СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Значение и состав воздуха"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока окружающего мира во 2 классе по УМК "Развивающая система обучения Л.В. Занкова"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Значение и состав воздуха"»

Тема урока: Атмосфера Земли: состав и значение воздуха.

Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий

Цели: ознакомление учащихся с составом и значением воздуха; развитие мышления и связной речи; воспитание познавательной активности.

УУД:

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

– ориентироваться на установленные правила в планировании и контроле способа решения;

– самостоятельно находить решение учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;

– вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

Познавательные:

– пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

– находить в тексте ответ на заданный вопрос;

– строить сообщения в устной форме;

– воспринимать смысл познавательного текста;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– устанавливать аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные:

– использовать в общении правила вежливости;

– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

– воспринимать другие мнение и позицию;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– уметь договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

– строить понятные для партнера высказывания.


Планируемые результаты:

Предметные:

Иметь представление об основных газах, входящих в состав воздуха (азот, кислород, углекислый газ).

Анализировать диаграмму состава воздуха.

Выявлять значение воздуха в живой и неживой природе (дыхание организмов, горение веществ); для живых организмов Земли (сохранение тепла, предохранение от космических тел).

Личностные:

положительное отношение и интерес к изучению окружающего мира, к предметно-исследовательской деятельности, понимание причин собственной успешности (не успешности), чувства ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе, в паре.

Метапредметные

Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; планировать  учебную деятельность на уроке, выполнять учебные действия в устной и письменной речи и во внутреннем плане.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи; добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем источниках информации, извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, воспринимать другие мнения и позицию.

Ресурсы:

Основные: Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: учебник для 2 класса, часть 2.

Дополнительные: карточки слов-понятий, диаграмма состава воздуха, таблицы (по количеству учащихся), презентация, проектор, экран, ноутбук, смайлики для самооценки.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

Приветствие

Представление

Проверка готовности



Здравствуйте! Садитесь, пожалуйста.

Меня зовут …

Проверьте, чтобы на столе лежали…



Приветствуют учителя.


Проверяют готовность к уроку.



К1


Р1, Р3

МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Вступительное слово учителя






2. Разгадывание загадки


Отправляемся, друзья,

Мы в далекие края.

В царство Зевса - великана,

Узнать все тайны океана.

Этот океан – самый большой из всех. И вы каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, «купаетесь» в нем. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, даже автобусы и машины день и ночь «купаются» в этом океане. Океан этот не соленый, не пресный и к тому же без берегов и воды.

Догадались, что это за океан?

Отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, и всё же

Без него мы жить не можем.


Слушают учителя.










Разгадывают загадку.





Р1






К2

К4


АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ. ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ.

1. Фронтальная беседа



2. Определение задач урока

- Как называется воздушная оболочка нашей планеты?

Креплю карточку слова АТМОСФЕРА

- Для чего нужен воздух?

- Из чего он состоит?

Креплю карточки СОСТАВ и ЗНАЧЕНИЕ

Я вижу, что последние 2 вопроса вызвали затруднение. Значит, нам предстоит разрешить ваши сомнения.

Определите, какие новые знания вы хотите получить?

Итак, тема нашего урока - Атмосфера Земли: состав и значение воздуха.

Отвечают на вопросы учителя.







Высказывают предположения.





К1-6







1. Организация и проведение опытов














2. Моделирование схемы

«Значение воздуха»






Чтобы решить поставленные задачи, я вас приглашаю в Лабораторию исследования воздуха. СЛАЙД

- А кто работает в лаборатории? (ученые, исследователи)

- Вы хотите побывать в роли исследователей?

Скажу по секрету, что в конце урока лучшие из вас будет зачислены в клуб исследователей. Но для этого вам нужно быть активными, любознательными, внимательно слушать ответы других и доказательно отвечать самим.

- Ребята, в нашей комнате есть воздух? Как вы это докажете? (дышим)

- Вы знаете, что вы дышите воздухом, но не доказали, что он есть в нашем классе.

- Как мы можем почувствовать воздух?

