок окончен. | -Подлежащее это главный член предложения, который обозначает, о ком или о чем говорится в предложении. -Подлежащее отвечает на вопрос Кто? или Что? -Подчеркиваем одной чертой. -Сказуемое это главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем. -Сказуемое отвечает на вопросы: что делает? что делают? что делал? что делали? что сделает? что сделают? -Подчеркиваем двумя чертами. |