СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 8 классе "Подлежащее и способы его выражения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока "Подлежащее и способы его выражения" 8 класс.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 8 классе "Подлежащее и способы его выражения"»

КОНСПЕКТ УРОКА

ТЕМА: «ПОДЛЕЖАЩЕЕ И СПОСОБЫ ЕГО ВЫРАЖНИЯ»

8А КЛАСС

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

Методическое обоснование


1.

Организа-

ционный момент-1мин.


Приветствую уч-ся, проверяю внешний вид, организацию рабочих мест, фиксирую отсутствующих.




Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Дежурный сообщает об отсутствующих.

Включаются в деловой режим.


Подготовка уч-ся к работе на уроке, снятие эмоционального напряжения, организация внимания, воспитание сознательной дисциплины.


2.

Цель-1мин.


Прошу прочитать тему урока , записать в тетрадь и сформулировать цель урока (Слайд№1).

- Что такое подлежащее?

(Главный член предложения, который обозначает предмет речи, т.е. называет то, о чем говорится в предложении. ).

- На какие вопросы отвечает подлежащее?

( Общий вопрос о чем (о ком) говорится в предложении . Иногда общего вопроса для выделения подлежащего недостаточно. Тогда он уточняется вопросами (кто? что?)

- Что мы будем делать на уроке?

(Находить главные члены предложения, подлежащее, определять, чем оно выражено)

СЛАЙД 2

- Так какова цель нашего урока?

(углубить знания о подлежащем; умение определять способы выражения подлежащего)

- Для чего нам это нужно?

(Чтобы правильно выделить грамматическую основу предложения, не допускать речевых ошибок, быть грамотными людьми)

А результат нашего урока таков СЛАЙД№ 3



Учащиеся прочитывают тему урока и пробуют сформулировать цель урока.

Записывают тему.



Помогает самостоятельной постановке цели урока, способствует принятию учебной задачи и положительной мотивации на работу.


3. Актуализация знаний-5 мин.


Прошу записать предложение в тетрадь (Слайд №4). На слайде репродукция картины И.Левитана «Золотая осень».

Разве в этом кто-то виноват, что с деревьев листья улетели! (Н.Рубцов)


Задание:

- Какое это предложение по строению? (Сложное)

- Из скольких простых предложений оно состоит? (Из двух)

- Выделите основы предложений (Кто-то виноват и листья улетели)

- Составьте схему предложения.

[ ] , что ( )!

- Чем выражены подлежащие в предложениях?

(Неопр. мест. и сущ.)

- В предложении есть вопросительная частица разве, а на конце стоит восклицательный знак. Как вы думаете, почему?

( Для усиления риторического восклицания)


Записывают предложение в тетради.






Желаемые ответы.


Воспроизведение ранее усвоенных знаний о подлежащем и применение их в новой ситуации. Стимулирование познавательной деятельности учащихся и контроль учителя.





4.

Объяснение нового материала-12 мин.




Говорю о том, что подлежащее может быть выражено разными частями речи. Сейчас мы это увидим.

У каждого на столе лежит листок с пустой таблицей (Слайд №5). В первую колонку будем записывать части речи, которыми будет выражаться подлежащее. Запись предложений под диктовку.

Задание:

выделить грамматическую основу предложения; определить, какой частью речи выражено подлежащее. Письмо с комментированием. Попутно занимаемся повторением.


1. Сонный туман на лугах серебрится. (И.Бунин) (Сущ. в И.п.)

2. Я помню чудное мгновенье. (А.С.Пушкин) (Местоим. в И.п.)

3. Пять – моя любимая цифра. (Числительное в И.п.)

4. Курить – здоровью вредить. (Посл.) (Инфин.)

5. Смелый к победе стремится. (Посл.) (Прилаг.)

6. Будущее принадлежит людям честного труда. (М.Горький) (Причастие)

Обратите внимание! Прилагательные и причастия, занимая место подлежащего, приобретают некоторые признаки существительных и могут перейти в существительные.

7. Светлое завтра в наших руках.(Л.Ошанин) (Наречие)

8. Мы с приятелем вдвоем замечательно живем.

(С.Михалков) (Синтаксически неделимое словосочетание) Одно из слов в таком сочетании обычно имеет форму И.п.

