Конспект занятия по математике для детей 6 лет
Тема: «Число 5. Цифра 5»
Цель: Содействовать формированию образования состава числа 5, обеспечить закрепление знаний о многоугольниках и числовом отрезке, создать условия для развития мыслительных операций, внимания, речи, воображения, мелкой моторики.
Структура занятия
1. Организационный момент.
2. Повторение ранее изученного материала
математические загадки
3. Знакомство с новой темой
а) Игра: «В гостях у Зайки»
б) «Весёлые задачки»
в) Работа с карточками.
4. Физкультминутка: «Буратино»
5. Основная часть
а) Задания с палочками.
б) Игра «Домики»
в) Упражнение «Найди картинку»
6. Итог занятия
Материалы к занятию:
Демонстрационный: геометрические фигуры, карточки с цифрами, изображения: белка, зайка, 5 орехов, 5 морковок.
Раздаточный: набор цифр, палочки, раздаточные карточки, домики.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Педагог:
- Здравствуйте, дети.
2. Повторение ранее изученного материала:
- Ребята, мы с вами уже познакомились с цифрой и числом 4. Послушайте сейчас математические загадки и скажите, какое число чаще всего встречается?
- Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест. Что это? (ответы детей: вилка)
- 4 крыла, а не бабочка. Крыльями машет, а ни с места. Что это такое? (ответы детей: ветряная мельница)
- Спинка, доска и 4 ноги - что я задумала? Скорей назови! (ответы детей: стул)
- 4 брата по улицам бродят, один другого не обгоняет, один от другого не отстаёт. (ответы детей: колёса автомобиля)
- Молодцы, правильно. Чаще всего в загадках встречается число 4.
- Сегодня за каждое правильно выполненное задание вы будете получать фишки. И в конце занятия мы подведём итоги.
3. Знакомство с новой темой: с числом 5 и цифрой 5.
а) Игра: «В гостях у Зайки»
Педагог:
- Ребята, к Белочке в гости пришли Зайка, Мишутка и Волчонок.
- разложите у себя на столе столько квадратиков, сколько зверей у меня на доске. (педагог выставляет на доске фигурки зверей , а дети на партах - квадратики, замещающие зверей)
- Белочка выложила своё угощение. ( На доске против каждого зверя выставляется по 1 ореху).
- Положите напротив квадратиков столько кружочков, сколько орехов.
(Дети напротив квадратиков раскладывают кружки.)
- Всем ли хватит орешков? (ответы детей )
Сколько гостей? (ответы детей)
Сколько орешков? (И гостей, и орешков поровну, по 4)
- Потом к Белочке пришёл ещё Лисёнок. ( На доске выставляется фигура. На парте - квадратик.)
- У себя на столе положите ещё один квадратик.
- На сколько увеличилось число зверей? ( На один.)
Сколько их стало? ( Пять)
- Хватит ли всем орешков?
- Как сделать поровну? ( Добавить один орешек)
б). «Весёлые задачки»
Педагог:
-Я вам буду читать задачки-стихи, а вы выкладываете у себя на столе столько геометрических фигур, сколько будет в ответе. (Для ответа на поставленные в стихах вопросы дети выкладывают геометрические фигуры)
Четыре краски есть у Сани,
Одна у маленького брата.
Все краски посчитайте сами,
У стены стоят кадушки. Ну, постарайтесь-ка, ребята!
В каждой ровно по лягушке. (5)
Если было пять кадушек,
Сколько было в них лягушек? (5)
Возле грядки две лопатки.
Возле кадки три лопатки.
Все лопатки сосчитать -
Сколько будет? Ровно…(пять)
- сколько геометрических фигур у вас получилось? (5)
- с какой цифрой и числом мы сегодня познакомились? (Дети отвечают)
в). Работа с карточками.
Педагог:
-Каждый из вас получит карточку с заданием. Слушайте первое задание.
Сосчитай яблоки и соедини дерево с соответствующей цифрой. (дети выполняют задание)
Дорисуй точки божьим коровкам до 5.
Посчитай количество снежинок и запиши.
Сосчитай пуговицы. Соедини одинаковые рубашки.
Нарисуй соответствующее число грибочков в каждой корзине.
(дети выполняют задание)
Педагог:
Молодцы! С заданием все справились очень хорошо! (раздаёт фишки)
4. Физкультминутка: « Буратино»
Буратино потянулся. Раз - нагнулся, два - нагнулся, три - нагнулся.
Руки в стороны развёл. Видно, ключик не нашёл. Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать.
5. Основная часть
а). Задания с палочками.
В задании повторяются и закрепляются представления детей об отрезке, угле, многоугольнике.
Педагог:
- Выложите замкнутую ломаную линию из пяти отрезков.
- Как ещё можно назвать эту фигуру? (ответы детей: кривая)
- Вначале выложите многоугольник с помощью палочек.
- Сколько у пятиугольника сторон, вершин, углов? (5)
- Сколько у вашего пятиугольника острых углов? Прямых? Тупых?
(Дети отвечают)
б). Игра «Домики»
Повторяется состав чисел 2-5 с использованием наглядной опоры. У каждого на столе набор цифр. Карточки с домиками, на которых написаны числа 2.3.4.5.
Педагог:
-В домике живёт число. Заселите этажи дома числами так, чтобы получилось число, которое в нем живет. В доме два подъезда. В одном подъезде живут числа в порядке возрастания, а в другом в порядке убывания. (дети выполняют задание)
- Умницы, вы все справились!
в). Упражнение «Найди картинку»
(Педагог раздаёт детям карточки).
Педагог:
- На карточке нужно найти одинаковые предметы, нарисованные на большой и маленькой картинках. Соедините их линией.
(Педагог проверяет правильность выполнения задания. Тем, кто выполнил правильно, педагог даёт фишки. Остальным помогает выполнить правильно).
4. Итог занятия.
Педагог:
- Какое задание вам понравилось на занятии?
- Что вызвало затруднение?
- С каким новым числом познакомились?
- Покажите пять пальчиков. Покажите рукой цифру, которой обозначается
число пять.
-Молодцы!