Конспект
Итогового занятия по развитию речи
в средней группе.
Тема «Весна»
Составила и провела
Воспитатель: Галыгина Н.В.
Цель: систематизировать знания детей о первых признаках весны, и жизни животных, и их среде обитания.
Задачи:
- закреплять умение детей определять, называть характерные признаки весны;
- развивать умение образовывать существительные, обозначающие детёнышей животных;
-воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на весенние проявления в природе.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Дети, о каком времени года я сейчас вам прочту стихотворение?
Я распускаю почки
В зелёные листочки,
Деревья поливаю
Движением полна,
Зовут меня (Весна)
Сегодня мы поговорим о весне. А для этого нам нужно отправиться в путешествие по весеннему лесу. Хотите отправиться в путешествие?
«По тропинке мы пойдём в лес весенней попадём».
Присаживайтесь за свои места.
Воспитатель: Перед вами картины. На каких картинах изображена весна? А какая лишняя?
- Как вы догадались?
- Назовите признаки весны.
Дети: Ярко светит солнышко. Небо голубое. Набухают почки. Травка зеленеет. Появились первые цветы. Бегут ручьи, появляются проталинки.
Воспитатель: какой сейчас весенний месяц?
Ответы детей .
Воспитатель:
- Как много вы знаете о весне.
- Ребята, а зиму с весной не перепутаете?
- Сейчас проверим.
Дидактическая игра «Когда что происходит».
Зима ушла, а весна (пришла)
Зимой медведь спит, а весной (просыпается)
Зима холодная, а весна (тёплая)
Зимой солнце светит, а весной (греет)
Зимой снег выпадает, а весной (тает)
Зимой заяц белый, а весной (серый)
Зимой дни короткие, а весной (длинные)
Зимой деревья спят, а весной (просыпаются).
Зимой сугробы высокие, а весной (низкие).
Зимой надевают шубы, а весной (куртки).
- Всё правильно ответили, молодцы.
Физкультминутка «Ручей»
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Бежал ручей по камушкам,
бежал, бежал, бежал.
Потом в прозрачной лужице
Лежал, лежал, лежал.
То снова он пустился вскачь,
То будто бы уснул.
Увидел речку прыг туда
И тихо утонул.
Воспитатель: Заглянем в весенний лес и посмотрим, как изменилась жизнь животных.
Ребята ,как мы можем назвать одним словом животных ,которые живут в лесу? (ДИКИЕ). Правильно. Животные дикие, поэтому спрятались в своих жилищах.
Воспитатель: Я вам загадаю загадки, а вы отгадаете о каком животном идёт речь.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
А зовут её. (лиса)
Воспитатель: как ты догадался, что это лиса?
- Где живёт лиса? (в норе)
-……….подойди и найди лисью нору.
-Чья это нора (нора лисы или лисья нора).
Воспитатель: Следующая загадка.
Косолапый и мохнатый,
Греет он в берлоге лапы.
Летом любит погулять.
И зверушек охранять.
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
- Как вы догадались,что это медведь?
- Где спит зимой медведь (в берлоге)
-……., подойди и найди медвежью берлогу.
- Чья это берлога (берлога медведя или медвежья берлога).
Воспитатель: Следующая загадка:
Зверь ушастый, летом серый,
А зимою снежно-белый.
Я его не испугался,
Целый час за ним гонялся. (заяц)
-Как вы догадался, что загадка про зайца?
-А где живёт заяц?
-Правильно у зайца нет своего жилища, его дом под кустом.
- ……….подойди и найди где спрятался заяц.
- Какие вы молодцы! Все загадки отгадали.
Дидактическое упражнение «Кто где живет?»
Волк живет в логове.
Белка живет в дупле.
Медведь живет в берлоге.
Лиса живет в норе.
Птица живет в гнезде.
Заяц живет в траве или под кустом.
Молодцы ребята!
Воспитатель: Весной у всех зверей появляются детёныши.
Давайте вспомним как называют детенышей животных?
Дидактическое упражнение «Назови детенышей» (игра с мячом)
Детеныши волка — волчата.
Детеныши зайца — зайчата.
Детеныши ежа — ежата.
Детеныши лисы — лисята.
Детеныши медведя — медвежата.
Детеныши белки — бельчата.
Детеныши мыши — мышата.
Задание: Найди детёныша:
Мамы потеряли своих детёнышей. Помогите им их найти. Проведите линию от мамы к детёнышу, чтобы они встретились, сначала потренируем пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Пальчик, пальчик, где ты был?
С этим пальцем в лес ходил,
С этим зайца повстречал,
С бурым мишкой мёд искал,
А от рыженькой лисички
Быстро, быстро убежал.
Воспитатель: Возьмите карандаши и приступайте к выполнению задания- будьте внимательны.
-Молодцы, вы помогли мамам встретиться со своими малышами.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями и ответили на все вопросы. Вам понравилась прогулка по весеннему лесу?
Ответы детей…..
Ребятам предлагается выбрать смайлик- (веселый) если все понравилось, (грустный)- если не понравилось и были трудности.
Ребята разбирают смайлики и возвращаются в группу . «По тропинке мы пойдем в детский сад назад придем».