Синтаксически неделимым называется такое словосочетание, в котором основное смысловое значение выражено грамматически зависимым словом.


9. В лесу раздавалось громкое «ау».(Междометие)

Междометия - специальные слова, которые выражают самые различные чувства: радость, страх, боль, гнев, удивление.


10. Родная сторона — мать, а чужая — мачеха.

-Чем выражено подлежащее? (Фразеологизмом)

Послушайте, ребята небольшой рассказ об этой пословице.

Встретилась ребятам пословица: Родная сторона — мать, а чужая — мачеха.

- Олег говорит: «Сторона — подлежащее, мать — сказуемое».

- Ошибаешься, — возражает Юра. - Подлежащее выражено здесь двумя словами: родная сторона.

Как это — двумя? — возмутился Олег. - Здесь же ясно: что? — сторона, какая? - родная. Это второстепенный член.

- Какой же это второстепенный член, если без него пословица теряет всякий смысл? — улыбнулся Юра. — Ведь если рассуждать, как ты, получится бессмыслица: сторона — мать, сторона — мачеха.

- Да, вообще-то чепуха получается, — почесал затылок Олег.

- Поэтому-то во втором предложении слово сторона пропущено. Главное здесь — какая сторона.

- Ага, попался! — вскочил Олег. — Сам говоришь «какая»! Выходит, родная - это определение!

- Да, в рамках фразеологизма родная сторона — это определение. Но весь фразеологизм выступает как подлежащее: родная сторона, т.е. родина; чужая сторона, т. е. чужбина.

— Может быть, ты и прав... —

Вопрос:

А вы как думаете, ребята?

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.

Проверяем задание, предложения на слайде (Слайд№6), затем - запись в первую колонку таблицы (Слайд №7).

Прошу сделать вывод.

Вывод: подлежащее может быть разными частями речи (Слайд №8).

Прошу отложить таблицы в сторону, они нам понадобятся в конце урока.


Говорю о том, что необходимо уметь разграничивать подлежащие, выраженные инфинитивом, и сказуемые односоставного предложения, которые тоже могут быть выражены инфинитивом.


-Вспомним, какое предложение называется односоставным?

(с одним главным членом)

Сравните: Учиться интересно. Ср. Интересно учиться.

Отличить подлежащее, выраженное инфинитивом, помогут следующие опознавательные признаки:

1. Порядок слов. Подлежащее, выраженное инфинитивом, обычно ставится на первое место в предложении. Ср.: Узнать об этом очень легко. и Об этом очень легко узнать.

2. Интонация. Подлежащее выделяется логическим ударением, а состав подлежащего отделяется паузой от состава сказуемого. Узнать об этом / очень легко.

3. Вопрос от сказуемого: (что?) легко — узнать.


Вопрос:

- Одинаковые ли подлежащие в предложениях?

Весло задело платье. Платье задело весло.

В тех случаях, когда возникает двусмысленность, порядок слов помогает отличить подлежащее от дополнения: на первом месте в подобных предложениях всегда стоит подлежащее: Мать любит дочь.




Слушают, воспринимают информацию.

Записывают предложения в тетрадь.

Находят подлежащее и определяют, какой частью речи оно выражено в предложениях.













































Внимательно слушают рассказ.











































Желаемый ответ.









Делают вывод.







































Желаемый ответ.














Развитие навыков коллективной работы, зрительной памяти, наглядно-образного мышления.

















































Развитие момента дискуссии.









































































5.

Усвоение нового материала - 6 мин.

Предлагаю перейти к работе с учебником. Изучаем правило на стр. 46. Далее выполняем устно упр. 90 (I).



Разбирают правило по теме.

Устно выполняют упражнение, комментируя, какой часть речи выражено подлежащее.


Активизация мыслительных процессов.

Применение изученных

теоретических сведений на практике.

Развитие орфографической и пунктуационной зоркости.

Контроль за усвоением нового материала.




6. Здоровьесберегающая пауза-2 мин.


Предлагаю выполнить упражнения для снятия утомляемости глаз и для улучшения мозгового кровообращения


Выполняют упражнения.


