Математика – 2 класс
Тема урока: "Виды углов"
Гурманова Нина Николаевна,
учитель МБОУ «Гимназия № 44»
г. Курска
Основные цели:
Сформировать условия для формирования понятий острый и тупой углы;
Сформировать алгоритм определения видов углов;
Актуализировать умение исследовать углы геометрических фигур;
Повторить табличные случаи умножения и деления на 2, различные приемы сложения и вычитания двузначных чисел.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение.
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
1. Личностные:
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося,
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
2. Предметные действия:
- научатся решать уравнения на основе взаимосвязи части и целого;
- научатся понимать учебную задачу урока и будут стремиться ее выполнять;
- приобретут практические навыки работы при определении вида угла,
- научатся искать пути установления логической ассоциации, мотивы деятельности.
3. Регулятивные действия:
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- сличать способы действий с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- применять усвоенные правила в планировании способа решения.
4. Познавательные действия:
-владеть осознанным и произвольным речевым высказыванием в устной форме;
- использовать знаково-символические действия.
5. Коммуникативные действия:
- определять общую цель и пути ее достижения;
- обучать ведению диалога, умению слушать собеседника
- формировать умение работать в паре.
Оборудование: Л.Г.Петерсон. Математика. 2 класс, учебник-тетрадь. – М.: Баласс, «Школа 2100»; рабочая тетрадь, карандаш, треугольник, ручка, Раздаточный материал ( конверты с заданиями: снимки карты звездного неба, вопросник для рефлексии «Я на уроке», листы с изображением разных видов углов, «звезды», выполненные из цветной бумаги, цветные полоски разной длины) , проектор, интерактивная доска, компьютер , презентация к уроку.
Тезаурус урока: острый и тупой углы, созвездие, астроном, телескоп.
Структура урока
1. Эмоциональный настрой.
( Мобилизующее начало на фоне музыки П.И.Чайковский «Времена года». Апрель).
Уч.: Не привыкайте к чудесам
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам
Прикладывайтесь к родникам
Ничто не повторится.
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье
Все будет так, конечно, так
Через одно мгновенье.
Уч.: Давайте попытаемся не упустить этот миг и увидеть чудеса, подаренные нам царицей математикой. Скажите, что мы на каждом уроке делаем?
Д. Учимся учиться!
Уч.: А что это значит?
Д. Это значит понять то, чего не знаю и самому найти способ.
Учитель: Ну что ж, вы успешно определили цель нашего урока. Я приглашаю вас на урок-поиск.
Слайд № 1.
Уч: В течение урока вы будете сами оценивать свою деятельность на желтых маршрутных листках. Ознакомьтесь с планом маршрута. Если у вас будет все получаться - приклейте веселый смайлик, если вы будете сомневаться – наклейте обычный, а если были затруднения – наклейте смайлик с грустным лицом.
Слайд № 2. Маршрутный лист.
Английский драматург Бернард Шоу сказал: «Единственный способ узнать, что-то - это что-то делать». И так за дело!
II. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
Упражнения для формирования вычислительных навыков.
Первый станция маршрута «Я умею думать».
Слайд № 3.
Уч.: Определите вашу задачу на этом маршруте?
Д. Узнать операцию, объект операции и в результате выполненных операций найти результат.
Уч.: Решив эту числовую цепочку, вы сделаете первый шаг к разгадке тайны
.В добрый путь! (по цепочке)
Д.: Я считаю, что выполнена операция умножения, а чтобы найти объект этой операции надо выполнить обратную операцию, т.е. действие деления , 18: 2= 9).
- Если мы из целого 51 вычтем часть 18, то получим другую часть 33.
- Разность чисел 51 и 37 будет равна 14.
- Частное чисел 14 и 7 равна 2.
- Первое слагаемое 2, второе 88. Значение суммы 90.
Уч.: Продолжим наши поиск. Вспомните все, что вы знаете о числе 90?
Д. Оно круглое, двузначное, четное, количество десятков в не 9, а цифра в разряде единиц 0.
С этим числом никогда не расстается прямой угол.
Уч.: Как хорошо ты сказал!
Уч. : Молодцы! Оцените свою работу на первом маршруте. Наклейте на станции «Я умею думать» смайлик .
Уч.: Узнали эти фигуры? (Да!). Уч.: Что такое угол?
Д. Это меньшая часть плоскости, ограниченная двумя лучами и общим началом.
Уч. : Какой вид углов вам знаком?
Д. Прямой угол.
Слайд № 4
Уч.: Рассмотрите внимательно рисунки и сформулируйте нашу задачу на данной станции.
Д. Найти прямой угол. Повторить все о прямом угле.
