Коррекция агрессивного поведения
(Таценко Д., Кузин А., Перелётов И., Глеб.)
Упражнение «Волшебный базар»
Цель: проигрывание внутриличностных конфликтов, изучение самоотношения, обучение позитивной оценке и принятие собственных негативных качеств, установление доверительных внутригрупповых отношений, поиск альтернативных (социально-приемлемых) способов удовлетворения собственных потребностей и взаимодействия с окружающими;
Задачи:
– развитие навыков управления своим эмоциональным состоянием;
– обучение способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов;
– накопление психологических знаний о безопасных способах выражения агрессии.
Для выполнения данного упражнения необходимы большие стандартные листы бумаги и маленькие (визитки по 10 штук), фломастеры и булавки. Группа сидит по кругу.
Инструкция: «Ваши руководители жалуются на то, что вы себя плохо ведете и что у вас масса плохих качеств, которые им очень не нравятся. Но мне кажется, каждый человек вправе сам решать и давать оценку своим качествам. Согласны?
Но как бы там не было, у всех есть такие качества, которые нам помогают или, наоборот, мешают жить. Поэтому сейчас будем играть в игру
«Волшебный базар».
Особенность этого базара состоит в том, что на нем торгуются и обмениваются человеческими качествами. Возьмите по листу бумаги и фломастеру и вверху листа большими буквами напишите «КУПЛЮ», ниже разборчиво, чтобы могли прочитать торговцы, напишите качества, которые вы хотите приобрести.
Приколите этот лист бумаги на грудь. Теперь возьмите маленькие листочки и на каждом напишите по одному качеству, которые вы хотели бы продать или
обменять на базаре. Итак, мы на «волшебном базаре» Походите по рынку,
присмотритесь к товару, познакомьтесь, кому какие качества нужны. Обязательно торгуйтесь, обменивайтесь двойным или тройным обменом, ищите варианты.
Помните правило – нельзя просто отдавать качества, ничего не получив взамен».
Игра прекращается, когда рынок самостоятельно «расходится», либо на
усмотрение руководителя.
Упражнение “Опасные и безопасные способы выражения агрессии” Цель: получить знания о безопасных способах разрядки гнева. Материал: поле для составления таблицы “Опасные и безопасные способы выражения агрессии”; карточки со способами выражения агрессии (раздаточный материал)
Ведущий: Сейчас я раздам вам карточки, на которых написаны различные способы выражения агрессии. Ваша задача – определить, какой это способ выражения агрессии опасный или безопасный и поместить свою карточку в соответствующее поле таблицы. Важно, чтобы участники пришли к выводу: “Управлять своим гневом – значит уметь его правильно выражать, а не искусно прятать”.
Опасные и безопасные способы выражения агрессии
ГРУБИТЬ | РИСОВАТЬ |
КРИТИКОВАТЬ | ПИСАТЬ РАССКАЗЫ |
ССОРИТЬСЯ | СМЕЯТЬСЯ |
СТРАДАТЬ | ЗАНИМАТЬСЯ СПОРТОМ |
ОСКОРБЛЯТЬ | КОЛОТИТЬ ПОДУШКУ или боксёрскую грушу |
ВИНИТЬ ДРУГИХ В СВОИХ НЕУДАЧАХ | ПРОСТИТЬ ОБИДУ |
УГРОЖАТЬ | ЛЕПИТЬ |
ДРАТЬСЯ | ЗАНЯТЬСЯ ФИЗИЧЕСКИМ ТРУДОМ |
ОБМАНЫВАТЬ СЕБЯ И ДРУГИХ, ЧТО ВСЁ В ПОРЯДКЕ | ГОВОРИТЬ, ЧТО ЧУВСТВУЕШЬ |
Упражнение «Поймай руку»
Цель: снятие негативного настроения, восстановление телесной и умственной работоспособности, концентрации внимания.
Инструкция: «Выберите себе, пожалуйста, партнёра и встаньте друг напротив друга. Тот из вас, кто старше по возрасту, будет «ловцом». Он расставляет руки и
держит их на уровне бёдер, на расстоянии около 25 см друг от друга. Кисти его рук образуют открытую ловушку. Задача второго – провести свою левую или правую руку между обеими руками партнёра, не касаясь этой ловушки, т.к. она в любой момент может захлопнуться. Если «ловец» поймает руку партнёра, то они меняются ролями. Рука, до которой дотронется «ловец», считается пойманной».
Пауза: Упражнение «Ванька-встанька»
Цель: снятие напряжения
Участники становятся в круг как можно плотнее друг к другу. Один из участников выходит в центр круга. Он пытается максимально расслабиться, а остальные, вытянув руки перед собой, покачивают стоящего в центре из стороны в сторону, поддерживая его и не давая упасть. В кругу может побывать каждый желающий.
После проведения упражнения ведущий спрашивает, кому удалось максимально расслабиться и довериться своей группе. Тем, кто побывал в круге необходимо оценить степень своего доверия по 5-ти балльной шкале. Поинтересоваться у участников с низким доверием, почему они не смогли расслабиться и что им мешало полностью довериться группе.
Упражнение «Составить портрет агрессивного человека»
Курит, ругается матом, махает кулаками, грубит, обижает маленьких, ворует.
Упражнение «Письма гнева».
Цель: обучение подростков приемлемым способам выражения гнева.
Попросите подростка подумать о том человеке, который вызывает у него злость и активное неприятие, а также о связанных с этим человеком ситуациях, где данное чувство проявлялось особенно остро.
Попросите подростка написать письмо этому человеку (чаще это один из
родителей или оба родителя, одноклассник, педагог).
Пусть в этом письме подросток честно и искренне расскажет, что он переживает, когда видит этого человека, когда слышит упреки, замечания, а возможно, и оскорбления в свой адрес, что ему хочется сделать в ответ.
Важно, чтобы подросток полностью выразил свои чувства, освобождаясь от них (предупредите ребенка, что, кроме него, это письмо никто никогда не увидит и не прочтет).
После того как подросток напишет письмо, спросите его, что ему хочется сделать с ним: разорвать, скомкать, сжечь, просто выбросить, привязать к ниточке улетающего воздушного шарика и т. п. Важно не предлагать подростку варианты действий, а услышать его желание.