Предупреждение утомляемости уч-ся, снятие психологического напряжения. Подготовка к продолжению урока.


7.

Выработка умений и навыков-7 мин.

  1. Выборочный диктант.

Прошу выписать только подлежащее и определить способ его выражения.

1.Спит черёмуха в белой накидке. (С.Есенин).

2.Врага уничтожить – большая заслуга. (А.Твардовский)

3.Двое уже обогнали меня.

4.Три девицы под окном пряли поздно вечерком. (А.С.Пушкин)

5.Провожающие покинули вагоны.

6.Семеро одного не ждут. (Пословица).

7. Жить — это только привычка. (А. Ахматова)

8.Слабенькое гав-гав раздавалось из-под крыльца.

9.Он в думу тихо погрузился. (А.С.Пушкин)

10.Роняет лес багряный свой убор. (А.С.Пушкин)


Ответ на Слайде №9. Самопроверка.

1. Черемуха (Сущ.); 2. Уничтожить (Инфин.);

3.Двое (Числ.); 4. Три девицы (Сл/соч); 5. Провожающие (Прич.); 6. Семеро (Числ.); 7. Жить (Инфин.); 8. Гав-гав.(Звукоподр._; 9. Он (Мест.); 10. Лес (Сущ.)


Прошу поднять руки тех, кто верно определил все части речи, которыми выражены подлежащие. Кто допустил одну ошибку, две. Более трех.


П. Предлагаю работу в парах (карточки).

Отметьте предложение, в котором подлежащее выражено:


I. Именем существительным в им. п.:

1. Играй, гармонь!

2. Большаков остановил машину и вылез из кабины.

3. Все сады цветут на этой земле.

4. Мне подали письмо.

5. Две свечи мерцают слабо.


II. Местоимением в И.п.:

1. Вся граница на тысячу верст на мгновенье блеснула штыками.

2. Никто ничего не прятал у себя в карманах.

3. Один из участников конференции выступил с докладом.

4. Много песен над Волгой звенело.

5. Пять человек расселись около костра.


III. Инфинитивом:

1. Все три всадника ехали молчаливо.

2. Наша задача — беречь природу.

3. Беречь природу — значит охранять Родину.

4. Мать с сыном пошла гулять.

5. Я сам кляну свое рожденье.


IV. Фразеологизмом:

1. Весь поселок собрался на центральной площади.

2. Несколько тачанок с грохотом промчались по селу.

3. Один из гостей произнес юбилейную речь.

4. У этой девочки было золотое сердце.

5. Много дров было припасено на зиму.


- Объясните значение фразеологизма (доброе, открытое)

Проверяем задание.

Выписывают части речи, которыми выражены подлежащие.



















Самопроверка
















Выполняют работу в парах.













































Желаемый ответ.


Развитие орфографической зоркости. Коррекция знаний и устранение пробелов.

Воспитание любви к родному языку, развитие речи и логического мышления.



























Контроль за выполнением задания.

Развитие умения работать в парах.

Работа в парах способствует развитию толерантности, навыков сотрудничества



8.

Закрепление усвоенного-7 мин.







I. Конструирование предложений.

Прошу самостоятельно выполнить задание. Преобразуйте предложения, выразив в них подлежащее инфинитивом.


Уважение к старшим – долг каждого человека.

(Уважать старших – долг каждого человека.)

Забота о детях – обязанность всего общества. (Заботиться о детях – обязанность всего общества.)

Вопрос:

- Как вы понимаете смысл первого предложения?


II. Замените выделенные слова причастием или прилагательным в значении существительного.


Те, кто опоздал, не увидели закат солнца.

(Опоздавшие не увидели закат солнца)

Те, кто был на дежурстве, внимательно проверяли билеты.

(Дежурные внимательно проверяли билеты.


III. Устное задание. Слайд 10

Составьте предложения, используя в качестве подлежащих неделимые словосочетания.

Российская Федерация, железная дорога, половина дома.


2. Дифференцированное задание


1 вариант (сильные уч-ся)

Вставьте пропущенные орфограммы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания, выделите грамматическую основу, определите способы выражения подлежащего.

1) Русский язык — один из наиболее м…гических языков потому что он ближе к разг…ворной н…родной речи (А. Н. Т.).