Уч. : Согласны? Можете назвать какой из этих углов прямой?
Д.: Это первый угол.
Уч. : Какой способ определения прямого угла использовали?
Д.: На глаз.
Уч.: Как докажете, что угол 1– прямой?
Д. С помощью угольника.
Уч.: Возьмите на своих партах листок с заданием и проверьте с помощью угольника действительно ли первый угол прямой?
Уч.: Как убедиться, что вы выполнили правильно задание?
Д. Проверить по эталону.
Слайд № 5
Уч.: Прокомментируйте свои действия.
Д. Я совместил сторону и вершину прямого угла угольника со стороной и вершиной исследуемого угла . Вторая сторона угла совпала со стороной угольника, значит измеряемый угол прямой.)
Уч.: Внимание на экран!
Уч.: Отметьте значком прямой угол.
Уч.: Что ещё можете сказать о прямом угле?
Д. У угла есть вершина, стороны угла являются лучами, его градусная мера 90◦.
Уч.: Какая черта характера человека скрывается в названии этого угла? (прямолинейность, правдивость, прямота)
Уч. : Что можете сказать о двух других углах?
Д. Они не прямые.
Уч. : Значит помимо прямого, существуют другие виды углов.
Уч. : Продолжите цепочку словосочетаний: острый глаз, острый язык, острый ум… (острый угол).
Уч.: Дайте название углу, который является антонимом острого угла? (тупой)
Уч.: Я думаю вы сможете сформулировать тему нашего урока?
Уч.: Моё название более общее, прочитайте.
Слайд № 6
Уч.: Принимаете?
Ш. Задания для пробного действия.
Уч.: Возьмите листы_________________. Рассмотрите его и скажите какие виды углов существуют? (Прямые, острые и тупые).
Уч.: Послушайте задание. Найдите на рисунке острые и тупые углы, обведите каждую группу замкнутой линией соответствующего цвета и подпишите соответствующий номер.
Образец выполнения показан на группе прямых углов.
Слайд № 7
Уч. Вы поняли, что надо сделать? (Да)
Уч.: Что в этом задании для вас ново? (Мы никогда не определяли, какие углы острые, а какие тупые.)
Уч. Как же вы поступите? (Мы попробуем выполнить это задание.)
Уч. Пробуйте!
Самостоятельная работа
Уч. Готовы?
Посмотрите на экран.
Слайд № 8
:
Уч.: Посмотрите на образец выполнения этого задания. Поднимите руку, у кого задание выполнено неверно.
Уч.: Почему? (Мы не смогли правильно найти углы!)
Уч.: Поднимите руку, у кого задание выполнено верно.
Уч.: Вы можете доказать, почему во второй группе все углы являются острыми, а в третьей – тупыми.
Д.: Мы не можем доказать.
Уч.: Почему?
Д. Не умеем.
Уч. А как же распределили?
Д. На глаз.
Уч.: Что нужно сделать?
Д. Поставить цель и найти способ.
Уч.: Я Вам немного помогу.
Уч.: Какой вид углов вы умеете находить?
Д.: Прямой.
Уч: Сколько знаете способов?
Д.: Только один.
Уч.: С помощью какого инструмента? И как Вы это делаете? (С помощью угольника: совмещаем……)
Уч. Молодцы!
Уч.: Я предлагаю Вам сегодня план в готовом виде. Прочитайте его.
Слайд № 9
Уч. Предлагаю работать в парах. Действуйте по плану. Помните о правилах работы в парах. В результате работы вам надо выявить, какие углы называются острыми, а какие – тупыми. Если, ваша пара выполнит работу, просигнализируйте.
Уч.: Готовы? Озвучьте результат вашей работы.
Уч.: Как узнали острый угол?
Д. : С помощью угольника. Мы совместили одну сторону и вершину угольника со стороной и вершиной измеряемого угла. Вторая сторона оказалась внутри прямого угла, т.е. исследуемый угол меньше прямого. Мы сделали вывод, что он острый).
Слайд № 10
Уч.: Как определили тупые углы?
Д. С помощью угольника. Мы совместили одну сторону и вершину угольника со стороной и вершиной измеряемого угла. Вторая сторона угла выходит за пределы угольника. т.е. исследуемый угол больше прямого. Поэтому он тупой).
Слайд № 11
Уч.: Сравните углы и сделайте вывод?
Д.: Тупые углы больше прямого угла, а острые - меньше прямого.
Физкультминутка.
Уч.. Ребята, вы смогли открыть тайну углов.
Молодцы! Встаньте! Давайте поаплодируем себе.
Попробуйте руками изобразить острый угол, прямой, тупой…
Молодцы! Садитесь!
Уч. Как убедиться, что вы теперь сможете различать углы? Что надо сделать?