У меня в руках пробирка. Я утверждаю, что в ней ничего нет. Вы согласны со мной?

- Давайте проверим, действительно ли в ней ничего нет? (Или есть воздух - докажем)

(переворачиваю пробирку в стакан с водой – она не наполняется водой).

- Так что же за невидимка сидел в пробирке? (воздух)

Какой вывод можно сделать по результатам опытов?

Вывод: Мы убедились, что воздух есть везде. СЛАЙД


- Кому из обитателей Земли нужен воздух?

Дополняем схему: ЗНАЧЕНИЕ

Воздух – необходимое условие для жизни.

- Какое значение воздух имеет для растений и животных, которые зимой живут под снегом?

Воздух – помощник и спасатель человека. Подумайте, почему?

Ответить вам помогут СЛАЙДЫ

Рассматривают слайд.


Отвечают на вопросы.




Открыть окно, резко взмахнуть рукой. При быстром движении.

Следят за проведением опытов.






Формулируют вывод.



(животным, растениям, людям – всем живым организмам)

Воздух, как одеяло укутывает Землю и сохраняет её тепло.

Воздушный транспорт перевозит грузы и пассажиров.

Плавательные круги и жилеты наполнены воздухом.

Р1

П5

П6

К3-6





















Р4

П1

ФИЗМИНУТКА







Выполняют движения.

Р1

3.Работа по диаграмме

«Состав воздуха»









4. Чтение статьи учебника с.25

- Ребята, какого газа в воздухе больше? (высказывают разные мнения).

У нас нет точного ответа, поэтому давайте воспользуемся еще одним источником информации – диаграммой, которая находится в учебнике на с.25.

- Пожалуйста, в парах рассмотрите диаграмму и сделайте вывод, какие газы входят в состав воздуха и каково их соотношение: чего больше, чего меньше?

Дополняю схему на доске: АТМОСФЕРА- СОСТАВ- АЗОТ, КИСЛОРОД, УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ, ПРОЧИЕ ГАЗЫ.


Узнаем о значении каждого из этих газов из учебника.

Работа в парах. Рассматривают диаграмму. Озвучивают вывод о составе воздуха.









По цепочке читают статью учебника.

П1

П3

К1

К5

К6

Л 1

Л 3




Р3

П4

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ

1.Фронтальный опрос





2. Дополнительный занимательный материал

Что узнали об азоте?

Кому и для чего нужен углекислый газ?

Какой газ необходим человеку для дыхания?

Без какого газа невозможно горение?

Как вы думаете, одинаковый состав воздуха в городе и в лесу? Почему?

Для чего люди проветривают помещение?

Отгадайте загадку «Собачьей пещеры» в Италии. Когда в эту пещеру входит человек с собакой животное задыхается, а человек остаётся жив. Почему?

Найдите ответ на этот вопрос в учебнике на с.26.

Отвечают на вопросы.







Читают статью учебника.

П 1-6

К 1-6

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Давайте проверим, что вы уже знаете про атмосферу и проведем игру «Верите ли вы, что…»

Я буду читать утверждения из 2 столбца таблицы. Если вы с ними согласны – ставьте «+», а если не согласны, то «-» в 3 столбец таблицы.


утверждения

ответы

1

Воздух – это смесь газов


2

В воздухе больше углекислого газа, чем кислорода


3

Состав воздуха может изменяться


4

Углекислый газ нужен растениям


5

Атмосфера является «одеялом» для Земли


6

Воздух нуждается в охране


Слушают задание.




Заполняют таблицу.

Р 3-5

ИНФОРМАЦИЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ

С.24-26, рассказывать, отвечать на вопросы

Записывают задание в дневники.

Р 1-2

Л 2

РЕФЛЕКСИЯ

- Перед вами «лесенка успеха» Ваша задача – показать смайлики, соответствующие цвету ступеньки. СЛАЙД

Поднимают смайлики: зелёный - всё понял, могу рассказать; жёлтый –понял частично; красный –Помогите!

Р1

Л2