2) Все стали смотреть (в)даль и искали лисицу но ничего (не) нашли (Ч.).

3) Обитатели Горюхина большей частью росту среднего сл…жения крепкого и мужестве(н)(нн)ого глаза их серы вол…сы русые или рыжие (П.).

4) З…катное солнце косо падало в комнату и в к…ричневой глубине дер…ва тлели з…лотые в…локна. (Пауст.).


2 вариант (средние уч-ся)

Выделите грамматическую основу, определите какими частями речи выражено подлежащее.

1.Умчались школьные года, и не догонишь их. Но я встречаю иногда товарищей своих. Один – моряк, другой – танкист, а третий – инженер…(С.Михалков) 2.Бороться и искать, найти и не сдаваться – вот девиз героя книги «Два капитана», написанной В.Кавериным.

3. Два бойца сидят в дозоре над холодною водой. Оба здорово продрогли. (А. Твардовский)

4. Прошло вчера. Проходит завтра. Мне представляется порой, что время – славный мой соавтор, что время – главный мой герой. (П.Антокольский)


3 вариант (слабые уч-ся)

Выделите подлежащее и определите, какой частью речи оно выражено?

1.Шуршат под ногами опавшие листья.

А) инфинитивом

Б) местоимением

В) причастием

Г) существительным


2.Охранять природу предусмотрено законом.

А) числительным

Б) прилагательным

В) инфинитивом

Г) местоимением


3. Вперед пробирался смелый.

А) фразеологизмом

Б) местоимением

В) прилагательным

Г) причастием


4. В 4. В кустах что-то зашуршало.

А) существительным

Б) прилагательным

В) местоимением

Г) словосочетанием

3.Задание:

Предлагаю заполнить таблицу своими примерами. СЛАЙД 11

Предупреждаю, что ученики, быстро и правильно выполнившие задание, получат хорошие отметки. Те, кто не успеет, доделает работу дома.

Слежу за выполнением работы.


Способы выражения подлежащего


Именем сущ-ым в И.п.


Местоимением в И.п.


Им.прилаг. в И.п.


Причастием в И.п.


Им. числит. В И.п.


Неопр. формой глагола


Наречием


Междометием


Синтак. неделим. сл/соч


Фразеологизмом




Самостоятельно выполняют задание.














Желаемый ответ.


Самостоятельно выполняют задание с последующим комментарием.









Составляют предложения.





















































































Заполняют таблицу.









Закрепление навыков и умений нахождения подлежащего в предложении и согласовании его со сказуемым.

Развитие речи и логического мышления.





















Развитие речи







Работа с дифференцированными заданиями помогает проверить лингвистическую компетенцию учащихся (умение распознавать языковые единицы), совершенствовать речевые умения.































































Стимулирование побуждения к получению хорошей отметки за работу.

9.

Подведение итогов – 1 мин.



Подвожу итоги урока. Прошу ответить на вопросы:

- Что такое подлежащее?

Главный член предложения.

- Что обозначает подлежащее?

(Обозначает предмет речи, явления действительности и абстрактные понятия.)

Самые различные предметы, явления действительности и абстрактные понятия.

- На какие вопросы отвечает?

Кто или что?

- Какими частями речи может быть выражено?

Всеми частями речи.

- Как отличить подлежащее, выраженное инфинитивом от сказуемого односоставного предложения, тоже выраженного инфинитивом?

Подлежащее стоит на первом месте.

Тема следующего урока «Особые случаи согласования подлежащего и сказуемого».


Благодарю всех за работу, называю особенно активных, поощряю, выставляю оценки.



Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы, помогают в оценке ответов товарищей.




Выявление и уточнение результатов деятельности на уроке.

Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.































10.

Домашнее задание- 1мин.











































11.Рефлексия- 1 мин.



Знакомлю уч-ся с домашним заданием (упр.93). СЛАЙД 12. Объясняю задание. Те, кто не успел заполнить таблицу на уроке, доделать задание дома.


1. Правило, стр.46

Упр. 93

2.Списать текст.

3. Подчеркнуть подлежащие.

4. Указать, чем они выражены.

5. Указать предложения, в которых нет подлежащих.