Д.: Выполнить самостоятельно работу. Уч.: Тогда откройте тетради-учебники. Правильно их положите. Сядьте правильно. И выполните самостоятельно задание № 1 на стр. 108.
Уч. : Сверьте с эталоном для самопроверки.
Слайд № 12
Уч.: Теперь давайте поработаем конструкторами. У вас есть вот такие полоски-лучики. Сконструируйте острый, тупой и прямой углы.
Уч.: Проверьте друг у друга. Покажите знак солидарности, если согласны с соседом.
Уч.: Оцените свою работу на станции «Я в поиске!».
Уч.: Наш маршрут привел нас к следующей станции «Агентство «Секретные материалы»
Слайд № 13 Звучит музыка «Кто тебя выдумал….»
Уч.: Синева, синева, синева (на фоне музыки)
Ветерок умиленный воркует.
Только ввысь ты поднимешь глаза
И увидишь…Что? (небо)
Какое небо? (огромно, необъятно, бесконечно)
Слайд № 14
Уч. : Я сегодня могу подарить вам только мизерную частичку неба, которая поможет вам еще одну открыть тайну углов.
Уч.: Возьмите листы с изображением кусочка неба, положите перед собой. Рассмотрите внимательно. Что это за точечки? (звезды).
Уч.: Их на небе более 200 млн., старые и молодые, великаны и карлики.
- А группы звезд изображающие фигуры? (созвездия).
- Это целая семья весенних созвездий.
Уч.: Я хочу обратить ваше внимание на три созвездия – Лев, Дева и Волопас. Они составляют главную часть на весеннем звездном небе, хорошо видны в весеннее время года, а некоторые звезды этих созвездий можно увидеть даже невооруженным глазом. Вы догадались, почему именно эта часть неба появилась на экране? (завтра наступит весна)
- Да, мы уже чувствуем запах весны, слышим ее дыхание.
Физкультминутка
Уч.: Ребята с неба к вам упала звездочка ,найдите её,
Положите на свою ладошку и рассмотрите.
Последите за ней глазками.
Что удивительное вы заметили?
Д.: (У нее есть углы)
Уч.: Она так ярко светит, что вам захотелось зажмурить глазки.
Реснички опускаются, глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем, про звезду не забываем.
Поиграйте зрачками.
Откройте глазки.
Уч.: А вот такая самая яркая звезда, оранжевого цвета есть в созвездии «Волопас» и носит имя Арктур. Она находится в точке А.
Слайд 15
3. Работа в парах.
Уч.: Предлагаю исследовать неизвестное нам созвездие Волопас с математической точки зрения.
Д.: Это многоугольник АВСД, имеет 4 угла, 4 стороны, 4 вершины)
Уч.: Скажите какие виды углов многоугольника АВСД?
Ответы детей.
Уч.: Это гипотезы, а математика наука точная. Докажите ваши предположения.
4. Практическая работа
Уч.: Оцените свою работу на этой станции.
Желающие доказать свои варианты работают у экрана.
Учащиеся записывают данные в тетрадь.
Уч.:- Вы астрономы.
- Возьмите в руки прибор для наблюдения за звездами
- А как он называется? (Телескоп)
(Учащиеся руками изображают телескоп).
Уч.: Понаблюдайте за созвездиями.
- Вы заметили у них что-то общее? (геометрические фигуры)
- Каждый астроном мечтает открыть свою звезду?
- А мы сегодня откроем свое созвездие и дадим ему имя.
- Вооружитесь линейкой и карандашом, откройте тетрадь и начнем осуществлять нашу мечту.
- Кто желает дать начало нашему открытию?
- Чтобы процесс построения фигуры-созвездия приносил удовольствие, надо четко выполнять алгоритм построения углов.
Построение углов по желанию.
Уч.: Как бы вы хотели назвать наше созвездие? (варианты учащихся)
- Ребята, позвольте мне предложить, свое название.
Уч.: Расположите углы в порядке увеличения их размера . Какое созвездие мы открыли?
Д.: Созвездие «Молодцов»
Уч.: А вы, мои звездочки-молодцы. Спасибо за работу!
VII. Рефлексия.
1. Я открыл тайну.
-Какую тайну углов вы открыли на уроке?
- Нарисуйте свое настроение и поработайте с вопросами на листке.
«Я на уроке»
Я доволен(а) своей работой (да,нет)
Мне было трудно…(да,нет)
Я могу похвалить себя за…
Я хочу сказать учителю…
Уч.: Посмотрите на свои маршрутные листы и с кажите как у вас прошел урок?
VI. Домашнее задание по желанию: С.109. № 8, С.109. № 9, С.109. № 11