6. Произвести морфологический разбор выделенного слова.












Сегодня, работая над нашей темой, мы использовали русские народные пословицы, стихотворные строки известных русских и советских поэтов и писателей (А.С.Пушкина, С.Есенина, И.Бунина, Н.Рубцова, М.Горького, А.Твардовского, А.Ахматовой, С.Михалкова, Л.Ошанина). Мы увидели и услышали, как прекрасна наша русская речь, наш родной язык. И закончить урок я хочу словами К.Г.Паустовского « Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». И мы, ребята, обязаны это всегда помнить и беречь свой родной язык.


Подчеркните нужное в анкете.

СЛАЙД 13

1.На уроке я работал

( активно / пассивно)

2.Своей работой я

(доволен / не доволен)

3.Урок для меня показался

(коротким/длинным)

4.За урок я

(не устал / устал)

5. Мое настроение

(стало лучше / стало хуже)

6.Материал урока мне был

(понятен/непонятен)



Внимательно слушают объяснения учителя, задают вопросы, записывают задание в дневники.







































Осуществляют самоанализ, дают качественную и количественную оценку уроку.



Домашнее задание носит характер выработки навыков, умений и закрепления нового материала , повторение морфологического разбора местоимения.

Мотивирование домашнего задания.

Создание атмосферы доброжелательности, уверенности в успешном выполнении домашнего задания.


Воспитание любви к родной речи.


















Выявление

эффективности работы класса, увлекательностии полезности выбранных форм работы.

Возможность оценить активность каждого на разных этапах

урока.























Приложение №1


Таблица


Части речи

Примеры предложений

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.





Приложение №2


Карточки для работы в парах

Отметить предложение, в котором подлежащее выражено:


I. Именем существительным в им. п.:

1. Играй, гармонь!

2. Большаков остановил машину и вылез из кабины.

3. Все сады цветут на этой земле.

4. Мне подали письмо.

5. Две свечи мерцают слабо.


II. Местоимением в И.п.:

1. Вся граница на тысячу верст на мгновенье блеснула штыками.

2. Никто ничего не прятал у себя в карманах.

3. Один из участников конференции выступил с докладом.

4. Много песен над Волгой звенело.

5. Пять человек расселись около костра.


III. Инфинитивом:

1. Все три всадника ехали молчаливо.

2. Наша задача — беречь природу.

3. Беречь природу — значит охранять Родину.

4. Мать с сыном пошла гулять.

5. Я сам кляну свое рожденье.


IV. Фразеологизмом:

1. Весь поселок собрался на центральной площади.

2. Несколько тачанок с грохотом промчались по селу.

3. Один из гостей произнес юбилейную речь.

4. У этой девочки было золотое сердце.

5. Много дров было припасено на зиму.




Приложение №3


1 вариант (сильные уч-ся)

Вставьте пропущенные орфограммы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания, выделите грамматическую основу, определите способы выражения подлежащего.

1) Русский язык — один из наиболее м…гических языков потому что он ближе к разг…ворной н…родной речи (А. Н. Т.).

2) Все стали смотреть (в)даль и искали лисицу но ничего (не) нашли (Ч.).

3) Обитатели Горюхина большей частью росту среднего сл…жения крепкого и мужестве(н)(нн)ого глаза их серы вол…сы русые или рыжие (П.).

4) З…катное солнце косо падало в комнату и в к…ричневой глубине дер…ва тлели з…лотые в…локна. (Пауст.).


2 вариант (средние уч-ся)

Выделите грамматическую основу, определите какими частями речи выражено подлежащее.


Умчались школьные года, и не догонишь их. Но я встречаю иногда товарищей своих. Один – моряк, другой – танкист, а третий – инженер…(С.Михалков) 2.Бороться и искать, найти и не сдаваться – вот девиз героя книги «Два капитана», написанной В.Кавериным. 3. Два бойца сидят в дозоре над холодною водой. Оба здорово продрогли. (А. Твардовский) 4. Прошло вчера. Проходит завтра. Мне представляется порой, что время – славный мой соавтор, что время – главный мой герой. (П.Антокольский)


3 вариант (слабые уч-ся)

Выделите подлежащее и определите, какой частью речи оно выражено?


1.Шуршат под ногами опавшие листья.

А) инфинитивом

Б) местоимением

В) причастием

Г) существительным


2.Охранять природу предусмотрено законом.

А) числительным

Б) прилагательным

В) инфинитивом

Г) местоимением


3. Вперед пробирался смелый.

А) фразеологизмом

Б) местоимением

В) прилагательным

Г) причастием


4. В 4. В кустах что-то зашуршало.

А) существительным

Б) прилагательным

В) местоимением

Г) словосочетанием



Приложение №4



Рефлексия

Подчеркните нужное в анкете.


1.На уроке я работал

( активно / пассивно)


2.Своей работой я

(доволен / не доволен)


3.Урок для меня показался

(коротким/длинным)

4.За я урок

(не устал / устал)


5. Мое настроение

(стало лучше / стало хуже)


6.Материал урока мне был

(понятен/непонятен)





САМОАНАЛИЗ УРОКА


Класс 8А.


Тема: «Подлежащее и способы его выражения»

Тип урока: объяснение нового материала


Структура урока:


1. Организационный момент

2. Цель

3. Актуализация знаний

4. Объяснение нового материала

5.Усвоение нового материала

6. Здоровьесберегающая пауза

7. Выработка умений, навыков

8. Закрепление усвоенного

9. Подведение итогов

10. Домашнее задание

11. Рефлексия

  1. Место урока в теме:

17 урок раздела «Синтаксис и пунктуация». «Двусоставные предложения. Главные члены предложения. Подлежащее». 1-ый урок в изучении данной темы. Следующий урок – «Особые случаи согласования подлежащего и сказуемого", затем проверочная работа.

Урок связан с предыдущим «Грамматическая основа предложения» и направлен на более глубокое изучение одного из главных членов предложения – подлежащего.



2. Краткая психолого-педагогическая характеристика

класса:


В классе 15 уч-ся (1 чел. на индивидуальном обучении). 3 девочки и 12 мальчиков.

Ребята активны, в основном любознательны. В результате психодиагностики особенностей развития мышления было выявлено, что словесно-логическое мышление у 10 уч-ся – средний уровень, а у 5 уч-ся – высокий уровень развития. К сожалению, у 4 уч-ся низкий и очень низкий уровень развития школьной мотивации, у 6 уч-ся сниженный уровень продуктивности внимания, что учитывалось при планировании урока (смена видов деятельности). В ходе диагностики выявлено, что преобладает зрительное (8чел.) запоминание, 7 чел. – слуховое. Это тоже учтено (используется таблица, проводилась работа по ОК). Высокий и средний уровень развития наглядно-образного мышления было выявлено у 9 уч-ся, словесно-логическое мышление на высоком и среднем уровне у 6 уч-ся. Индивидуальные особенности были учтены при выполнении заданий разного уровня сложности.

По результатам исследований класс можно разделить на 3 группы.

В первую группу входит 4 чел. (Вавилова Т., Шошин Д., Лобачева М., Красовский Р.).Они обладают высоким уровнем развития мышления, умеют устанавливать причинно-следственнные связи между явлениями, умеют анализировать, обобщать. Имеют богатый словарный запас, развитую речь, быстро включаются в работу и сохраняют учебную активность на протяжении урока.

Во 2-ую группу входят 6 чел. (Асташкин Е., Школьнов А., Кузнецов И., Васин В., Артемчук Р., Липшев А.) они достаточно добросовестно и ответственно относятся к учебной деятельности, обладают средним уровнем активности и самостоятельности, достаточно быстро включаются в работу, хорошо выполняют задания стандартного типа, но не дальше обязательной программы.

3-я группа – 4 чел. (Чердакова К., Меркушев В., Миротворский В., Плютин В.) Не могут сохранить высокую работоспособность на протяжении урока, для них важна смена видов деятельности, имеют низкую работоспособность, неустойчивое внимание, низкий уровень учебной мотивации, речь бедна, орфографические навыки сформированы плохо. С ними необходимо многократно повторять изученное. Усвоение материала идет только за счет коррекции знаний.


3. Триединая цель урока:


- Образовательные цели: обобщить сведения о подлежащем, знакомые учащимся по курсу V-VII классов;

формирование умений: а) выделять главные члены предложения и среди них подлежащее, определять способы его выражения; б) правильно согласовывать подлежащее со сказуемым; предупреждать речевые недочеты учащихся; продолжить формировать навыки работы с книгой.

- Развивающие цели: развивать умение наблюдать, сравнивать, делать вводы, обобщать: обогащать речь уч-ся, совершенствовать навыки целеполагания и рефлексии, развивать познавательные и творческие способности, навыки работы с книгой.

- Воспитательные цели: воспитание таких нравственных качеств, как ответственность, дисциплинированность, взаимовыручка; расширение кругозора.


4. Формы и методы:


Отобранный к уроку материал соответствует программе.

В соответствии с целями урока выбраны следующие методы: объяснительно-иллюстративный, словесно-наглядно-практический, частично-поисковый, метод контроля и самоконтроля.

Использованы разнообразные формы организации работы: фронтальная (в ходе беседы);


коллективная (заполнение таблицы примерами, упражнение с комментированием на доске); групповая (в парах); индивидуальная (при выполнении упражнений, работа с карточками). Применение диалоговой формы урока способствовало интеллектуальному развитию учащихся.

Для поддержания интереса к уроку использована компьютерная презентация, таблица, пословицы, работа в парах.


5. Этапы работы:


Организационный этап позволил проверить готовность к уроку. Учителю на данном этапе нужно подобрать такие слова, которые создали бы атмосферу доброжелательности, сотрудничества, достижения положительного результата.


Повторением знаний, полученных в 5-7 классах о подлежащем, работой над стихотворной строкой Н.Рубцова была осуществлена актуализация знаний учащихся. Это помогло перейти к новой теме урока.


На этапе объяснения нового материала были предложены стихотворные строки русских писателей и пословицы, небольшой рассказ о пословице Родная сторона — мать, а чужая — мачеха. Такой материал позволил дать уч-ся более конкретное представление о подлежащем и способах его выражения, добиться восприятия, осознания, осмысления темы урока.


Этап усвоения материала позволил активизировать мыслительные процессы уч-ся при применении изученных теоретических сведений (работа с учебником) на практике, а также позволил осуществить контроль за усвоением нового материала.


Здоровьесберегающая пауза проведена с целью предупреждения утомляемости уч-ся, снятия психологического напряжения. Она послужила подготовкой к продолжению урока.


На этапе выработки умений и навыков был предложен выборочный диктант. Это позволило организовать познавательную деятельность уч-ся и проверить глубину осмысления учебного материала. Работа в парах способствовала развитию толерантности, навыков сотрудничества.


Этап закрепление материала закрепил навыки и умения находить подлежащее в предложении, определять способы выражения подлежащего, способствовал развитию логического мышления и развитию речи.


Этап подведения итогов урока выявил и уточнил результаты деятельности на уроке.


Рефлексия позволила определить эффективности работы класса, возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.


Домашнее задание было направлено на закрепление знаний, полученных на уроке.



6. Распределение времени:


Время распределено рационально. Связь между этапами урока логична: сначала организационный момент, постановка цели урока, разъяснение нового материала, усвоение нового материала, выработка умений и навыков, закрепление и подведение итогов урока. Все этапы работали на главный – объяснение нового материала.


7. Отбор дидактического материала:


Отобран дидактический материал (русские народные пословицы, строки из стихотворений русских поэтов, текст из учебника). Использована таблица.

8. Контроль усвоения ЗУН:


Контроль усвоения ЗУН организован на этапе актуализации знаний, на этапе выработки умений и навыков и, конечно, на этапе закрепления и подведения итогов (работа с таблицей, с учебником, с раздаточным материалом). Регулирование и коррекция знаний организованы были при постоянных выводах и вопросах после выполнения каждого задания, а также опроса слабых учеников.


9. Психологическая атмосфера немного напряженная. Общение между учителем и учениками деловое и спокойное.


10.Реализовать цели урока удалось, т.к. класс в целом усвоил материал. Урок проходил в рабочем темпе.


11. Перспективы: стараться искать формы и методы работы, повышающие учебную мотивацию, т.к. это актуально для данного класса.









22